Sanlorenzo – судостроительная верфь, которая начала двигаться к успеху ещё в 1958 году в Виареджио. Именно тогда были созданы первые деревянные яхты, затем – стеклопластиковые. Сейчас компания достигла максимальной индивидуализации производства яхт – каждое судно выполняется согласно требованиям клиента с особой тонкостью. По этому причине со стапелей Sanlorenzo в год сходит максимум 30 лодок.
В 2018 году смелая верфь окончательно отошла от якобы выигрышной формулы по созданию яхт. Заказные линейки SL и SD от компании стали настолько востребованными, что Sanlorenzo год за годом остаётся в топе мировых таблиц.
Компания, которая станет 60-й в 2018 году, изначально имела возможность подстраиваться под настроения рынка и соответствовать современным тенденциям. Но был выбран другой путь – неожиданный захват новой части полустандартного рынка, выпуск проекта, который действительно освежает и заставляет снять шляпу пред создателями.
При первом взгляде на SX88 становится понятно, что он отличаются ото всех ранее выпущенных моделей. Надстройка оригинальная и крепкая. На заднем ветровом стекле – намёк на траулер. Оформление Officina Italiana Design включает длинную и низкую тиковую корму, которую можно использовать для хранения игрушек и тендеров. Также встроена скрытая шлюпбалка, что в конечном итоге превращает яхту в превосходный пляжный клуб на уровне воды.
В яхте было много нововведений. Sanlorenzo предоставил Пьеро Лиссони (Piero Lissoni) практическую полную свободу действия, некий карт-бланш. Известный архитектор и дипломированный дизайнер поработал на славу: результат получился невероятным – нравится он вам или нет. Сам он комментирует: «Я работаю с упрощёнными формами, за которыми скрывается сложное: материалы и технологии». Такой подход позволяет придерживаться элегантности и изящества. Лиссони убрал почти все установленные элементы с главной палубы, создавая на яхте одно открытое пространство, которое ограничивается лишь окнами от пола да потолка и тонкими перегородками.
Лиссони не понимает, почему на лодках иногда так много странных пространств, почему люди, использующие их, создают иногда нечто очень вульгарное. Дизайнер рассказывает, что его идеальный интерьер для этой яхты – форма чердака. Он в архитектурном плане – это прекрасное пространство, где нет рамок и коридоров.
Мастер-каюта? Немного ниже. Навигационная станция? По лестнице наверх. Камбуз? Это подвижный блок сбоку, которое можно расширить или переместить по мере необходимости. Различная мебель, в том числе диваны и столы? Всё это стоит свободно, так что можно передвинуть и расположить так, как хочется непосредственному владельцу яхты. Всё, что посягает на открытое пространство, – это лестница до флайбриджа – верхней площадки для полноценного отдыха и управления яхтой.
Таким образом флайбридж, тот же мостик, становится своеобразной нервной системой лодки. Сделанное из углерода, его громадное вертикальное окно можно опустить для вентиляции или же поднять с целью климат-контроля. Это инженерное новшество по большей части обязано своим созданием олимпийскому матросу, ставшему лодочником – Луку Сантелле (Luca Santella).
SX88 был первым продемонстрирован на 2017 Cannes Yachting Festival, став кульминацией плодотворной работы многих лет. Сантелла осознал успех рынка для большой лодки с просторным дизайном и хорошим доступом к воде после отзывов клиентов. Они оценили его собственную марку моторных яхт от 9 до 13 метров.
Тем не менее, его компании Bluegame не удалось сохранить успех до настоящего времени. В 2013 году она стала жертвой финансового кризиса, но сам создатель надежды не потерял. Он высказывается так: «Я закрыл свой бизнес, но не закрыл свой разум». Идея постепенно росла и уже в 2014 году Сантелла был готов продемонстрировать концепции Массимо Перотти (Massimo Perotti), владельцу Sanlorenzo.
Перотти рассказывает, что этот момент стал переломным для бизнес-яхтинга – ему снова удалось возобновить свою работу после кризиса 2008 году, став на хороший счёт. Владелец верфи объясняет: «Из-за того, что рынок пережил радикальные изменения, я искренне был уверен, что эта новая концепция лодок и катеров сможет удовлетворить потребности рынка. Всё потому, что в бизнес-яхтинге остались только проверенные временем и опытные любители моря…»
Сперва новинки принимали с осторожностью – они медленно набирали оборот, развиваясь. Но тогда, когда верфь установила контакт с потенциальными покупателями новой яхты с названием «X» для кроссовера, стало понятно, что интерес присутствует и он немаленький. Сантелла уверен, что владелец верфи почувствовал будущий успех лодок: ««Перотти сразу понял, что здесь есть реальные возможности». Ещё до момента завершения первой лодки, компании удалось продать 11 судов, что довольно неплохо для незавершённого дизайна стоимостью в 5 миллионов евро.
Однозначно, история SX88 – это разрушение технических преград и их преодоление. В этом проекте было множество всего, что Sanlorenzo никогда раньше не делали до этого прорыва среди стандартизированных яхт. Для этого понадобилась вся энергия и силы Сантеллы и его команды. Начиная с корпуса, он представил его обновлённый дизайн, заключив договор с американским ветераном-корабелом Лу Кодеги (Lou Codega).
Планировка революционной яхты SX88 включает два хребта: один посередине судна и другой в кормовой части. Изначально Сантелла задумал максимальную скорость в 23 узла, на протяжении создания защищая эту идею. Он подчёркивает: «17 и 18 узлов также отлично зачастую, но, как и для автомобилей, яхте желательно иметь дополнительную скорость, если вы в этом нуждаетесь».
Лодка оставляет на воде более гладкий след, чем у большинства – с самым широким носом в последней трети корпуса. Яхта оборудована тремя дизельными двигателями Volvo Penta IPS 1050, объем каждого достигает 800 литров, используемых через двойные пропеллеры на полностью вращающейся капсуле. Лодка достигает максимальной манёвренности так, что нет необходимости в рулях или подруливающих устройствах. Сантелла добавляет, что Sanlorenzo впервые проводят эксперименты с этой технологией.
Команда провела расчёты скорости яхты не один раз, но помимо внутренней проверки нужна была и внешняя. Была взята массивная модель для испытания танков в Нидерландов – это подтвердило правильность расчётов корпуса лодки. Получается, что для яхты с дальностью 1000 морских миль скорость составит 12 узлов и 600-700 морских миль на полной скорости. Сантелла комментирует мощность судна: «Лодка может плыть среди ночи, как полувоздушная яхта… Она буквально может пройти почти во всех местах, это ещё одно её преимущество».
Ключ дизайна – то, что единственный контроль над яхтой должен размещаться на навигационный станции флайбридж, тем самым освобождая место на главной палубе. «Технически это было очень нелегко, – подчёркивает Сантелла, – но это открыло масштабную возможность для клиента получить две разные стороны лодки – открытой планировки с мастер-кабиной внизу и обыкновенным дизайном».
Сложность создания флайбриджа – то, чтобы он был удобным в любых погодных условиях, и в жару, и в холод. Решение проблемы нашлось в громадном трёхметровом управляемом окне с тонкими перегородками. Сантелла говорит, что конструкция окна похожа на ту, которая устанавливается в автомобилях. Вид с сиденья навигатора приближает к воде на 270 градусов. «Окна настолько большие, что единственное, что вы можете видеть – это вода, словно вы находитесь снаружи», – добавляет лодочник.
Согласно представлению о главной палубе, флайбридж должен быть большим открытым пространством, выходящим на площадь из палубных настилов, удобных для шезлонгов или столиков. Диваны от Lissoni в светло-сером дизайне располагаются с каждой стороны вместе с красным столом посередине, который можно перемещать по собственному желанию. Стеклянная балюстрада позволяет палубе буквально сливаться с морем. При включении воздушного конденсатора, жалюзи, закреплённые наверху, можно закрыть. Пластиковый занавес разделяет внутреннюю часть от наружной.
Основой видения Сантеллы стала просторная кормовая палуба. В его идее она должна быть максимально приближена к линии воды, чтобы слияние с морем было максимальным. При включённом режиме «пляжного клуба» пространство в 4,6 км2 опускается в воду, при этом встроенную лестницу можно настраивать согласно выбранной глубине. Это место становится отличным для семейных игр и отдыха между прогулками, проведения тендеров.
Тем не менее, у этой области есть и вторая «личность». Также много пространства для 4,4-метрового Williams Dieseljet и нескольких Jet Skis. Эта идея пришла позднее, но командой Сантеллы было решено, что корпус вполне может замаскировать пусковой кран в глубоком изгибе поручня. Было проведено много проектных работ, но в итоге получилось довольно аккуратно: два борта не отличаются друг от друга. Только в левом борту смонтирована трёхметровая секция на громадном подшипнике, способная раскачивать тонну на 270 градусов.
Благодаря тому, что в основном хранилище – это корма, яхтенный нос можно считать ещё одним свободным пространством, пригодным для отдыха. Вся сверкающая нержавеющая сталь, используемая для запуска и восстановления швартовых и якорных линий, скрыта в глубоком «шкафчике». Его крышку можно накрыть подушками, чтобы разместиться там и насладиться солнечными ваннами или же отправиться к U-образному дивану, расположенному в тени окон, где другой опускающийся стол создаёт огромный шезлонг.
Долгое время большие окна буквально твердили о том, что доступ к носу можно получить только через боковые палубы. Но теперь это изменится. Команде Sanlorenzo удалось создать передний, верхний и нижний выходы. Для Сантеллы это, безусловно, «техническая головная боль», как он сам выражается, но эту функцию уже можно ожидать в качестве дополнения диапазона SX, в яхте, где LOA превысит 30 метров. Однако она до сих пор находится в разработке.
Спуститься первой на воду удастся, скорее всего, SX76. Предварительно уже было продано полдюжины лодок.
«Проект SX оказался настолько примечательным благодаря своим характеристикам, что мы решили сразу разработать целый ряд его моделей», – говорит Массимо Перотти.
По большей части это – настраиваемая яхта, внутренняя отделка которой может быть выполнена согласно вкусу непосредственного владельца. Как это видит Лиссони: тёмные древесные панели, длинные диваны с низкой посадкой, натуральные ткани серых и оранжевых цветов. Что касается кухонного гарнитура, то он сделан из нержавеющей стали от фирмы Boffi родом из Италии. А отделка четырёх кают, расположенных на нижней палубе, выполнена из каррарского мрамора, в том числе ванная и душевые комнаты.
Главная каюта, расположенная на корме, управляет носом SX88, со стенами в сверкающих зелёных панелях из стекла. В VIP-каюте с кроватью стеклянные панели могут менять цвет на синий. Это касается не только двухместной каюты, но и одноместной тоже.
Его дизайн, несомненно, поразил клиентов, но есть и те, кто придерживается более строгих и консервативных вкусов. Им Sanlorenzo предлагает альтернативные варианты: дизайн, выполненный в древесном стиле светлого дуба и лакированной древесины, где основная палуба делится на закрытую столовую и отдельное пространство для отдыха. Но, как говорит Сантелла, сама лодка даёт достаточно возможностей, что нет необходимости идти дальше в плане внутренней отделки.
Собственник яхты может самостоятельно выбрать расположение мастер-кабины: внизу или на главной палубе, где будет максимум света, проходящего передние окна.
Яхта остаётся интересной и инновационной даже в случае отказа от интерьера Lissoni. «Мы считаем, что линейка SX привлечёт много новых и молодых клиентов», – рассказывает Перотти, подчёркивая, что средний возраст владельцев сейчас намного ниже, чем он был в середине 50-годов в другой продукции Sanlorenzo. Это и неудивительно. Владелец компании ожидает множество копий собственной инновации – конкуренты наверняка возьмутся за дело в ближайшие годы.
И если же это случится, если ассортимент линейки SX станет полноценным жанром, вы узнаете о том, что это смелое решение Sanlorenzo окупилось и задало курс развития на последующие 60 лет.