Выход в свет новенькой TP52 Platoon произвело настоящий фурор. Лодку оснастили надписью красного цвета, которую скептики не признали как инновацию, говоря, что это канувшее в лету старое, которое сейчас решили вспомнить. Судостроители специализирующиеся на ТР 52 шагнули далеко вперед, выпустив одновременно восемь корпусов. При этом изменен эстетический вид судна. Действительно, цветовое оформление лодок существовало всегда, но так ярко и вызывающе никогда еще не раскрашивали яхты.
Немного истории
Ее спустила на воду судоверфь Premier Composites Technologies. Над проектом работали конструкторы компании Judel/Vrolijk, которые являются монополистами в работе над лодками этого класса. Например, судно Platoon фактурой и цветовым оформлением стилизовано под броненосец. Капитану команды Харм Мюллеру-Шпрееру, которому принадлежит судно, выпала честь стоять у штурвала такой необычной яхты.
Без всяких сомнений эта чудо-лодка – лидер сезона в Super Series TP 52. Яхтсмены довольны внешним видом своего судна. Использовалось ли когда-нибудь подобное оформление судна? На самом деле «боевой раскрас» Platoon удивляет и восхищает многих. Множество аэрографических студий уже ожидают бесчисленное множество заказов от богатых владельцев лодок, потирая руки в предвкушении. Заказы понемногу поступают.
Хотя большинство придерживаются мнения, что подобная аэрография не является инновацией.
Их мнение нельзя считать ошибочным, ведь, если обратить свой взор в прошлое и вспомнить судно под названием Guilty, которое принадлежало греческому миллионеру, и было оформлено в стиле нео-арта. Судовладелец Дакис Джоанноу был большим поклонником современного творчества и пригласил известного американского художника, чтобы тот разукрасил его яхту. Американец пригласил Ивану Порфири, которая была знаменита в мире яхтенного дизайна. Результатом совместной работы стало нечто загадочное и даже вызывающее.
Творцы не стали особо заморачиваться, применив технику dazzle camouflage, которая была разработана столетие назад. Суть техники в камуфлировании судна, она активно применялась во времена Первой мировой, когда британская флотилия несла колоссальные потери по причине того, что Атлантика была нашпигована вражескими субмаринами. Избежать столкновений и атак не представлялось возможным. Английское правительство всерьез задумалось над решением задачи о снижении собственных потерь в акватории.
Тогда было принято решение о маскировке кораблей. Их раскрашивали под виды побережья, но способ оказался неэффективным: пока корабль стоял, он сливался с берегом, но выходя в море он становился легкой мишенью противника. То же самое происходило и с кораблями, раскрашенными под гладь воды. Служивший в рядах королевского морского флота художник Норман Уилкинсон предложил решение проблемы. Его идея была в том, чтобы не маскировать корабли, а наоборот, сделать яркую броскую окраску. Главная цель была запутать и сбить с толку фашистов. Корабли должны были быть раскрашены специальным образом так, чтобы нацеливая свое оружие немцы не могли определить скорость и курс судна. Чтобы стреляли сколько вздумается, но попадали.
Современное искусство
Заложенный когда-то стиль dazzle camouflage породил несколько современных модных течений. Одно из которых – кубизм. Странные нечеткие линии, маскирующие углы, разнообразные геометрические фигуры ярко раскрашенные. В общем, полнейший хаос и неразбериха, в которых могут разобраться только специалисты в области морского дизайна, но не вражеские офицеры. Именно это и нужно было англичанам в то время.
Поначалу в английском адмиралтействе отнеслись с недоверием к предложению художника, но очень скоро всем стало понятно, что это единственно правильный выход из сложившейся ситуации. Перспективы обрисовались уже после первых проведенных испытаний на воде. Техника раскраски очень затрудняла зрительное восприятие судна. Таким образом, трудно было определить где какая часть корабля.
Такая графика не позволяла противникам сделать точный выстрел.
В те годы были привлечены лучшие английские художники к разработке замысловатых узоров. Был среди них известный Эдвард Уэдсворт – художник современник и автор многих инновационных проектов того времени. Уэдсворт был настоящим знатоком авангардистов, поэтому ему было просто работать, используя их идеи в своем творчестве. Вариаций раскраски было великое множество и становилось только больше.
Художники активно работали, придумывая новые узоры. Результатом трудоемкой работы стало то, что идею переняли Штаты, Советский Союз и Франция. Английский художник в своей работе использовал опыт российских авангардистов, поэтому авторами узоров могли быть отечественные художники, опыт которых переняли бы союзнические страны. Тем более, что практически одновременно с Уилкинсоном художник из Севастополя предложил свой вариант оформления боевых судов. Юрий Шпажинский прозвал свое творчество иллюзорным.
Он раскрасил борта многих военных кораблей, в числе которых был броненосец «Синоп» и эсминец «Громкий». Оформлены суда были неровными линиями и треугольниками разных оттенков. Балтийский крейсер «Кондор» был раскрашен голубыми линиями, его отправили на испытания. Разница в зрительном наблюдении между нераскрашенным кораблем и иллюзорным не была выявлена, поэтому проект Шпажинского закрыли.
Все-таки Германия проиграла эту войну, поэтому можно сказать, что техника боевой раскраски кораблей внесла свой вклад. Когда война закончилась пассажирским кораблям вернули их белоснежный первозданный вид. Некоторые были раскрашены в черно-белую гамму. Военные же корабли перекрашивать не спешили: они оставались в боевой раскраске вплоть до того времени, когда появились первые радары, которые доказали бесполезность такого оформления судов.
Корабли перестали раскрашивать в стиле авангард. Только спустя время это направление живописи, которое когда-то спасло многие человеческие жизни, вспомнили. Небольшие лодки и яхты стали оформлять вычурными узорами. Конечно, в наши дни подобный камуфляж – это всего лишь попытка сделать свое судно ярким и выделяющимся, не похожим на другие. Никакой практической задачи современная раскраска не выполняет.
Послевоенные годы
В наши дни корабли, перевозящие грузы не раскрашивают. Единственное, что красуется на борту сухогруза – название судна или компании, которая им владеет. Суда для морских путешествий – совсем другое дело. Полвека назад, японцы впервые начали раскрашивать свои паромы. Они рисовали птиц и животных. В 90-х раскрасили пассажирские корабли компании Aida Cruisers. Немецкий художник реализовал свою идею, и на борту лайнера красуются глаза и улыбающиеся губы.
Рисунок очень похож на раскраску древнегреческих лодок. Разукрашенные корабли компании пользуются популярностью у пассажиров, принося компании немалый доход. Опыт судовладельцев тут же переняли конкуренты.
Например, итальянская судовладельческая фирма Moby Lines подписала контракт с кинокомпанией Warner Brothers, чтобы украсить борта своих кораблей изображениями мульт-героев.
Некоторые катера, владельцы которых заядлые охотники, имеют окраску, маскирующую их под камыши. Частенько раскрашивают лодки, предназначенные для участия в регатах. А вот владельцы парусников не спешат раскрашивать свои лодки, понимая, что в соревновании главное участие и победа, а не броскость и яркость судна. Действительно, часто раскраску имели паруса. Были и различные рисунки и рекламные бренды, а корпуса лодок оставались в своем первозданном цвете.
На борту лодки, предназначенной для гонок, как правило, красуется только ее название. Поэтому и стало полной неожиданностью для всех, что Platoon явилась в новом свете, стилизованная под броненосец. Последуют ли примеру смелого судовладельца хозяева других парусников или Platoon останется единственный в своем роде?
Оригинально смотрится раскраска парусной лодки. Видимо владелец решил добавить своей любице уникальности и одновременно с этим вспомнить хорошо забытое старое. Получилось весьма изящно и необычно. Вместе с тем, это вызвало разговоры и пересуды в мире яхтинга, что отличает лодку от других. Множество парусников в своем первозданном белом или синем цвете не привлекают к себе внимание любителей и болельщиков яхтенного спорта. А тут… Безусловно, раскрасить свой парусник, да еще и стилизовать под броненосец было смелым решением для Харм Мюллера-Шпреера.
Ну что ж, судно уникально, а появиться ли желание повторить его смелую идею и воплотить в жизнь – будет видно.