Географическое положение
Чтобы установить, какая страна имеет контроль и юрисдикцию над судном, необходимо определить и понять значение следующих морских районов.
Территориальные воды государства
Обычное международное право признает право прибрежных государств осуществлять юрисдикцию над морским районом, прилегающим к их побережьям. Традиционно это подразумевало территорию, простирающуюся до трех миль от побережья, но на самом деле государство могло претендовать на юрисдикцию на любой ширине моря при условии, что оно могло обеспечить эту юрисдикцию. Право прибрежного государства осуществлять свою юрисдикцию над прилегающим морским районом закреплено в Женевской конвенции о территориальных морях 1958 года, однако эта конвенция не устанавливает каких-либо ограничений в отношении территориальных морей. Тем не менее, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 года), которая вступила в силу в 1994 году, предусматривает максимальный предел ширины территориального моря в 12 морских миль.
Хотя Женевская конвенция не определяет границы территориального моря, она устанавливает базовую линию, от которой она измеряется, то есть отметку уровня малой воды, отмеченную на крупномасштабных картах, признанных соответствующим прибрежным государством. В некоторых случаях (например, заливы и прибрежные острова) через залив может быть проведена прямая линия и измерена ширина территориального моря. ЮНКЛОС 1982 предусматривает аналогичные положения для определения базовой линии, а также признает государство-архипелага и вводит специальные положения по установлению территориального моря такого государства.
Каждое прибрежное государство обладает полной юрисдикцией над своей морской территорией и, следовательно, имеет право регулировать деятельность кораблей любой национальности, пока они находятся в этой области, при условии соблюдения права всех судов на мирный проход через территориальные моря. Очевидно, что суда, посещающие или покидающие государство, должны проходить через район территориального моря, однако права прибрежного государства распространяются на суда, проходящие вблизи государства, но не посещающие его. На практике, однако, государства обычно ограничивают свою действующую юрисдикцию в территориальном море принятием правил, которые необходимы для поддержания надлежащего порядка и безопасности государства и соответствуют нормам международного права. Значение мирного прохода определено как в Женевской конвенции по территориальным морям, так и в ЮНКЛОС 1982 года. Проход является “мирным”, если он не наносит ущерба спокойствию, порядку или безопасности прибрежного государства.
Из вышеизложенного следует, что государство флага обладает юрисдикцией в отношении своих судов, где бы они ни находились, а также что в районах территориального моря юрисдикция прибрежного государства совпадает с юрисдикцией государства флага судна.
Статья 18
Значение прохода
Проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
a) Пересечение этого моря без входа во внутренние воды или захода на естественное пристанище вдалеке от берега (морской рейд) или портовое сооружение за пределами внутренних вод; или же
b) Заход в / из внутренних вод или заход на морской рейд или портовое сооружение.
Проход не должен прерываться и обязан оперативно выполняться. Тем не менее, проход включает в себя остановку и постановку на якорь, но только в той степени, в какой это является необходимым для обычного судоходства или в силу форс-мажорных обстоятельств, бедствия или для оказания помощи лицам или судам, находящимся в опасности или бедствии.
Статья 19
Значение мирного прохода
Проход является мирным, если он не наносит ущерба спокойствию, порядку и безопасности прибрежного государства. Такой проход осуществляется в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.
Проход иностранного судна считается наносящим ущерб спокойствию, порядку или безопасности прибрежного государства, если в территориальном море он занимается следующими видами деятельности:
a) Представление любой угрозы или применение силы против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или нарушение любым другим способом в принципов международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций;
b) Любые военные учения или упражнения с оружием любого рода;
c) Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
d) Любой акт пропаганды, направленный на то, чтобы повлиять на оборону или безопасность прибрежного государства;
e) Запуск, посадка или принятие на борт любого воздушного судна;
f) Запуск, посадка или принятие на борт любого военного устройства;
g) Погрузка или разгрузка любого товара, валюты или лица, противоречащие таможенным, налоговым, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
h) Любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, противоречащий настоящей Конвенции;
i) Любая рыболовная деятельность;
j) Проведение исследовательских или обследовательских работ;
k) Любое действие, направленное на вмешательство в какие-либо системы связи или любые другие объекты или сооружения прибрежного государства;
l) Любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу.
Внутренние воды
Внутренние воды означают все воды, располагающиеся со стороны суши от базовой линии, от которой измеряются территориальные воды, и включают все портовые зоны и районы. В международном обычном праве признается абсолютное право прибрежного государства на полную юрисдикцию над внутренними водами, то есть внутренние воды находятся в том же правовом положении, что и территория государства.
Поэтому прибрежные государства могут диктовать условия, на которых будет разрешен доступ к внутренним водам, включая право отказывать в доступе (за исключением случаев, когда это обусловлено форс-мажорными обстоятельствами или бедствием). Это право также закреплено в Женевской конвенции о территориальных морях и ЮНКЛОС 1982 года.
В пределах внутренних вод юрисдикция прибрежного государства имеет преимущественную силу, но не отменяет юрисдикцию государства флага судна. Опять же, на практике прибрежные государства обычно ограничивают свою юрисдикцию в отношении судов под иностранным флагом в своих внутренних водах деятельностью, которую проводит судно и / или экипаж, последствия которой выходят за пределы судна и влияют на спокойствие, порядок и безопасность этого государства.
Открытое море
Обычное международное право признает свободу открытого моря – ни одно государство не должно подчинять какую-либо часть открытого моря своему исключительному суверенитету. Этот принцип воплощен как в Женевской конвенции, так и в ЮНКЛОС 1982 года. Однако обязанность каждого государства, которое присваивает свое гражданство судам, заключается в том, чтобы обеспечить плавание таких судов в открытом море в соответствии с принципами обычного международного права.
Женевская конвенция и ЮНКЛОС 1982 года требуют, чтобы суда плавали под флагом только одного государства и подчинялись исключительной юрисдикции этого государства в открытом море, за исключением случаев, предусмотренных конвенциями, международными договорами и / или принципами обычного права. Таким образом:
Обычное международное право разрешает любому государству принимать меры в открытом море против судов любой национальности, подозреваемых в незаконном обороте наркотиков, пиратстве, незаконном радиовещании и работорговле. Как Женевская конвенция, так и ЮНКЛОС 1982 года также признают эти права.
Устав Организации Объединенных Наций и обычное право признают право каждого государства предпринимать действия в открытом море в целях самообороны.
Женевская конвенция, ЮНКЛОС 1982 года и Брюссельская конвенция 1952 года разрешают каждому государству принимать меры против носителей флагов этих государств в связи со столкновениями и другими инцидентами судоходства, которые могу произойти в открытом море.
Конвенция о континентальном шельфе 1958 года дает прибрежным государствам право устанавливать “зоны безопасности” (максимум 500 метров) вокруг установок, сооружаемых для разведки и разработки континентального шельфа. Это право продублировано в ЮНКЛОС 1982 года, и оба документа добавляют, что данное право не должно затрагивать правовой статус прилегающих вод открытого моря или неоправданно препятствовать судоходству в открытом море.
ЮНКЛОС 1982 года обязывает все государства принять все необходимые меры в соответствии с Конвенцией по сокращению и контролю загрязнения морской среды.
Статья 87
Свобода открытого моря
Открытое море доступно для всех государств, независимо от того, являются ли они прибрежными или сухопутными. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, установленных Конвенцией и другими нормами международного права. Она охватывает, в частности, как прибрежные государства, так и государства, не имеющие выхода к морю:
(a) свобода навигации;
(b) свобода пролёта;
(c) свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов с учетом положений части VI;
(d) свобода строить искусственные острова и другие сооружения, разрешенные международным правом, с учетом части VI;
(e) свобода рыболовства при условии соблюдения условий, изложенных в разделе 2;
(f) свобода научных исследований при соблюдении положений частей VI и VII.
Данные свободы должны выполняться всеми государствами с учетом интересов всех других государств в пользовании свободой открытого моря, а также с учетом прав, предусмотренных настоящей Конвенцией в отношении деятельности в этом районе.
Статья 88
Резервирование открытого моря в мирных целях
Открытое море должно быть зарезервировано для мирных целей.
Статья 90
Право навигации
Каждое государство, будь то прибрежное или не имеющее выхода к морю, имеет право плавать на судах под своим флагом в открытом море.