В этом году цена на алюминий подскочила на 40 процентов, больше, чем на любой другой продаваемый металл в мире, что серьёзно повлияло на верфи в Европе, которые используют этот материал для строительства роскошных суперяхт. В связи с ростом цен на сырьё и повышением цен субподрядчиками, цены на новое строительство за последние месяцы выросли примерно на 10-20 процентов.
Текущие книги заказов настолько переполнены, что верфям становится всё труднее прогнозировать потенциальную инфляцию в своих расходах, учитывая, насколько отдалёнными становятся потенциальные сроки поставки. Рост цен на алюминий объясняется рядом причин. Одна из теорий заключается в том, что из-за карантина начался питейный бум, что привело к резкому росту спроса на алюминиевые банки. Однако одна из основных причин недавнего резкого роста цен связана с политическими беспорядками в Гвинее, Западная Африка.
В 2015 году президент Альфа Конде превратил страну в одного из крупнейших экспортеров бокситов в мире, поставив на китайские нефтеперерабатывающие заводы более половины бокситов, которые Китай, в свою очередь, использовал для производства более половины мирового алюминия. 5 сентября президент Альфа Конде был схвачен военной хунтой, и полковник Мамади Думбуя сменил его на посту временного президента. Существует некоторая обеспокоенность по поводу текущих беспорядков, поскольку эксперты полагают, что некоторые страны могут ввести санкции или что режим может повысить свои налоги на добычу полезных ископаемых.
Хотя данные, похоже, дают мрачный прогноз, британские судостроители Arksen, которые строят все алюминиевые яхты, похоже, не слишком обеспокоены. Эван Хинд, главный операционный директор Arksen, заявил: «На сегодняшний день мы не повысили базовую цену на третий Arksen 85, который должен быть поставлен летом 2023 года. Однако, учитывая текущую динамику цен на алюминий, нам, возможно, придётся пересмотреть это решение в будущем».
Политические волнения в Гвинее – не единственный фактор, влияющий на цены на алюминий. Недавно второй по величине нефтеперерабатывающий завод Ямайки был закрыт на неопределённый срок после того, как вспыхнул пожар. А всего несколько месяцев назад рабочие плавильного завода Rio Tinto объявили забастовку из-за контрактов в Канаде. В Китае также были некоторые долгосрочные сбои, которые усугубляют проблему.
Производство алюминия требует больших затрат энергии, и новые целевые показатели энергопотребления во Внутренней Монголии и Синьцзяне привели к сокращению производства. Грегори Ширер из банка JPMorgan Chase сказал, что это, наряду с засухой в Юньнани, сокращающей поставки гидроэлектроэнергии, может снизить производство алюминия до 5 процентов.
По данным Fortune Daily, в прошлом году сталь, ещё один важный товар для судостроителей, подорожала на 215%. Несмотря на рост цен на сырье, LME (Лондонская биржа металлов) прогнозирует падение цен на сталь. В то время как текущая цена составляет около 714 долларов за тонну, LME оценивает её в 657 долларов за тонну через 15 месяцев.
Большинство банков и организаций прогнозируют рост цен на алюминий. Консалтинговая компания Fitch Ratings недавно изменила среднюю целевую цену на металл на 2021 год с 1950 до 2200 долларов за тонну. Ожидается также рост спроса, отчасти из-за популярности электромобилей, которые в среднем используют больше алюминия, чем обычные автомобили с дизельным двигателем. Влияние роста цен на сырьё на стоимость новых суперяхт ещё предстоит выяснить, однако, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то можно предположить, что это оттолкнёт потенциальных клиентов от судостроителей и вызовет бум продаж подержанных яхт.