В последнее десятилетие Хорватия стала уютной гаванью для любителей яхтенного спорта. Привлекает этот регион, как собственников яхт, так и людей, занимающихся чартером лодок. Хотя с момента вступления страны в Евросоюз многие порядки в этой сфере человеческой деятельности изменились. Не всегда нововведения влекут за собой положительные корректировки.
Сотни владельцев яхт вынуждены платить огромные налоги. Ухудшает ситуацию затяжной процесс налоговых выплат. Хотя многие политики считают, что для страны это вступление «грозит» хорошими переменами. Но для яхтсменов «прекрасное будущее» пока не очень благоприятно.
Среди активных визитеров в Хорватию особенную нишу занимали россияне. Некоторые захаживали сюда на собственных судах, отдельные яхтсмены предпочитали швартоваться в местной марине. Некоторым приглянулось открытие чартерного бренда с наличием личного водного транспорта. Яхтсменам пришлась по душе и аренда лодок в чартер.
Хорватия в ЕС – что поменялось для представителей парусного спорта?
В рамках сложной политической реформы старт показался очень непростым шагом для моряков. Владельцы яхт узнали о дополнительном налогообложении. Неприятности продолжились евробюрократическим отношением. Это выразилось в необходимости внесения старых судов в Реестр. Причем новым налогом они не облагаются. Срок подачи заявлений завершился 31 марта, но яхтсмены столкнулись с распространением некорректной информации относительно того срока.
В государстве разбушевалась полемика, касательно бюрократии, налогообложения, правильного заполнения деклараций на таможне. Отдельные работники и хозяева чартерных компаний, по требованиям таможенных работников, должны были нанимать дорогостоящих агентов, чтобы те выполнили административные распоряжения правительства. Агенты просили до 1 тыс. евро за свои услуги. Понятно, что это все вылилось в недовольство хозяев яхт.
Служащие таможни не возражали бы против повышения зарплаты за дополнительные хлопоты, касающиеся оформления декларации. При этом самостоятельное заполнение анкет не стоило бы собственникам лодок даже 100 евро. Объемы документации росли, усложняясь разным характером заполнения от таможни к таможне. В итоге сложилось впечатление о жульничестве таможенников или их некомпетентности. Расхождение такого плана имело место также в Германии. Трудности юридического формата в рамках присоединения государства к Евросоюзу, между тем, считаются на официальном уровне преодоленными.
Хорватия поставлена перед конкретными целями по ужесточению и соблюдению законодательных норм.
Государственные таможни до какого-то момента «не замечали» явных ошибок в заполнении бумаг. Но с этого года они грозят ввести новые штрафные санкции за малейшие оплошности и говорят о нововведениях, которые нужно соблюдать яхтсменам. Помимо жестких правил, касающихся любителей яхтинга, вступили в силу послабления старых норм законодательства. Например, это касается парусного снаряжения. Стационарные моторы, законно находящиеся на территории страны, не облагаются пошлиной таможен. На них не нужна специальная регистрация.
Портовая таможня Хорватии – суровые будни службы
Хозяева яхт, выступающие под эмблемой на флаге от Евросоюза, обязаны предоставлять справку об уплате НДС. Понадобится документ, подтверждающий разрешение на передвижение лодки по всей территории ЕС. Итальянские яхтсмены, прибывая в Хорватию, обязаны вывесить карантинный стяг. Постепенно стали появляться порты, работающие посезонно. В них положено пройти формальности всем яхтсменам. Открытие их происходит за неделю не позже 1 апреля. Закрытие портов подразумевается к началу ноября.
Входя в воды Хорватии, необходимо швартоваться в ближайшей гавани. Порты Задар или Сплит освобождаются от выполнения таможенного регламента на время работы сезонных портов. После закрытия портов так называемого «первого захода» эти гавани начинают работать. Соблюдение этого правила власти контролируют очень строго. В 2013 г. австрийца, решившего пройти через таможенную службу в Сплите, выбрав его как альтернативный вариант пограничному порту, вернули, отогнав от побережья. Кроме того, суд назначил моряку штраф в 1,4 тыс. евро.
Моряки придерживаются мнения: период расцвета яхтинга в Хорватии остался давно в летописях истории. Число запросов на стоянку парусников постепенно с 2008 г. сокращается. Зарубежные владельцы яхт, которых насчитывалось немало, предпочли уйти из страны, швартуясь в Италии.
В Истрии сначала разгорелся интерес к использованию марин, но в связи с нововведениями, яхтсмены быстро «остыли» к этому месту. По мнению экспертов, не приходиться ожидать возведения новых гаваней для яхт. Заметного расширения старых гаваней тоже почти не происходит. Реконструкционные работы ведутся медленно. Хотя даже вялый интерес моряков к хорватским побережьям побуждает работников марин не пересматривать ценовые вопросы. Водный «паркинг» по-прежнему растет в цене, при этом стоимость вырастает на 10% в некоторых случаях. К таковым можно отнести порт Трибунь. Известная на весь мир сеть ACI предпочитает не повышать цены.
Хорватский яхтенный бизнес – зона повышенного риска!
О своем банкротстве заявил островной порт Углян. Гавань Задара погрязла в финансовых трудностях. Это демонстрирует отказ клиентов от дорогостоящих услуг гаваней. Для многих собственников яхт лучшим способом является поиск выгодных альтернативных стоянок для лодок. Не всегда моряки выбирают частные марины. Нередко они предпочитают порты, набережные известных городов, поселков. Для некапризных яхтсменов удобна гавань Kukljika, расположившаяся на о. Углян.
Парусники, выступающие на корме с ЕС-флагами спокойно «зимуют» в уютных гаванях Божавы. Их можно встретить в Сали или Висе. Марины предлагают большое пространство для гостей с декабря до апреля, включая места на буйках, у пирса. Яхтсменам, пожелавшим не «светить» яхтой в неизвестной марине, рекомендуется помнить о рисках кражи. К сожалению, это не исключено. Судно также рискует быть поврежденным в шторм. Кроме того, морякам стоит остерегаться некоторых местных бизнесменов, не выставляющих счетов, выбирая кэш-оплату.
Важно! Факт стоянки зимой без официального его оформления расценивается местными властями в качестве попытки уйти от налогов. К такому яхтсмену применяют санкции в виде крупного штрафа.
Как обстоят дела со стоянками?
Ровинь
За перестройку порта в этом городе отвечала команда компании ACI. Это сеть марин. В этом месте главной задачей стало усовершенствование пространства: для двенадцатиметровых лодок нужно много места. Поначалу на время реконструкции шкиперам рекомендовали причаливать днем. В Ровине функционирует несколько ремонтных цехов, рестораны, кафе. Бренду удалось выстроить 386 стояночных мест, оборудовав удобствами. Места в районе красивые: марина уютно прикорнула в тесных бархатных «объятьях» сосновых лесов. Располагается в километре от города. В 17 км расположился ж/д вокзал Канфанар.
Пула
В Веруде в 2011 г. заправку INA закрыли. В качестве альтернативы выступила заправка на понтоне. Бензин, дизель – не все, что предложила стоянка. В этом месте можно пополнить водный запас лодки. В летнее время заправка работает 12 часов в день с 8 утра. В 2020 г. можно арендовать яхту я чартерной фирме.
Медулин
В бухте можно причалить с якорем, здесь вполне уместиться 25 яхт. До позднего вечера экипажи доставляют сотрудниками шаттла на берег.
KPK
Островок Малая Лука приглянулся владельцу заведения общепита, оборудовавшему заведение двумя буями для причаливания гостей. Но в шторма лучше воздержаться от захода.
Крес
Восточная площадка городского порта начала перестраиваться осенью 2013 г. Здесь появились 260 стояночных платформ для парусников.
Малый Лошинь
Красивая бухта, кемпинг Сикат стала пристанищем для 20 парусников с мурингами. Здесь подключено электричество, водоснабжение. В этом месте гости могут принять душ, посетить туалет. До города Мали-Лошинь рукой подать: достаточно пройтись четверть часа пешим ходом.
Оруда
Приблизительно в 800 м. к северу от острова яхтсмены наткнулись на риф. Следует проявить осторожность! Риф сразу не распознать, при этом на некоторых картах его не отметили.
Дуги-Оток
Северная территория острова в заливе бухты отдана под установку буев, предназначенных для стоянок судов с якорями. Они используются довольно часто.
Корнати
Лучше заранее забронировать стоянку и оплатить на месте, иначе Вы заплатите чуть больше базовой ставки в размере 25%. Яхтсмен намного выиграет, забронировав стоянку заблаговременно. К этому бронированию марина предлагает одно-, многодневные варианты стоянок. Заходя в ACI-марину Пишкера, морякам не надо платить, если посещать одноименный заповедник. Экипажам не придется платить за стоянку у таверны.
Бухта Sipnate на острове Корнат предлагает перекусить в прекрасном ресторанчике.
Зларин
Недалеко от марины размещается площадка с буями, подразумевающая якорную стоянку. Важно! За оплатой могут прийти сомнительные люди, потому надо убедиться в наличии документов у них на осуществление взимания оплаты.
Шибеник
Юг детского лагеря «Solaris» приветствует гостей на милой уникальной яхтенной набережной. Преимуществом места является возможность семейного отдыха с детьми. По соседству открыто немало заведений для детей и взрослых для развлечения. Действует интересный «Пиратский корабль», пляж, стилизованный под роскошь Карибских островов. Недостаток – громкие звуки музыки ночью.
Скрадин
Для сети ACI Скрадин тоже стал площадкой для разворачивания строительства, модных преобразований. Отсюда в 2020 г. спортсмены регаты «Морской кубок Далмации» возьмут курс на Шибеник, достигая постепенно финишной точки Мюртер.
Примоштен
Немного вызывает сомнения цена за бронирование, стартующая от 250 кун/место. Оплата взимается моментально после вхождения мореплавателем в порт. Но деньги отдавайте только после предоставления квитанции работниками порта «Лука Управа».
Трогир
То же предприятие ACI возвело новый порт. В этом месте гости найдут бар, ресторан, фитнес-центр.
Пальмижана
Умилительные фото можно сделать в этой марине. Ранее отмечались проблемы с санузлами, но их уже отремонтировали.
Корчула
Западная оконечность острова занята небольшим островком для купания, названным «Произд». Ресторанчик на юге территории покажется довольно романтичным местечком. Открыто заведение до 7 вечера. Гости полноценно отдыхают, не платя за стоянку на якорном буе.
Хозяин проживает в общине Вела-Лука, потому охотно возьмет заказ на приобретение провизии для уставшего путешественника. Утром он обязательно привезет продукты.
Кобаш
Для «гурманов» яхтинга давненько известно кафе «GastroMare», где подают морские дары. Оно функционирует успешно.
Слано
Реконструкционные работы продвигались неторопливыми шагами. Но компании удалось завершить строительство, представив туристам одно из самых замечательных площадок для паруса в Хорватии.
Споры о якорных стоянках не утихают в 2020
Как известно, в 2013 г. хорватские любители яхтенного спорта взялись оспаривать запрет на якорную стоянку. Речь шла о радиусе 300 м. от буев частных стояночных площадей, сдаваемых в аренду. В настоящий момент запретная зона сокращена до 150 м. Хотя собственники стояночных мест решение суда не спешат удовлетворять.
Между шкиперами и арендодателями стояночных мест недопонимания в итоге выливаются в рукопашные потасовки. «Предприниматели» нередко требуют от собственников парусников уйти из платной территории, где установлены буйки даже при расстоянии в 500 м до яхты. Альтернативным источником они предлагают их собственный буек. Удивляться не стоит! Коммерсанты желают получать дивиденды: они вложили деньги в право на организацию платной стоянки и хотят «доить эту корову». Они жестко охраняют «поляну».
Поведение хозяев подобных стоянок нельзя назвать правомерным. Более того, оно возмутительно.
Хорватским властям лучше навести порядок в этом вопросе, объяснив собственникам якорных стоянок нюансы новых законодательных норм.