В наши дни парусное плавание является очень популярным и востребованным как видом спорта, так и отдыхом, развлечением. Рассмотрим историю возникновения мирового парусного спорта и яхт-клубов на примере зарубежных стран.
Зарождение парусного спорта происходило, прежде всего, в странах с развитым мореплаванием, таких как Англия, Голландия, страны Скандинавского полуострова.
Изначально парусные яхты появились в ХVI веке как атрибут богатых людей, своеобразная «водная карета» и обслуживались профессиональными моряками. На первое место при строительстве яхт выдвигались требования красоты и комфортности, плавности хода, а отнюдь не скоростные характеристики.
Однако в эпоху великих географических открытий ситуация изменилась. Наряду с наращиванием промышленного потенциала Европой, и, как следствие, увеличением количества благосостоятельных людей, появилась тенденция к массовым грабежам недавно открытых материков. Награбленное имущество в свою очередь подпитывало новый виток экономического роста. Теперь более богатыми и цивилизованными странами являлись страны, расположенные вдоль побережья Атлантического океана и Северного моря (Англия, Голландия и Дания), а не прежний континентальный экономический центр Европы, имеющий доступ только к внутренним морям (Италия, Германия, Россия, Швеция, Польша).
На этот период пришлось много междоусобных войн, рост морской торговли, а также расцвет пиратства. Поэтому произошло резкое повышение спроса на яхты, и теперь владельцы стали больше обращать внимание на их быстроходность. Яхты были нужны как на государственной службе, так и предпринимателям-торговцам, а также контрабандистам. Последние больше других были заинтересованы в увеличении скоростных характеристик парусных судов, чтобы иметь возможность обойти военные, сторожевые, таможенные суда. Возник спрос на грамотных судостроителей.
После образования США и завершения Наполеоновских войн пошло бурное развитие морской торговли, а значит, начался новый этап в истории яхтинга. Скорость при строительстве парусников вышла на первое место. Морские торговцы, обладатели быстрых яхт, становились миллионерами. Теперь над созданием яхт трудились профессиональные конструктора, используя наработки контрабандистов в этой области. У судов появился длинный нос, мачты начали устанавливать под небольшим наклоном (клипер), что привело не только к увеличению скорости, но и к увеличению маневренности. Одновременно технический прогресс привел к появлению паровых двигателей.
В это же время уставшие от бесконечных войн люди начинают искать вдохновение, и многие становятся поклонниками парусных яхт из-за их элегантности, скорости, маневренности. Таким образом, в первой половине XIX века популярность парусного плавания резко увеличилась. Например, в Великобритании в этот период количество парусных яхт возросло с 50 до 500.
Почитатели парусного плавания в качестве соревнований, путешествий и отдыха появляются не только в Великобритании, но и во Франции, Голландии, Скандинавских странах и США.
Первые докуметально зафиксированные гонки произошли в 1670 году на Темзе, когда король Англии Карл II соревновался с герцогом из Голландии и выиграл состязание.
Появляются предпосылки для развития яхт-клубов. Тем более, что различные джентльменские клубы по интересам в той же Англии существовали уже давно (с начала ХIV века).
В Англии одним из первых появился Королевский клуб военного флота (Royal Navy Club). Он был основан в 1674 году Яковом, герцогом Йорка. Собственники парусных яхт встречались в клубе и обсуждали планы на новый сезон, беседовали о яхтах. Это со временем привело к возникновению определенных традиций, в том числе и к проведению в отдельных случаях парусных соревнований и смотров. Но все же парусники в основном предназначались для путешествий и отдыха.
Но в период с начала XVIII века парусные соревнования приобретают все большую популярность. Так, были организованы состязания яхт на Темзе.
В 1715 году принцем Камберлендом был учрежден самый первый приз за победу в этих гонках – Камберлендский серебряный кубок. А в 1775 году была создана Камберлендская флотилия (Kumberland Fleet), которая ежегодно вручала данный кубок победителю соревнований. Эта организация занималась именно подготовкой и проведением парусных гонок. В 1823 году флотилия стала Темзинским королевским яхт-клубом (Rojal Thames Jacht Club), который является одним из старейших и почетнейших яхт-клубов Великобритании.
Также с 1780 года проводились регаты в графстве Хэмпшир, где в 1815 году 15 владельцев яхт организовали еще один старейший легендарный яхт-клуб – Королевскую яхтенную эскадру (Royal Yacht Squadron). В члены клуба принимались только владельцы яхт с водоизмещением от 10 т. Прием производился путем голосования. С 1817 года почетным членом клуба являлся король Георг IV, который вступив на престол в 1820 году, дал эскадре название Королевская и право плавать с королевским стягом. До сих пор сохранена традиция вступления глав государств в Королевскую яхтенную эскадру. Попасть в этот элитный аристократический яхт-клуб было довольно сложно. Один лорд смог попасть в него только угрожая выстрелить в здание клуба из пушки. А чайный миллионер Томас Липтон несмотря на огромную спонсорскую помощь был принят только спустя 32 года после подачи заявки.
Из 50 существующих на тот момент в Британии яхт 15 входили в Королевскую яхтенную эскадру, почти все оставшиеся – в Камберлендскую флотилию.
Истоки искусного английского кораблестроения были заложены еще до основания первых яхт-клубов. Так с 1780 года возле Саутгемптона функционировала верфь, которую основал Франциско Амос. На этой верфи начинали обучение судостроительному мастерству с 1809 года – Кампер, а с 1842 года – Бенджамен Никольсон. Компания Кампер и Никольсон производит яхты с 1855 года и до наших дней.
Одним из основоположников английского яхтинга, как спортивных парусных гонок, был Генри Уильям Пэджит, обладавший титулом маркиза Англси и являвшийся правителем Ирландии. Он увлекался парусным спортом с детства и привил любовь к яхтингу всей своей последующей династии. Его младший сын, лорд Альфред Генрик Пэджит, в младенчестве был крещен в морской воде во время плавания на яхте, а когда вырос, стал маршалом при королеве Виктории, и очень любил морские парусные регаты. Через полтора века, в 1946 году правнук Уильяма Пэджита возглавил яхт-клуб Уэльса и яхт-клуб Ирландии.
В 1820 году Уильям Пэджит впервые за всю историю существования британского яхтинга заказал строительство одномачтового судна. Его легендарная «Жемчужина» была построена в деревне Вайвенхо, где жили бывшие контрабандисты, которые славились своим кораблестроительным опытом. Благодаря этому событию поселение постепенно превратилось в судостроительную деревню.
В 1826 году прошли парусные гонки между яхтами Уильяма Пэджита («Жемчужиной» и более мелкой «Свободой») и Джозефа Велда («Стрелой» и 40-тонной «Джулией»). Победитель должен был выиграть 500 фунтов, но получилась ничья, так как «Жемчужина» опередила «Стрелу», а «Джулия» обошла «Свободу».
В XVIII веке яхтинг начал развиваться и в Америке. У американского полковника Левиса Морриса в 1717 году была яхта «Фенси». Обеспеченный капитан Джордж Кроуниншольд обладал яхтами “Джефферсон” и “Галера Клеопатры”. Кроуниншольд прославился тем, что отправился в путешествие на судне “Галера Клеопатры” в Средиземное море и первым познакомил европейцев с американским спортивным флагом, а также американским образом жизни.
В начале XIX века в США количество яхт росло медленными темпами, но постепенно с увеличением благосостояния нации судов производилось все больше.
Весомый вклад в развитие американского судостроения внесла семья изобретателей и конструкторов Стивенсов. Джон Стивенс запустил в 1802 году первый пароход, а в 1808 году его второй пароход “Феникс” первым в мире совершил путешествие Нью-Йорк – Филадельфия. Стивенсы также являются создателями первого американского паровоза (1815г.) и первого катамарана (1820г.). Также они построили несколько парусных яхт.
В 1811 году был создан Никкерброкеровский парусный клуб (Knickerbrjcker Boat Club), но он просуществовал лишь один год. В 1820 году американские яхтсмены пытаются второй раз организовать Нью-йоркский яхт-клуб, но безуспешно.
Наконец, в 1844 году возникает легендарный Нью-йоркский яхт-клуб (New York Yacht Club) с главой Джоном Коксом Стивенсом, третьим сыном основателя династии Стивенсов. Клуб является организатором знаменитых гонок «Кубок Америки».
Также яхтинг довольно успешно развивался у шведов благодаря благоприятному для плавания месторасположению Швеции. В 1830 году возник Шведский королевский парусный клуб (Kungeliga Svenska Segel Sallskapet).
Постепенно яхтенные регаты переместились в Данию, Финляндию и Норвегию.
Франция также славилась судостроительным мастерством, но первая организация яхтсменов – Гоночное общество в Гавре (Societe de Regates du Navre) образовалось лишь в 1838 году. Позже возникли другие французские яхт-клубы, в том числе Парижский парусный клуб (Cerkle de la Voile de Paris).
Появление паровых двигателей разделило яхтсменов всего мира на два лагеря: за и против применения пара на яхтах. Даже в старейших яхт-клубах нашлись сторонники парового оборудования яхт. Так, среди англичан первым построил себе паровую яхту Т.А. Смит, представитель Королевской яхтенной эскадры. За это, несмотря на его несогласие и объяснения своего поступка, в 1827 году он был исключен из консервативного яхт-клуба. Смит стал плавать в свое удовольствие, но уже без флага клуба. Другие богачи для путешествий также стали устанавливать паровые двигатели. И все же в 1844 году Королевская яхтенная эскадра стала допускать к соревнованиям паровые яхты мощностью от 100 л.с.
После изобретения паровых двигателей, а потом двигателей внутреннего сгорания, судостроители начали уделять внимание именно быстроходности и другим мореходным характеристикам судов. Теперь парусные яхты служили источником радости и вдохновения для романтиков и любителей приключений. В торговом и военном флоте становилось все меньше парусных яхт. Но поклонники парусного плавания только выиграли от этой беспощадной борьбы. Они теперь могли воспользоваться услугами оставшихся не у дел высококвалифицированных моряков, которые раньше обслуживали парусные торговые и военные суда.
Со временем число яхтсменов в зарубежных странах росло. Теперь путешествие под парусом было не только уделом аристократов, но и становилось востребованным среди простых поклонников яхтинга. Правда, они могли себе позволить покупку недорогих, бывших уже в употреблении судов. А это, в свою очередь, породило спрос на изготовление бюджетных серийных яхт с простым строением.
В 1851 году состоялись первые официальные гонки между яхтсменами Англии и США. Англичане, уверенные в своем непревзойденном морском мастерстве, пригласили американцев в гости для участия в парусной регате. На тот момент в соревнованиях могли участвовать разные по размеру суда. Американцы, в свою очередь, решили показать себя за океаном с самой лучшей стороны и, несмотря на наличие подходящих для регаты яхт, построили новую шхуну «Америка», в которую было вложено все мастерство и умение самого талантливого судостроителя Джона Стирса. Кроме наличия быстроходности судно с легкостью могло переплыть океан. И к великому удивлению англичан шхуна «Америка» победила в соревнованиях, опередив около 20 британских яхт. В 1857 году выигранный кубок был переименован в «Кубок Америки», который сегодня проводится для 12-метровых яхт.
В 1900 году парусные регаты становятся частью олимпийских игр. А в 1907 году образовывается Международный союз парусных соревнований, регламентирующий правила мировых гонок под парусами. Также существуют международные объединения яхт одного класса.
Сегодня парусный спорт наиболее развит в таких странах, как США, Австралия, Англия, Франция, Италия, Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Польша, Венгрия, Болгария.