Что, если бы имелась такая программа награждения суперяхт, где их владельцы выбирали бы победителя сами? Когда–то, более двенадцати лет назад, эта идея казалась новой…
В те времена только инициаторы подобных мероприятий оценивали шансы претендентов на победу в какой-либо номинации, как правило. И нужно признать, с тех пор мало что изменилось. Но кое-что всё же произошло! Boat International Media организовало структуру подобного процесса, но предоставила опытным яхтсменам право самим решить – кто же лучший, и чья яхта круче? Руководствуясь этой философией, организация основала World Superyacht Awards (WSA) в 2005 году.
Начало начал…
«Мы хотели, в первую очередь, иметь такую систему судейства, которая была бы полностью прозрачной и при этом, обязательно – чтобы ей доверяли сами владельцы судов», – говорит Роджер Лиан-Верко, – яхтсмен и один из основных активистов в деле создания WSA. Он немало помог учреждению данной системы и уже долгий срок остаётся председателем коллектива судей. «Нашей целью было – найти людей, строивших корабли, занимавшихся ими, знающих это дело – наконец тех, кто понимает сам процесс» – заключил он.
Первый раз награда была вручена в итальянской Венеции, и произошло это только в 2006 году. Но организация самой структуры ежегодного мероприятия началась, всё же, на год раньше. Именно тогда были написаны правила приёма судей и указаны некоторые другие моменты. Лиан-Верко признаётся, что вначале они были весьма строгими. «Мы не смогли найти достаточного количества людей, соответствовавших критериям, и поэтому решили, что будет неплохо, если дополнить их число несколькими непредвзятыми профессионалами отрасли.
Например – среди таких был избран владелец верфи Merrill Stevens» – рассказывает Роджер. Однако, прошло не так много времени, и звон наград привлёк внимание многих яхтсменов. Через несколько лет вся коллегия состояла полностью из судовладельцев.
А кто же судьи?
Вплоть до настоящего времени, в коллективе выносящих вердикты и присваивающих награды на World Superyacht Awards мы можем каждый год увидеть, в среднем, – двадцать человек, которые, за редчайшими исключениями, имеют в пользовании суперяхты. Председатель – выбираемый другими судьями, – руководит их заседанием в последний день награждения. Это время особенно важно, так как тогда происходит подсчёт голосов и определяются победители. Финал, конечно, ключевая часть всего действа. Он имеет специальное расписание, регламентирующее всё, что необходимо. На протяжении последних лет в качестве места проведения мероприятия выбирали Лондон, Триест и Абу-Даби.
Важно отметить – поскольку одним из критериев отбора потенциальных судей стал трёхлетний срок владения судном, – то опыт у них точно был. А вообще, в среднем каждый из них имеет корабль не менее шести лет, так что эти люди могут быть названы профессионалами на самом деле. «Если человек эффективно выполняет свои обязанности и ему нравится находиться на этом месте, то почему бы и нет? Он может быть судьёй столько, сколько захочет» – справедливо замечает Лиан-Верко. Любой подписавшийся и взявший на себя ответственность решать – какое же судно больше иных достойно награды, должен быть действительно увлечён миром яхтинга. Суть работы здесь состоит в том, что следует посетить минимум пять из номинированных яхт и принять решение – за кого отдать свой голос в выходные – когда будет определён победитель.
Особенности выбора претендентов на награду
«Мы пытаемся обратить внимание каждого (судьи) на как можно большее число яхт, поэтому на финальном собрании всегда есть тот, кто физически испытывал, или хотя бы контактировал с моделью корабля, о которой в тот или иной момент идёт речь» – продолжает рассказывать председатель коллегии. Большинство номинантов можно увидеть на выставках, таких, как проходят, например, в Монако или Форт-Лодердейле. Но, к сожалению, не все. Поэтому некоторые яхтсмены, из участвующих в определении призёра WSA, готовы идти на многое, чтобы рассмотреть поближе претендентов на победу. Скажем – лорд Лайдл, когда участвовал в мероприятии в качестве арбитра, лично совершил полёт на Мальдивы на собственном самолёте, чтобы изучить очередную суперяхту, имевшую шансы получить приз.
Также, по словам Паолы Трифиро, владельца 33-метрового корабля Vitters Ribelle, – в принципе, преодолеть расстояние до номинанта не всегда просто, и иногда – личный джет действительно является чуть ли не единственным выходом. Кстати, Паола была судьёй на World Superyacht Awards в течении семи лет, – это придаёт ещё больший вес её словам. Но чаще, всё же сами судовладельцы хотят, чтобы их корабль был оценён представителем мероприятия «в живую». Поэтому нередко прилагают для достижения такой цели все усилия. «Одним из моих любимых до сих пор остаётся опыт посещения 70-метровой яхты Сибариса Билла Дукера, в Монако, в 2016 году» – вспоминает Трифиро. Кроме того, к особенно интересным визитам она причисляет осмотр кораблей Adastra, Madame Gu и Dilbar.
«Мы все делаем это, затрачивая очень много времени, страстно и самоотверженно!»- говорит Томас Хаффа, занимающий пост судьи с тех пор, как его яхта получила награду в World Superyacht Awards в 2008 году. «Меня часто спрашивают, насколько сильно могут влиять различные инвестиции в рекламу и структуру мероприятия, на объективность оценки? Я не устаю повторять, что процесс судейства полностью независим. В группе, выносящей решения о наградах, присутствуют только профессионалы, не ангажированные никем!» – продолжает он.
«Это действительно те, кто предан яхтенному делу всей душой» – подтверждает слова Хаффы ещё один яхтсмен – Алан Дабтьера, судивший в WSA с 2009 года. «Я люблю яхты – мне нравится их устройство, процесс их плаванья по воде… это – больше чем способ транспортировки, яхтенный спорт – это образ жизни», – утверждает Дабтьера. «Хотя я долгое время практически жил на своих двух судах (35-метровом Benetti и 60-метровом CRNConstance), инспектируя другие корабли я понимал, что они нравятся мне всё больше» – заключает Алан.
У судей также есть уникальная возможность – проверить и испытать на воде новейшие суперяхты, получая к ним доступ, который был бы запрещён, не находясь они в таком статусе. «Мне нравится этим заниматься, ещё и потому, что так я расширяю свои познания обо всех инновационных проектах в яхтинге» – говорит Трифиро.
World Superyacht Awards – авторитетная награда
Как единственное мероприятие, среди подобных, где приз получает корабль – выбранный судовладельцами, WSA заслужило непревзойдённый уровень доверия среди яхтсменов. Но это влечёт за собой и известную долю ответственности. «Потому что награда выдаётся людьми, смыслящими в устройстве и характеристиках яхт. Теми – кто опытен и понимает, что и как он оценивает. От этого признание номинанта победителем становится намного приятней, в первую очередь, конечно, для него самого» – выражает своё мнение дизайнер Филипп Бриан, чьи работы не раз выигрывали статуэтку Нептуна. Кстати – именно такая награда и предусмотрена победителю в той или иной номинации.
Бриан также рассказывает, что влияние и авторитет вознаграждений от World Superyacht Awards распространяется далеко за пределы индустрии яхт. Например, получив приз за свой дизайн 73-метрового Grace E (теперь Nautilus), он сам был приглашён на строительство проекта в Гонконге, который существенно выходит за рамки яхтенного бизнеса, а именно – Филипп будет участвовать в разработке дизайна для жилого комплекса The Pavilia Bay.
«Победа здесь, однозначно сделает ваше имя, или принадлежащую вам работу, более узнаваемыми. WSA повышает известность и для широкой аудитории – за пределами нашей отрасли» – подтверждает слова Бриана Фарук Нефзи – директор по маркетингу компании Feadship.
Представители голландской верфи Heesen, одной из самых успешных в деле завоевания «Нептунов» от WSA, говорят, что такой «выигрыш» интересен практически всем без исключения, кто имеет серьёзное отношение к яхтингу. «Меня неоднократно просили предоставить список последних наград, полученных кораблями, собранными на нашей верфи – этим интересуются клиенты, покупатели яхт» – заявляет Сара Джьянола, маркетинговый директор Heesen.
Лиан-Верко рассказывает, что WSA интересовало многих яхтсменов ещё в самом начале, как только это мероприятие было учреждено. С течением времени популярность только росла и сейчас очередное награждение – это действительно событие высшего класса, в котором многие счастливы поучаствовать – тем или иным образом.
Вручение статуэток Нептуна
На протяжении многих лет церемонии World Superyacht Awards проводились в Лондоне и Флоренции, в Стамбуле и Амстердаме, и конечно – в Венеции. «Цель всегда была в том, чтобы распределить призовые места не в банальном зале отеля, но в таком месте, где ужин, за которым мы определим победителей, сам по себе был бы привилегией … Например, во Флоренции много замечательных мест, как нам кажется, хорошо подходящих под требования. Ну и конечно – каждый раз мы проводим не только церемонию вручения наград. Завершение WAS – это целые увлекательные выходные, которые запоминаются и претендентам на награду, и нам – судьям» – рассказывает Лиан-Верко. Важно уточнить – география мест проведения этого мероприятия расширялась вместе с развитием церемонии. На получении призовых статуэток в Венеции присутствовало более 400 человек. В 2018 году, во Флоренции, уже было более 600 гостей.
Трифиро с нежностью вспоминает церемонию награждения в Стамбуле, а также особенно отмечает флорентийскую – «когда гости наслаждались беседой перед Botticelli’s Primavera, а затем попробовали великолепный ужин в Salone dei Cinquecento».
Между тем, Нефзи говорит, что у World Superyacht Awards лучшая организация проведения мероприятий из всех, известных ему аналогов в данной сфере. Она, по словам маркетингового директора, совмещает в себе замечательные развлечения, выбор прекрасных мест и удобную программу.
С момента своего учреждения, структура проведения этого события была немного изменена. Но, как указывает Лиан-Верко, новации в самом WSA были не очень существенны. Основным показателем в этом отношении стали яхты – они совершенствуются год от года. «… мы посещаем всё более интересные и необычные судна» – подтверждает Трифиро.
Хаффа также соглашается, и говорит, что «по мере развития отрасли и совершенствований судов, становится всё более сложным выбор – судить тяжелее, так как разработчики кораблей стремятся поразить своих клиентов всё более интересными нововведениями».
Но это только мотивирует судей, которые, как известно, отдают свои предпочтения во время оживлённых бесед, споря и дискутируя о том, кто же всё-таки более достоин награды. На дневной встрече они рассматривают каждого претендента, прежде чем провести тайное голосование. «Каждый имеет мнение по главному вопросу – какой корабль лучший, в том или ином отношении – единогласные решения редки. Это создаёт интересную и оживлённую дискуссию. В конечном счёте, такой спор приводит к определению действительно лучшего из лучших» – говорит Дабтьера.
Хотя голоса распределяются во время выходных, эта информация остаётся закрытой до последнего вечера мероприятия, собственно – до ужина, за которым будут оглашены победители. Такое ожидание делает вечер захватывающим для всех участников – яхтсмены с нетерпением ждут – кто же получит своего «Нептуна» на этот раз?
«Это грандиозный момент, когда все замирают и задерживают дыхание, в помещении воцаряется тишина… А затем объявляют победителя» – делится впечатлениями Сара Джьянола.
Но, возможно, именно Бриан лучше всех подводит итог тому, что значит выиграть премию World Superyacht Award: «Это ощущение – как будто бы вы входите в зал славы яхтинга…».