Состязание Volvo Ocean Race является одним из самых главных событий в парусном спорте. Его можно сравнить, например, с Чемпионатом мира по футболу. Это состязание давно получило звание «Эвереста яхтинга». За ходом соревнования наблюдают миллионы любителей парусного спорта со всех стран мира, однако на территории России это мероприятие малоизвестно.
Суть соревнования
Команды, состоящие из одиннадцати человек, идут на больших (двадцать один метр в длину) парусных судах на протяжении нескольких месяцев, Победитель должен первым завершить кругосветное путешествие. Маршрут гонки достаточно трудный и отличается от большинства кругосветок — гигантские волны, айсберги, сильный ветер и так далее. Кроме того, приходится идти на максимальной скорости, которой не достигают и на более коротких дистанциях, ведь на протяжении всего соревнования идет сильнейшая конкуренция.
История Volvo Ocean Race
Идея данного соревнования появилась еще в 1971 году. Билл Уитбред, занимающий пост президента объединенной компании разных производителей пива, в баре общался с людьми, которым нужны были деньги на организацию большого кругосветного парусного соревнования. Первое соревнование было проведено спустя два года после этого события, и в нем приняло участие семнадцать команд.
Разумеется, тогда еще не существовало современных технологий навигации и возможности получить прогноз погоды прямо на судне. Для того, чтобы выбирать свой маршрут, использовались секстанты. Кроме того, приходилось использовать ориентацию по звездному небу. Кроме того, на первом соревновании только у двух команд на судне были средства связи.
Несмотря на недостаток современного снаряжения, соревнование было в разы проще и шло расслабленнее, чем сейчас. Дело в том, что большая часть экипажа занималась парусным спортом на любительском уровне. На лодках были отличные и комфортные условия: санузлы, обогреватели и так далее.
Всем выдавалось пиво от спонсора организации, а среднее количество выпитого вина ежедневно составляло шесть бутылок.
Атмосфера была крайне расслабленной, и из-за этого случалось огромное количество проблем. Например, во время первого соревнования погибло три участника — их смыло волнами во время сильного шторма. Несмотря на это, результат данного соревнования стал успешным, и организаторы решили сделать ее проведение регулярным — раз в 3-4 года. Так началась история самого крупного яхтенного соревнования в истории.
Необычно, но за всю историю существования этого состязания в нем поучаствовало всего 120 женщин. Первая команда, состоящая исключительно из женщин, приняла участие в кругосветной регате практически через двадцать лет после ее основания.
Современные условия
Сейчас соревнование существенно отличается от того, каким оно было на заре своего существования. Как это ни странно, со временем условия стали гораздо менее комфортными. В соревновании стали принимать участие профессионалы, а не любители. Практически в каждой из команд присутствует участник, победивший в Олимпийских играх.
Если ранее большая часть яхт, принимающих участие в регате, была изготовлены из дерева, то спустя некоторое время все они стали углепластиковыми. Суда разрабатывались командами инженеров, и все их усилия были направлены на уменьшение веса и, соответственно, увеличение скорости. Из-за этого на судне практически отсутствуют удобства: кают нет вообще, а люди вынуждены спать на полках, используя вместо подушек вещи, первыми попавшиеся под руку. Абсолютно вся еда на борту сублимирована, чтобы не занимать много места. Одежда также спрессована. Абсолютно все уменьшено так, чтобы занимать минимальное количество места, включая зубные щетки и так далее. Внутренние помещения ничем не окрашены, и в них отсутствует освещение. Из-за этого после захода солнца на судне всегда темно.
Благодаря такой экономии места и веса суда достигают скорости в тридцать узлов, и это далеко не предел. Для достаточно крупного судна, которое весит четырнадцать тонн, это крайне большая скорость. Именно яхты, предназначенные для данного соревнования, получили большую часть рекордов на однокорпусных судах. В качестве примера можно привести рекорд, полученный яхтой Ericsson 4 на одной из регат — она прошла почти шестьсот морских миль за сутки.
Volvo Ocean Race является самым экстремальным соревнованием такой длительности, и аналогов попросту не существует.
На дистанции данного соревнование встречается огромное количество очень тяжелых мест. Например, в судно может попадать ледяная вода, общий вес которой составляет около десяти тонн. Из-за этого практически постоянно одежда находится в мокром состоянии, и в ней приходится даже спать.
Смена спонсора
В начале двадцать первого столетия компания, являющаяся официальным спонсором мероприятия, больше не могла исполнять свою роль. Из-за этого пришлось быстро искать нового спонсора, и эту роль занял гигантский автомобильный концерн Volvo. Именно соревнование 2001-го года получило новое название — Volvo Ocean Race.
Автомобильная компания, став официальным спонсором и организатором мероприятия, начала масштабную реорганизацию. Изменился маркетинг, наладилась система логистики. Появился современный центр управления соревнования. Появился целый ряд других спонсоров. Началось проведение масштабных рекламных мероприятий в местах, где останавливались для отдыха члены соревнования. В портах строились временные деревни, предназначенные для привлечения зрителей. Там выставлялись интересные модели кораблей, продавались сувениры, связанные с соревнованием и так далее.
Помимо этого, Volvo Ocean Race стала первой организацией, которая освещала свои соревнования на интернет-ресурсах. Появились парусные соревнования, блоги, видеозаписи и даже реалистичный трехмерный симулятор, который отслеживает положение кораблей на территории всей планеты.
Благодаря этим усилиям у мероприятия появилась просто огромная аудитория — 1,2 миллиарда зрителей.
Техническая информация
Для данного соревнования был создан специальный класс судов — Volvo Open 70. Абсолютно все команды имеют право выбрать судно по своему желанию, и их можно строить в индивидуальном порядке, однако они должны соответствовать определенным требованиям: максимальный вес — 14,5 тонны, максимальная длина — 70 футов. Правила незначительно изменяются перед проведением каждого нового соревнования. Одно из самых масштабных изменений в последнее время — количество парусов. Раньше максимум составлял 24 шт., а теперь — семнадцать. Со стороны может показаться, что и это количество — достаточно большое, но в реальности его едва хватает. Погода на разных участках пути серьезно меняется, и под каждый погодный тип необходимо выбирать отдельные паруса.
Маршрут соревнования делится на девять отрезков, общая протяженность которых составляет 37 тысяч морских миль. На прохождение каждого этапа в среднем уходит две-три недели, и между каждым из них установлен перерыв длительностью в 10-20 дней.
В 2011-2012 годов участвовало всего шесть команд, однако их состав компенсирует небольшое количество. В этом состязании, наверное, была самая высокая конкуренция за всю историю проведения регаты.
Необычно, но с недавнего времени в составе каждой команды присутствует один член экипажа, которому запрещено принимать участие в управлении судном. Чаще всего эту роль занимает журналист, который занимается ведением бортовой хроники. Он пишет статьи, делает фотографии и так далее.
Трагедия яхты «Фазиси»
В истории данного соревнования есть много трагических эпизодов. Один из них произошел во время соревнования в 1989-1990 годах, когда в нем впервые поучаствовали советские моряки. В Грузии было построено алюминиевое судно «Фазиси» (в честь старинного названия города, где была построена лодка). Это был первый опыт советских кораблестроителей в создании таких лодок.
На грузовом самолете «Руслан» лодку перевезли на территорию Великобритании. Там на корабль установили такелаж и начали подготовку к соревнованию. За семь дней до начала состязания оказалось, что киль советской лодки не соответствует жестким требованиям, которые выставили организаторы. Несмотря на это, за крайне короткое время был найден новый киль и его установили в срок.
Соревнование у советской команды началось достаточно успешно, и к концу первого этапа она занимала шестое место. Данное событие удивило зрителей и организаторов: дело в том, что советский экипаж первый раз принял участие в таком соревновании, и 2/3 команды вообще не проходило надлежащей подготовки. Спустя несколько дней произошла трагедия.
Из-за нервного напряжения, которое постоянно сопутствовало команде, проблем с организацией и постоянных интриг среди руководителей экипажа, совершил самоубийство А. Грищенко — капитан судна, который занимал пост руководителя строительства данной лодки.
Об этом трагическом происшествии была написана книга «Русские идут». Ее автор — Евгений Платон — являлся членом экипажа данного судна и, кроме того, был близко знаком с Грищенко. Кстати, спустя четыре года после завершения этого состязания Евгений принял участие в нем же, но уже в составе другой команды, на этот раз украинской.
«Косатка»
Не так давно российские участники еще раз решили принять участие в данном соревновании. Бизнесмен из Санкт-Петербурга, владеющий сетью магазинов «Лента», занялся строительством судна «Косатка» на английской верфи. Ее проект был разработан Хобом Хамфрисом. Команда состояла из представителей различных государств, и ей руководил австриец Андреас Ханакамп. Кроме того, в состав команды вошел Родино Лука, занявший второе место на Олимпийских играх в 2004 году. Желающих проспонсировать данную команду не было, и организатору пришлось потратить почти четырнадцать миллионов долларов из своего кошелька. Подготовка шла крайне интенсивно, и тренировки фактически не прекращались. Сам бизнесмен тоже принял участие в данном соревновании и стал баковым матросом — это место в команде является самым трудозатратным.
С самого начала соревнования с экипажем происходили несчастные случаи. У организатора соревнования, Олега Жеребцова, умерла мать, и он отказался от участия в состязании. Пришлось участвовать без владельца и срочно искать замену на его место. Спустя несколько дней после начала соревнования выяснилось, что в судне присутствует небольшая течь, которая достаточно серьезно замедляет лодку. На третьем этапе судно сошло с регаты, и финишировало в качестве гостя, а не участника.