Териса Вандерлоо рассказывает о реальной стоимости путешествия на борту и делится советами о том, как спланировать бюджет:
Два года назад мой партнёр Ник и я отправились из Великобритании, чтобы воплотить в жизнь нашу мечту – совершить плавание по всему миру. Мы потратили много лет на этот план и уделили огромное внимание каждому аспекту нашего круиза, к которому готовились так долго. В том числе, конечно, очень большое внимание уделили стоимости.
Мы тщательно рассчитывали, сколько нам стоило бы плавать по всему миру, и, к лёгкой тревоге, не смогли просчитать чётко и точно всех пунктов расходов. Некоторые из статей расходов были легко оценены, например, расходы на само судно, страхование, а также всё очевидно необходимое оборудование, которое должно было быть включено в поездку, такую как наша. Тем не менее, текущие расходы за месяц оставались настоящей тайной. И так продолжалось до тех пор, пока мы не отправились.
Первоначально мы планировали выделить в общей сложности 2500 фунтов стерлингов на месяц. В эту сумму должны были быть включены все расходы, за исключением случайных – неожиданных затрат. Наш бюджет был основан на прогнозируемом доходе от объектов, которые мы сдавали в аренду, а не на любых доказательствах того, что эта сумма будет правильной или даже достаточной. Мы действительно понятия не имели, сколько будем тратить на топливо, продукты, ремонт и техническое обслуживание – только время и опыт предоставят нам эту информацию.
На яхте – по всему миру…
В то время на Британских Виргинских островах мы встретили пару, у которой был невероятно красивый 55-футовый совершенно новый, хорошо обустроенный катамаран. К сожалению, после 18 месяцев круиза, у них кончились деньги и теперь они были вынуждены вернуться на работу. Мы были немного озадачены: почему же они не купили немного менее дорогую лодку и не использовали эти деньги для дальнейшего круиза?
Нам стало очевидно, что они значительно недооценили свои ежемесячные расходы на такую большую, дорогую яхту. Одна только их страховка заставила меня прослезится…
Итак, сама покупка яхты, очевидно, будет наиболее большим расходом для тех, кто планирует отправится в круиз. И опыт этой пары подчёркивает важность покупки лодки, которую вы можете себе позволить содержать, и не тратить столько, что впоследствии вы будете ограничены во всём остальном, оставшимся небольшим ежемесячным бюджетом.
Расходы на проживание
Наши ежемесячные расходы были относительно стабильны с момента их утверждения – два года назад. Мы отплыли из Великобритании, через Атлантическое побережье Европы, Марокко, далее, наше путешествие продолжалось через Канарские острова, Карибский бассейн, Багамские острова и США. Наш опыт показывает, что, когда вы можете сэкономить некоторым образом на чём-то одном, другие статьи расходов, скорее всего, будут возрастать.
Закупка провизии
В Европе, например, обеспечение провизией было на высшем уровне, не только из-за того, что были доступны свежие фрукты, овощи, морепродукты, мясо, но также и потому, что стоимость еды была разумной. Таким образом, мы ели разнообразную и здоровую пищу, запивая местными недорогими винами и пивом. Наши ежемесячные расходы на обеспечение провиантом были низкими, но из-за отсутствия хороших креплений мы почти всё время проводили в причалах. И, наоборот, в Карибском бассейне и на Багамских островах нам редко приходилось входить на пристань для яхт, и якорь почти всегда был свободен (что было гораздо приятнее). Однако, еда была очень дорогостоящей. Почти все продукты были импортированы и есть в различных заведениях приходилось редко из-за чрезвычайно высоких цен (было дешевле выходить на обед в центре Лондона).
В следующем году мы планировали отправиться в южную часть Тихого океана и были предупреждены о высоких расходах, связанных с морскими путешествиями в этой области. Моя хорошая подруга, Бехан Гиффорд поделилась советом. Она, её муж Джейми и трое их детей плыли по Тихому океану, проводили время в Австралии и Азии, прежде чем отправиться в Индийский океан и далее в Африку. Затем они пересекли Атлантический океан, побывали в Карибском море и прибыли в США. Они предлагают консультационные услуги для тех, кто заинтересован в жизни и на борту. Бехан говорит, что бюджет является одним из самых важных аспектов круизного образа жизни, из всех моментов, о которых можно упомянуть.
Вообще, она разбивает расходы на три части: большие финансовые ежегодные расходы (например, страхование лодок и медицинское страхование), переменные ежемесячные расходы (например, бакалейные товары, различные разрешения, топливо) и дискреционные расходы (рестораны, развлечения, экскурсии).
Под парусом в океане
Фиксированные затраты, например, будут одинаковы для каждой яхты, хотя иногда это зависит от размера и стоимости лодок, как страхование (оно обычно составляет от 1.5% до 3% от стоимости судна). Переменные ежемесячные расходы могут быть скорректированы в соответствии с бюджетом и будут зависеть от ряда факторов: некоторые лодки плывут повсюду, независимо от того, насколько сильный ветер, на других будет необходимо включать двигатель и сжигать дизель, чтобы добраться до места назначения немного быстрее.
У всех разные привычки, когда речь идёт о таких вещах, как покупка алкоголя, употребление местной и импортной еды и использование интернета.
Наконец, дискреционные расходы явно необязательны, они регулируются в зависимости от бюджета и личных предпочтений. Имея за плечами опыт семи лет плавания по всему миру, Бехан считает, что для большинства людей 1500-2500 фунтов стерлингов в месяц является реалистичной суммой для совершения таких путешествий (и конечно, любые суммы выше этой).
Бехан и её семья замечали существенные изменения в структуре и объёме расходов, при переходе из одного региона в другой. Например, Австралия является одной из самых дорогих стран для яхт из-за высоких затрат на подготовку и оплату труда работающих в этой области. Азия, с другой стороны, почти смехотворно дешева в этом отношении, за некоторыми исключениями, такими, как например, Сингапур. Бехан описывает его как «дорогостоящий, но весёлый».
Персональный выбор
Но, несмотря на всё это, для большинства лодок фактическая стоимость в месяц остаётся весьма близкой. Вместо этого, привычки и расходы, которые меняются от региона к региону, влияют на бюджет очень сильно.
Например, в Таиланде Бехан и её семья часто ходили в рестораны, ездили на экскурсии и платили за техническое обслуживание лодки, из-за низких затрат на рабочую силу. Эта относительная затратность привела к значительному увеличению их расходов. В южной части Тихого океана они наоборот были очень осторожны в тратах, редко заходили на причалы и воздерживались от дорогостоящих экскурсий и поездок на суше.
Следовательно, они смогли не выйти за рамки своего планируемого бюджета, несмотря на высокие местные цены.
Внутри яхты
В этих местах долгосрочное планирование может сильно помочь с сохранением от излишних трат. В то время как в США Бехан с семьёй снабжались потребительскими товарами, которые были дешевле в Штатах. Они решили обслуживать лодку в Мексике и Азии, где это было относительно доступно, а не в таких местах, как Австралия, где издержки были чрезвычайно высоки. Они были уже полностью готовы провести сезон в Тихом океане, находясь в Мексике, необходимо было только пополнить запасы свежей еды.
Итак, окончательного ответа на вопрос «Сколько стоит – плавать по всему миру?» ответа нет. Лучше спросить самого себя, какой образ жизни был бы для вас удовольствием? Или, на какие жертвы и компромиссы вы готовы пойти?
У Ника и у меня нет особых запросов на экстравагантный образ жизни. Тем не менее, нам нравится один, или два раза в неделю есть в ресторане, и время от времени мы платим за экскурсию или наём автомобиля. Мы также знали с самого начала, что нужно будет лететь домой один раз в год, чтобы увидеть семью, поэтому стоимость лодок и авиабилеты – две наших главных статьи расходов. Каждая семья, которая выбирает путешествия на лодке, имеет свои собственные приоритеты.
Одно можно сказать наверняка, Ник и я – и люди почти на каждом судне, с которыми мы встречались в течение последних двух лет, согласны с тем, что такое время препровождения того стоит. И ещё одна вещь, о которой нужно помнить: независимо от разницы в бюджете между 32-футовым судном, плавающим короткими дистанциями, и многомиллионной яхтой по соседству, мы все плаваем в той же чистой воде и наблюдаем одинаково прекрасный вид золотого заката.
Советы по снижению расходов
Бехан и я согласны с тем, что бюджет в размере 1500-2500 фунтов стерлингов в месяц является реалистичным для большинства путешественников в таких круизах. Но есть и много лодок, хозяева которых живут гораздо скромнее. Холли и Саймон плывут по Карибскому морю со своей годовалой дочерью и собакой. Они отлично справляются с бюджетом в 570 фунтов стерлингов в месяц. В эту сумму входят все расходы, кроме капитального ремонта . Чтобы придерживаться такого бюджета, они очень осторожны с подготовкой к плаванью, проводят много времени на якоре, ограничивают количество пресной воды, которую они используют, и выполняют всё обслуживание и не очень большой ремонт самостоятельно.
Незабываемые впечатления
«Мы очень редко ели в ресторанах, и когда мы это делаем, то впоследствии разочаровываемся – говорит Холли – вы можете найти удивительно дешёвую местную еду в маленьких лачугах на островах вокруг Карибского бассейна – потратите при на это совсем небольшую часть тех денег, которые оставили бы в ресторане». Переезд с одного острова на другой, или из одной страны в другую всегда несёт с собой траты. Это ещё более заметно, когда вы путешествуете с домашними животными, что часто требует дорогостоящих проверок, посещений ветеринара и документов при выезде и въезде.
На вопрос о том, какими были основные уступки и жертвы, на которые пришлось пойти, она сразу же отвечает – «Вино!» Другое дело, что при таком бюджете они не могут себе позволить развлечь гостей. Они часто встречаются с единомышленниками и приглашают их на ужин.
Холли признаёт, что её образ жизни и бюджетные ограничения – не для всех. «Вы должны быть очень организованными, отслеживать свои расходы, планировать их. Иногда вы должны чем-то жертвовать или переносить непредвиденные издержки, это может действительно сбить человека с ног; но с другой стороны, он чувствует себя очень самодостаточным, не расточительным, даже полезным».
Получение экипировки
Наши самые большие издержки, не считая затрат на лодки, были расходами на предметы оборудования. Мы его купили специально, чтобы сделать морские и океанские просторы более безопасными для нас, и путешествие – более приятным. Гидронасос, гидрогенератор, радио SSB, парашютник, комплексная аптечка первой помощи, маршрутизатор Redbox, спутниковый телефон, и трекер Yellowbrick – одни из самых дорогих вещей, которые есть на нашей лодке.
По нашим оценкам, общая стоимость установки всего этого и прочих необходимых вещей на лодку, составляет не менее 20 000 фунтов стерлингов. Излишне напоминать, что если вы покупаете подержанное судно с намерением отправится в круиз, то рекомендуется искать такие лодки, у которых уже есть хотя бы часть этого оборудования.
Разумеется, вам понадобится ещё около 20% от стоимости вашей лодки для проведения ремонтных работ. Например, для Ruby Rose проверка и ремонт обходятся в 1000 долларов США в год, замен батарей каждые пять лет на такую же сумму, и регулярно производимый ремонт двигателя и автопилота, каждый из которых может стоить 1-2 тысячи долларов.
Если вы планируете вернуться домой, вам необходим бюджет для хранения. Для Ruby Rose стоимость хранения обошлась в 12 долларов США за фут в месяц (480 долларов всего), плюс затраты на вывоз (400 долларов) и ураганные сборы – одноразовая плата в размере 500 долларов.