Известно, что Куршская Коса является особенной изюминкой из всех достопримечательностей страны. С недавнего времени в маленьком заливе, куда стремятся воды Немана, у туристов появилась уникальная возможность арендовать яхту. Если знать, с какими невероятными приключениями и эмоциями придется столкнуться, то это вполне оправданное затея.
Как рассказывает путешественник Бодо Мюллер, приключение началось с прохода яхты вдоль бывшего рва города-крепости Мемеля. Этот город больше знают, как Клайпеду. Интересно, что ров сохранился в идеальной форме с эпохи Тевтонского ордена. Красивая яхта путешественника устремилась к волнам речки Данге. Дальше команду ждал заветный Куршский залив в Балтийских водах.
Здесь заведено правило – в начале каждого часа служителю надо выйти на поворотный мост, где в былые времена пришвартовывались ганзейские лодки. В настоящее время это местечко стало уютной гаванью для европейских суперяхт. В центре моста служащие, следящие за мостом, устанавливает в паз железный рычаг. В итоге вся конструкция разворачивается, освобождая проход от причалов к речке.
Команда путешественника прошла в Данге. Причем маршрут лежал мимо клайпедской фахверковой мельницы. Через какие-то 300 м лодка очутилась в форватере близ Балтийского моря. Команда поднимает паруса и берет курс на юго-восток. Справа остается знаменитая Куршская Коса с шириной около километра в этом участке.
Серо-коричневая вода залива созвучна по цветовой палитре с небом на полоске горизонта.
Залив, как отмечают путешественники, не очень большой. В этих 29 милях, что находятся на участке между Калининградской областью и Клайпедой, есть привлекательные для яхтсменов места. Поначалу кажется, что грузовые терминалы формируют однообразные пейзажи. Однако дальше интереснее! Кстати, Клайпеда выступает на 6 месте среди крупнейших портов Балтики.
Торговля организована отсюда в Германию, направляются железные караваны с грузом в Швецию и Данию. Наиболее востребованный груз – нефть и газ, поставляемые на судах из РФ. Гладь воды спокойна за доками и берега практически не видно. Маршрут лодки пролегает по форватерам, размеченным буями. Ни в коем случае нельзя уклониться в сторону: один неверный шаг капитана – и лодка садиться на мель!
Ах, этот юг и дюны!
Яхтсмены наслаждаются теплым ветерком и легким ходом яхты. Лодка снова вторит ветру, покачивая людей на небольших волнах. Яхтсмены, не бывавшие в Балтике, не представляют себе, насколько непредсказуемы волны у этих берегов. За косой лежат 250 миль открытого морского пространства. Нередко дуют беспощадные ветра с севера, не менее сильны они и с северо-запада. Метровые волны – это совсем не редкость для этих мест.
Кстати, для небольших яхт здесь не самые лучшие условия. Еще хуже рыбачить на маленьких лодочках. Благодаря рыбакам коса в 96 м сформировалась и видна издалека. По легенде рыбакам в этих местах приходилось несладко. В итоге великанша Неринга насыпала песок, чтобы облегчить рыбацкий тяжелый труд. К слову, объединение рыбацких деревенек так и называется «Неринга».
Щедрые дары Неринги
На косе, по легенде, владычица морская оставила клады. Берега между Калининградом и Клайпедой богаты на янтарные залежи. Природа не поскупилась подарить этот солнечный камень людям. Представьте бочку янтаря! Именно такой «улов» набирали женщины 150 лет назад. В настоящее время такая бочка не помешала бы каждому: стоимость такого груза – 2 млн. евро.
Вот уже справа мелькнули домики поселка Йуодкранте. В былые эпохи деревня называлась Шварцорт. Лодка на спущенных парусах причаливает. Впереди – новые знакомства, интересные новости. В этой деревушке раньше не было большого причала. Сегодня это громадный терминал. В 1855 г. дно залива углубили на протяжении расстояния от Клайпеды до Нидден. Кстати, это курортный городок, появившийся недавно. Сейчас он называется Нида. По такому дну было легче причаливать. Большие суда легко швартуются, до этого здесь курсировали курены, это малогабаритные суденышки с глубиной погружения в 40 см. Глубины особенной не требовалось: на мелкой воде поднимался выдвижной плавник. Углубление дна – идея, которая пришла в голову двум деловым мужчинам из Мемеля. Работа проводилась бесплатно. Точнее, в качестве дара они подняли грунт и все, что находили, оставляли себе.
Инспектор, давший добро на эту работу, осознавал вероятность наличия янтаря в грунте. Однако мужчина даже не предполагал, в каком количестве камень залегает на дне.
В итоге бизнесмены стали сказочно богатыми, поднимая со дна грунт с камнем. Государство все же затребовало свою долю от предпринимателей. В работе принимало участие много народу – свыше 1 тыс. человек. Янтарная лихорадка прошла без особой шумихи, и свидетелей того времени остались единицы. Портовые сооружения сохранились сквозь эпохи, выступая в качестве причала для суперяхт. Сельчане гордятся поселком, особенно километровой аллейкой для неспешных прогулок. По этой дорожке установили скульптурные монументы из камня.
По воспоминаниям яхтсменов, в 16 милях располагается Нида, куда они шли вплотную к свободолюбивым дюнам. На губах постоянно мешал песок. Дюны раньше были «всеядны», поглощая все, что попадалось на пути. Деревеньки оставались под песком, и уже больше ничего о них не напоминало, даже карты. Работа дюн восхищает, одновременно повергая человека в шок. Вильгельм Фон Губольдт, путешественник, утверждал, что Куршская Коса сравнима с Испанией и Италией. Он имел ввиду, что каждый турист обязан посетить эти места, желая подвергнуться невероятным ощущениям от морских пейзажей.
Вот команда приблизилась к красно-белому маяку. Пристань отделана в новом стиле, где судно получает местечко для стоянки у гостевого причала. Условия для моряков созданы замечательные: вода, санузел, душ – все предусмотрено. Нида считается самым оригинальным пространством Неринги. К слову, жизнь городка течет в тесной связи с «бродячими дюнами». Вначале становления располагался поселок южнее от места, где находится сегодня. В дальнейшем песок сделал пагубное дело, засыпав дома. В результате люди построили вторую Ниду. Вынужденная мера не спасла новые дома от песка, их снова засыпало.
В 1730 г. люди решили бороться с песком, перенеся его на нынешнее пространство. От поколения к поколению рыболовы формировали определенный уклад. До 1919 г. жители не были знакомы с понятием «городская жизнь». Они жили тихо, занимаясь рыболовством, бережно храня очаг и традиции. Деревянная лодочка с примерной длиной в 11 метров с парусами шоколадного цвета проплывет мимо яхты. Особенность замечается яхтсменами сразу – массивные черты шверта. Хлопчатобумажные паруса, спускаемые на шкипере, подарили немало приятных часов в море экипажу судна. Бодо Мюллер заинтересовался, не курена ли проплывает мимо. Капитан этой лодочки ответил неоднозначно, пригласив коллегу на борт.
Капитан рассказал удивительную историю. Оказалось, когда-то давно вместе с отцом со дна моря они подняли гнилую курену. Спасательные мероприятия длились долго, она практически вся сгнила. По этой причине это курена наполовину.
Нида многонациональная
Большая часть зданий в населенном пункте отреставрированы, находятся в отличном состоянии. Признание независимости Литовского государства мотивировало туристов на путешествия в Ниду. Люди стремились купить дом, начиная с визита туристов в дом Томаса Манна. Экскурсионные программы в обязательном порядке включают осмотр его здания. Туристы сразу влюбляются в интерьер. Почему Томас Манн решил прикупить здесь дом и сделать из него летнюю резиденцию. В местном музее гиды знают секреты. В 1929 г. Томас Манн впервые посетил Ниду. В его душе поселилась любовь к дюнам.
В конце года получив Нобелевскую премию, Томас устремился в Ниду на покупку просторного особняка.
Здание выстроено в архитектуре стареньких деревянных домиков, аккуратных, романтичных. Кровля из соломы, две головы лошадей на коньке – традиционный вариант постройки тех лет. Из окон особняка открывается чудесный вид на залив. Кстати, в этом доме Томас Манн прожил три лета. С ним жила семья. В 1933 г. фашисты заставили писателя эмигрировать в Швейцарию.
В другой стороне от дюн расположилась Россия. Пересечение границы потребовало бы длительной бюрократической волокиты. В связи с этим яхты проплывают мимо на запад с водами, втекающими в Неман. Глубочайший рукав реки именуется «Атматой». По нему яхты проплывают до г. Русне.
Рядышком с Атматой яхта заходит в дельту у маяка. Округа поросла камышом. На возвышенностях словно грибы выросли домики с соломенной кровлей. Спустя некоторое время вырастает небольшой населенный пункт Уостадварис. Парочка катеров, яхт из Клайпеды спокойно отдыхают от долгих маршрутов. Тишина, разбавленная звуками очаровательной природы, погружает в умиротворение. Можно услышать только шепот камыша, звуки аистов, бакланов. Минге – деревенька, с характерными нотками для Пруссии с расположенными по отдельности домиками рыбаков с индивидуальными причалами. Яхта постепенно оказывается в поселке, швартуясь в маленькой гавани.
В этом местечке ожидает туристов жаркая сауна, но вид не особо привлекательный у плавучей избушки. Зато усадьба Мингес-экзотика превосходит все ожидания на другой стороне канала. В это время приезжает рыбачок на лодочке, забирая гостей до этого домика. Вдруг неожиданно начинается дождь, но яхтсменов не испугать дождем. Дочь рыбака готовит жареную картошку с судаком и грибами.
Утро порадовало солнечными лучами, яхтсмены возвратились в залив. Последний день на воде радует приятным отблеском в золотых тонах дюна. Яхта держит курс на Клайпеду, вот уже появились башни города. Куршский залив подходит даже дилетанту-яхтсмену. Однако в этой части пути новичок сможет ощутить себя шкипером.
Интересные факты для туристов!
Куршская коса – это одно из самых интересных местечек, пригодных для парусников. Побережье испещрено пляжами, но нет гавани. Укрыться от непогоды сложно.
Как доехать?
- Самолет. Прямого рейса из Клайпеды или Москвы не существует. В 25 км от Клайпеды работает аэродром Паланги. Российские и литовские авиалинии доставляют пассажиров сюда. Из Гамбурга летают воздушные суда «Эйр Балтик».
- На машине можно добраться из Вильнюса по трассе Е-85. Калининградцы добираются по этому маленькому нацпарку, по Косе. Из крупных городов Литвы до Клайпеды курсируют автобусы. Кстати, автовокзал располагается почти в центре.
- Туристы ездят поездами из Кретинги, Вильнюса, Шауляя, Каунаса. Вокзал функционирует недалеко от центра.
- Морской путь подразумевает дорогу от терминала в Клайпеде. Международный паромный терминал расположился в 18 км от центральной части мегаполиса. Паромы в Клайпеду из Германии приплывают из популярного туристического города Киль. Путь обойдется примерно в 38 евро с индивида. Это цена за двухместный номер. Для авто надо выделить место, что обходится путешествующему в 164 евро. Также приплывают паромы из г. Засниц. Паром плывет в течение 19 часов. За двухместку придется отдать аналогичную сумму. Правда, участок под авто стоит 214 евро.
- Чартером. Можно воспользоваться услугами литовского предприятия Gosail, сдающего в аренду яхты. Стоимость примерно обойдется в 2 086 евро в неделю. Яхты сдают комфортные, с прекрасными условиями. Лодки специально подобраны для круизов по заливу. Осадка судов обычно составляет 1,47 м из-за короткого киля. К тому же, туристам предлагают арендовать лодку на сутки. Сделать это можно с понедельника по четверг за 232 евро за день использования.
Важно обратить внимание, что в выходные дни, начиная с пятницы, аренда обойдется в 290 евро.
Красивые места для посещения туристами
Клайпеда – город с уютной мариной. Располагается она в паре шагов от пешеходной зоны в Старом городе. Туристы любят побывать в ресторанах, клубах, магазинах, находящихся недалеко от марины.
Йуодкранте представляет собой благозвучие природы и деревенской жизни. Небольшие причалы пригодны для швартовки. К северу крупным яхтам лучше не заходить, залив мелковат. Гости обожают скульптурные творения, придуманные мастерами-умельцами.
Нида привлекает путешественников особым уютом небольшой пристани. За 15 минут отсюда можно добраться до Большой Дюны, откуда открывается богатый пейзаж.
Минге радует рыбацкой самобытностью, прусскими традициями. Осторожно! На карте не значатся ЛЭП к северу от поселка. На юге существует яхт-клуб. Здесь можно заночевать, принять душ с дороги и «попарить косточки» в баньке. Отличный рыбный ресторанчик работает на другом берегу от канала. Хозяин приедет и заберет Вас из любого места.