Тревожное состояние погоды передается человеку. Шкиперы начинают тревожиться и не зря, ведь гроза на воде таит в себе разные опасности. Для яхтсмена шторм – явление хоть и предвиденное, но всегда неожиданное, причем избежать столкновения с ним мало кому удается.
Ничто не предвещало…
Синоптический прогноз не грозил бурями, и день начинался хорошо. Правда, метеорологи предупредили, что «не исключены грозы». Аналогичные сообщения поступали на борт и раньше, усыпляя бдительность шкиперов. Погода не менялась, небеса радовали голубыми оттенками, даруя радужное настроение, и лишь редкие гости-облака медленно держали курс в неизвестность.
Но постепенно ветер утих, облака собирались, словно на пиршество, и возникшее «из ниоткуда» послеобеденное белое облачко на глазах превращалось в грозовую грозную тучу, налитую свинцовым цветом. Вот уже гром дал о себе знать. Нахмурилось небо, заставляя волноваться шкиперов, у которых был небольшой опыт столкновения с грозами в пути. Яхтсмены стали задумываться, не повредит ли молния борт. В голове начался пчелиный рой из жутких мыслей и суетливых поисков выхода. Тема гроз постоянно звучит в среде яхтсменов, люди за чашечкой кофе в порту делятся, как преодолевают сложные метеоусловия. Новички внемлют каждому совету. Как же быть, если гроза не собирается отступать?
Истории шкиперов, столкнувшихся с грозой на маршруте
Но сначала стоит определиться с ключевым моментом: удар молнии не играет главную роль в спектакле погоды. Попадая в грозу, яхтсмены на борту вынуждены сражаться с другими проявлениями грозового настроения. К примеру, больше их заботят шквалистые ветра, высота волн, мгла и ливневые потоки, обрушивающиеся на борт, морская болезнь тоже докучает.
Когда команда из трех яхтсменов отправилась на остров Рюген, она не ждала, что ей придется столкнуться с тяжелыми условиями и грозовым облачным шквалом. Причем туча разрослась мгновенно, щедро «осыпав» палубу тяжелыми каплями. Капитан Петер Туммель взял с собой в плавание тещу и супругу. Страшный рывок ветра обдал семейство на лодке, и никто не мог предположить дальнейшее развитие событий. Петер совсем не был готов к таким условиям. К тому же, как это сделать с незарифленной яхтой? Скорость, с которой надвигалась гроза и ее облачная «армия», просто повергла в шок. Облака, словно смешались под ногами у этой толщи грозных туч, твердо надвигающихся на лодку. Удар молнии оказался неожиданным, словно гигантским молотом ударило. Ветер уже бушевал со скоростью до 42 узлов. В ряде случаев яхтсмены передумывают ходить под парусом после такого жуткого опыта, где идет борьба не на жизнь. Тяжелым грузом лежат воспоминания в диске памяти, оставляя неприятный осадок в душе.
Александер Больт, гамбургский яхтсмен, вышел вдоль польского берега с супругой, встретив жуткую грозу. Раньше они не сталкивались с подобным явлением, и этот день стал решающим для семьи в выборе парусных прогулок. Больт решил, что не готов снова переживать троекратные удары шквалистой бури. Хотя от парусного спорта навсегда мужчина не отказался, выбирая впредь лишь швертботы для плавания близ бережка.
Со временем капитан снова осмелел и от швертботовых вылазок отошел, вернувшись под парус. Только поведение за штурвалом стало более осознанным, подготовленным, с экипировкой и заблаговременным рифлением. В былые времена рифиться штурман начинал в первый порыв ветра, затянувшего заунывную песню в такелаже. Это ошибка, нужно сделать это заранее, слушая прогноз!
Интересный факт! Маркус Зильбергассер, бизнесмен и заядлый шкипер, после такого похода пришел к выводу – готовиться к шторму надо заранее, чтобы избежать проблем.
Составляя по мнениям опытных шкиперов список рекомендаций для плавания в грозу, можно поставить необходимость подготовки к сильному дождю во главу угла. Этот природный «товарищ» резко ухудшает видимость. К примеру, одна яхтсменка (с 40-летним опытом!) отзывается так о шторме. Поначалу начался дождь, через барабанящие звуки которого послышались «не родные» сигналы.
Во мгле женщина увидела паром, двигавшийся из Киля в Осло. Пароход проходил в 10 длинах от лодки яхтсменки, и угол в 90 градусов двигал его прямо на ее судно. Хорошо, что она посмотрела в ливневую завесу, распознав картину впереди. Упомянутый уже Маркус пережил подобное явление в Северной Адриатике. Вначале шкипер подготовил системы AIS. По его словам, умная система помогает распознать паромы, идущие впереди. Немаловажный момент, заслуживающий акцента – электронная аппаратура.
Прощай, бортовая электроника…
Аппарат выходит из рабочего графика не только из-за удара молнии. Вольфганг Хаугер столкнулся с таким опытом, когда вовсе не от молнии пострадала его техника. Катамаран двигался к острову Хвар на автопилоте. Но в одно мгновение при нулевой видимости налетел шквал, развернувший лодку в обратном направлении. В итоге электроника «спятила» буквально. Электрическая энергия просто витала в воздухе, сбив работу приборов. Только через несколько минут бортовой ПК успокоился, включив автопилот. Вывод – нельзя надеяться на технику, особенно в грозу. Грозовые стихии усугубляют положение дел тяжелым состоянием организма шкипера.
Морская болезнь
Физическое состояние шкиперов оставляет желать лучшего. В открытом море, сражаясь со стихией в одиночку, яхтсмену приходится туго. Ученые выявили, что морская болезнь усиливает обороты при чувстве страха. Да и физическая нагрузка увеличивает дискомфортные ощущения в животе.
Тогда в пути приходится очень туго, особенно если один напарник полностью лишается трудоспособности. Неприятная история приключилась с профессиональным яхтсменом Сандро Кумриком. Казалось бы, капитан хорошо приготовился к перегону лодки Elan 434, не ожидая больших сложностей, взяв с собой давнего товарища. Случилось это зимой в последний месяц 2014 года, когда друзья транспортировали судно из Хорватии в западную Грецию, в Превезу.
Транспортировка усугублялась жесткими временными рамками, потому что шкиперам не пришлось отдыхать, заходя в марины, и практически все время экипаж находился в открытом море. В результате друзья часто сталкивались с грозовыми штормами. Сандро приходилось управляться с лодкой в одиночку: товарищ буквально выпадал из рабочего состояния. Бедолага даже не в силах был удержать румпель.
Мнение профессионала! Медик из Киля Корнелия Шнейдер считает, что даже самый суперпрофессиональный экипаж, хорошо подготовленный к гонкам, в шторм может повести себя иначе по причине утраты работоспособности отдельных его членов.
Если судно вышло в море с малочисленным экипажем, то пиши пропало. К примеру, страшная история приключилась в одном из таких перегонов недалеко от Гибралтарского побережья, когда полуночном кошмаре за борт упал яхтсмен из Германии. Из-за мучившей его морской болезни, яхтсмен забыл пристегнуться к борту. Жутко изможденный приступами рвоты, шкипер потерял чувство страха, бдительности и в момент наклона яхты в океан, упал в воду. Спасти его не удалось…
Страшные грозы случаются на море и в океане нередко, ежегодно унося с собой жизни даже опытных яхтсменов. Одну из подобных гроз вспоминает Аннете Кильч. Яхтсменка вышла с двумя товарищами на Балтику, перегоняя гафельный кеч, которому исполнилось 120 лет. Борт столкнулся с жуткой грозой. По ее мнению, шкиперам нужно постоянно следить за облаками, внимательно всматриваясь в их характер. Грозовые облака далеко не те, что рисуют на картинках в книжках.
К такому же выводу пришел Раймунд Молленхауэр. Шкипер отправился возле берегов Венеции с женой и детьми на лодке Bavaria 32. Погода стояла прекрасная, рисуя красочные пейзажи, словно на открытках туристических буклетов. Но завершилось путешествие не так, как планировалось. Близ гавани пострадали от шторма не только лодки на воде, но даже автомобили.
Тогда капитан понял, что к чистому синему небу нельзя относиться однозначно. Даже безоблачное небо может мгновенно закрыться тучами, и начаться шторм. Случай каждого яхтсмена, столкнувшегося с подобными условиями, является ценным для остальных коллег, отправляющихся в море. Несмотря на субъективность взглядов яхтсменов на эти явления, можно составить общий характер штормов. По этой причине, опираясь на этот опыт, можно сказать, что прямой удар молнии в борт не так страшен, как остальные морские риски. Посадка на мель катера куда страшнее.
Другие риски
Такими историями наполнены документы страховых компаний. Этого мнения придерживается Андреас Медикус, управляющий страховым предприятием для яхт Shomacker. Бизнесмену удалось подсчитать долю лодок, которые подвергались ударам молний или жуткому действию электризации воздуха. Яхты, пострадавшие от электризации, составили только 0,002 от общего количества лодок, побывавших в катастрофе. Масса воздуха электризуется гораздо чаще по сравнению с непосредственным попаданием разряда в корпус лодок. Руководитель страховой компании навсегда запомнил историю о трех парусниках, все электронные приборы которых выходили из строя вблизи Зондербурга. Ни разу яхты не подвергались молниевым ударам.
Интересный факт! Подсчитывая убытки, страховщики пришли к выводу: дефекты электронных приборов встречаются чаще, составляя приблизительно 75% общего ущерба, нанесенного в результате воздействия грозы.
Вспоминая события пятнадцатилетней давности, Аксель Путлиц-Люрман заявляет, что гроза всегда бьет чаще по электронике. Этому человеку из компании Pantaenius, работающему в отделе оценки убытков, это хорошо известно. Молния повреждала блоки предохранителей и распредщиты, и было легко распознать эти явления. Теперь же неполадки с электроникой распознаются куда хуже, да и последствия деформации стали более существенными. Почему так происходит?
Особые опасности в маринах
По мнению страховщика, приборы XXI века объединены в бортовую систему, главным врагом которой является электризация воздуха. Теперь это явление бьет в цель, нарушая функциональность сети в целом. Выходя из строя, один прибор влечет повреждения всей цепочки.
Вывод простой: суда, произведенные верфями в былые времена, меньше подвержены результатам воздействия грозы из-за того, что они не объединены в одну цепь на борту. Шкиперам, вынужденным бороться со штормовой стихией, рекомендуется отсоединять электронику от бортовой сети, все приборы отключать при возможности.
Но часто лодки страдают от повреждений даже не в море, а на причале. Хотя гавань считается самым безопасным уголком для парусника, поскольку помощь подоспеет к лодке в этом месте намного быстрее по сравнению с морским судном, заставшим врасплох бурю посреди морской пучины. Нельзя исключать бесценность внимательного отношения к судну, вне зависимости от погоды. Нередки случаи, когда стояночные буи в непогоду срываются. Толща воды с ветром стаскивает якорь, и тогда тяжелых последствий не избежать, поскольку катер обязательно наедет на соседние.
В гавани поджидает яхтсменов еще одна опасность. Большая часть электроники выводится из строя, если ли судно стоит на причале и работает от питания с берега. Уходя с яхты, мореходу лучше отключить кабель питания и делать это в непогоду обязательно.
Наиболее тяжелым «морские волки» считают случай, когда лодка полностью уходит под воду в грозу. Причиной тому является удар молнией. Но этот жуткий вариант страховые компании занесли к продуктам бурного воображения яхтсменов. Страховые компании с такими случаями не сталкивались.
Однако некоторые яхтсмены все же утверждают, что удар молнии в яхту – особый случай. Шкипер Дитер Белих наблюдал, когда буквально в 40 м от его парусника Gib’Sea 362 молния ударила так, что команда оглохла почти до самого окончания плавания. Тогда предохранители отказались работать из-за того, что индукционные такелажные токи разлетелись по яхте. К сожалению, невозможно продумать весь сюжет «свидания» яхты с грозой.
Однако обязательно стоит продумать «План Б» на случай непредвиденных обстоятельств. Только единого рецепта идеальной подготовки опять же не существует, каждый случай уникален. Гроза всегда преподает новые уроки.
Как готовиться к «свиданию» с грозой – лайфхаки для капитанов
Опытные яхтсмены советуют следующее.
Наблюдение за погодой и ее настроением
Яхтсменам опытные моряки рекомендуют ориентироваться на синоптические прогнозы и изучать основные правила навигации, управления судном. Невозможно гарантировать точный прогноз. Он может быть ошибочным, особенно если речь идет о крупных акваториях. Синоптикам не под силу учесть субъективные особенности этих мест. По этой причине самостоятельные наблюдения за погодой могут быть более продуктивными по сравнению со значениями барографа, который не всегда предсказывает близкий шторм с грозой.
Существенным признаком надвигающегося шторма являются кучевые облака, вытягивающиеся вверх. Цвет их становится темным, напоминая овощ с грядки. Во время холодного атмосферного фронта облако выдувает вниз на лодку холодный воздушный поток. Тогда появляется клубок дымки, который смешивается со шквалом. Ветер при этом частенько перед его появлением усмиряет свой гнев.
Важно не паниковать!
Стандартная гроза двигается со скоростью в 10 или 20 узлов. Но иногда это значение доходит до 60. Яхтсмену нужно приготовиться к тому, что невозможно уклониться от этого явления. Экипажу нужно быть спокойным и лучше подготовить яхту. Как это сделать?
Секрет подготовки лодки
Удар молнии на яхты случается, и полностью защитить борт не удается. Но уменьшить последствия этого удара «кулаком» в нос вполне реально. Например, можно заземлить металлические предметы на палубе (значит, надо их синхронизировать проводниками с килем). Перед штормом следует также зарифить парус, убрать его, сделав это как можно раньше. Штурману лучше заблаговременно запустить мотор, предотвращая последствия от поломки электронной системы, иначе при ее выходе из строя двигатель уже невозможно запустить.
Приборы выключаются, отсоединяются от бортовой сети. Шкипер спасает частично ситуацию, не отказываясь фиксировать местоположение судна на карте, передавая данные береговой службе. Яхтсмен поступит правильно, если принайтовит ненужные вещи. Порядок на борту должен быть в любую минуту. Иллюминаторы надо задраивать вплотную. Имеет значение психологическая подготовка экипажа.
Команда, внимание!
Как подготовиться команде? Вдумчивые капитаны обязательно разъясняют членам команды поведение на борту, ответственные участки для каждого в условиях невидимости. Эмоциональный фон будет равномерным у мореплавателей, и они легче справятся с испытаниями. Обязательно надо надеть спасательные жилеты, непромокайки и укрыться в салоне подальше от вант.
Опыт разных капитанов, встретивших грозу на пути
Собственник российского катамарана «Мана-Мана» Марат Насыров сталкивался с грозами, хотя старается избежать этого явления, прислушиваясь к прогнозу. Но не всегда можно предугадать штормовые предупреждения. У яхты скорость меньше по сравнению с грозовыми тучами. По этой причине, столкнувшись с грозой в открытом море, явно придется с ней бороться в пути. Ветер меняет направление? Быть грозе! Лодку ветер начинает при этом тащить под себя. Но грозовой фронт не носит характер сплошного «плаща». Это всегда момент с передышками, в которые нужно уметь проскакивать капитанам, действуя аналогично пилотам, работающим в тактике «на таран».
В ряде ситуаций это единственный выход, только нужно отбросить страхи. Лучше отважиться и проскочить грозу, чем наблюдать, как она догоняет катамаран. Миновать грозовой фронт удастся, если двигаться вдоль него. Нельзя убегать от него, хотя у моторного катера шансы убежать еще остаются. Порой радары выступают хорошим подсказчиком, обозначающим грозовые участки синими пятнами.
Близко подходя к грозовому фронту, лодка рискует попасть под сильные удары ветра, молнии. Насыров в таком случае выбирает ход по дождевому участку с минимальными возможностями шквалистых нагрузок. Дождь тоже хорошенько в этих местах утихомиривает горячий нрав ветра, бушующих волн. Также необходимо знать, что в зоне грозы нет стабильного ветра, он рвет и мечет, пытаясь снести лодку со всех сторон.
Порой ветер меняет характер, и разумнее встретиться с ним под шумящим двигателем. При таком положении дел смена направления ветра не так страшна для лодки. Ветровые нагрузки тогда не так влияют при работающем дизеле. Непослушные волны тоже добавляют впечатлений от прогулки под парусом в грозу. Ветер-гуляка заставляет волны колебаться, разгуливать по поверхности океана в разные стороны.
Лодка находится в замешательстве: непонятно, как и куда двигаться. Волны обретают злой характер, представляя самую большую угрозу для судна.
Львиная доля шкиперов опасается волн. Но существуют риски, более сложные – белые шквалы, смерч. Оторвавшиеся от грозового фронта участки максимально низкого давления формируют смерчи. Марат с таковыми сталкивался, о чем напоминает запись в судовом журнале. Лодка шла между Сицилией и Сардинией ночью. Вахту приняла супруга, но в 4 утра жена разбудила мужа, весь на горизонте надвигались сплошняком молнии. Зарево зарниц осветило небеса, визуально сделав ночь днем. В двух милях от лодки неслись тонкие смерчи, двигающиеся прямо на лодку.
Тонкие струи перемежались, мгновенно сгруппировавшись в гигантский смерч. В этот момент ветер усилил силу, превратившись в штормовой, затягивая лодочку в этот кошмарный фронт. Одна рука Марата действует автоматически, быстро скидывая грот. Другая рука заводит судорожно моторы, нога выворачивает штурвал. Но осознание того, что уйти не удастся, приводит в оцепенение. Гигантская туча стремглав несется на борт, ветер вторит ей, подталкивая лодку навстречу смерчу. Максимально взяв обороты, шкипер пытается избежать встречи с монстром. Тщетно! Вдруг ветер хлынул со всех направлений, обдав жутким холодом. Грот наполовину опущен, вдруг резко упал, послышался громкий хлопок из-за лопнувшей веревки стаксель-шкота.
Капитан приготовился к удару, но смерч вдруг смягчил нрав, буквально исчезнув на глазах, словно ангелы отвели беду. Ветер резко разворачивается на 180 градусов. Ура, можно выдохнуть! Сзади за кормой из тучи вываливаются два смерча. Итог: грота-фал рухнул, две каретки грота туда же, правый шкот стакселя не выдержал. Посуда тоже разбилась от ударов. Остальное сохранилось в целости. Есть еще пример, когда видно, что даже гроза вдали представляет опасность.
Команда шла к Мальте в 2012 г. Ветер был в норме, до 15 узлов. Капитан выставил паруса, занявшись делами на борту. За Мальтой бушевала гроза, вдали от лодки миль на 15, перемещаясь параллельно. Казалось, какая уж тут угроза. С правой стороны от лодки Марата шло рыболовецкое судно и рядом другое. Случайно кинув взгляд в их сторону, капитан увидел, что лодки исчезли, и на его парусник двигалась белая мгла.
Шкипер мгновенно прыгнул на мостик, открыв стопора. Катамаран ударился и почти встал на 90 градусов. Супругу в каюте, мирно видевшую десятый сон, отбросило на стену. Кокпитные принадлежности свалились за борт. Уши перестали слышать, и ничего не было видно. Пара веревок и уплывшие вещи – единственные сложности, с которыми пришлось столкнуться. На этом примере можно увидеть, что гроза обладает длинными лапами, и в любой миг она может протянуть их в самый неожиданный момент, дотягиваясь до катеров.
Внутренние грозовые ощущения
Леонид Дубейковский считает, что кучевые облака, относящиеся к типу облаков с вертикальным развитием, способны пронизывать своим непокладистым норовом всю стратосферу. При этом это невероятно красивая, таинственная традиция природы. Такие облака могут носить безобидный характер, но могут и показать жуткий нрав человеку, угрожая его целям.
Наиболее известные природные особенности – торнадо, шквалы, град, ливневые дожди, и они связаны с кучевыми облаками. Летом такое случается нередко, требуя внимания от шкиперов и людей, находящихся на улице. Только не менее сложными считаются и шквалы, формирующиеся при грозе и без нее рядом с кучевыми облачками.
Шквалистые ветра
Осадки, падая на землю или в океан, частично улетучиваются, охлаждая окружающий воздух. Тогда этот воздух становится тяжелым и под своей массой опускается на поверхность воды. Холодная воздушная масса растекается со скоростью 10-20 м/с. Получившийся поток встречается с холодным воздухом. В результате образуются участки, кромки которых именуют «фронтами порывистости». Облака объединяются в одну линейку, образуя вместе с ними шквалистую линию, которая может простираться на 5 км в ширину и на несколько десятков километров в длину.
На территориях с сухим климатом это явление выливается в образование пыльных бурь, называемых «хабубами» на Аравийском полуострове. Пылевые бури разгуливают по акваториям, нередко это можно увидеть у австралийских берегов. Дуют сильные штормовые ветра, не давая беспрепятственно смотреть даже вблизи себя. Это опасно там, где часто курсируют корабли.
Холодный воздух послушно следует за фронтом порывистости, он более плотный и выталкивает теплые массы наверх. Поднявшаяся воздушная волна охлаждается (адиабатическое охлаждение), обретает более влажный характер, образуется конденсат водяного пара. Облачность, образованная при конденсации, обладает причудливыми дугообразными формами.
Метеорологи недаром называют их «аркус». Эти дуги могут принимать разные габариты, напоминая длиннющее кучевое облако сероватого оттенка, подстроившееся снизу главной тучи. Такие облака могут включать несколько слоев, напоминая торт «Наполеон». Бывают дуги с круглыми формами, по типу облачного вала. В русской метеорологии их называют «шквалистыми валами».
Ключевым свойством облаков, независимо от их форм и типов, они выполняют роль лакмусовой бумажки, предупреждая учтиво шкиперов о приближающейся катастрофе. Будет ветровой шквал, который придет из-под облачной массы. Завидев такие облачные дуги, опытный яхтсмен обязательно продумает степень подготовки. Но встречается еще один момент.
Что надо знать о микропорывах?
Синоптики знают о таком явлении, ведь всерьез им занимался впервые американский ученый в середине 80-х годов. Тэцуя Фуджита принял микропорыв за торнадо. Этот человек знал все об этих пагубных природных обстоятельствах, недаром коллеги прозвали его «Мистером Торнадо». Оценкой интенсивности этих явлений в XXI веке принято заниматься теми же приборами, что и использовал Фуджита. Ученому удалось распознать, что приставка «микро» не случайна. Обычные шквалы достигают размеров на поперечном срезе до десятков километров. Но микрошквалы протягиваются на пару квадратных километров или даже сотни метров.
Холодная «пасть» воздуха пытается поглотить воду, ударившись об нее со стремительной силой. При этом он «брызжет морской слюной» во все стороны, не растекаясь, как при обычном шквале. Скорость его достигает 100 км/ч. По наружной кромке воздух устремляется наверх, «съедая» пену с волн и дождевые капли. Образуется вихревое кольцо, с виду напоминающее баранку. Приближающийся микропорыв приходит под пеленой дождя, и это видит перед собой яхтсмен.
Эта стена разбрызгивает капли в стороны, что вызывает у мореходов жуткое чувство необъяснимой загадки. По этой причине микропорыв назван «Белым шквалом».
Множество катастроф произошло в его «пасти».
Вспомнить хотя бы последние кораблекрушения. Одно из них произошло со знаменитой баркентиной «Конкордия», второе коснулось шхуны «Гордость Балтимора», третий случай произошел с барком «Маркус». Гибель теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище под Казанью тоже случилась из-за этого явления. Тогда погибло большое количество человек.
Трудно забыть кинофильм-катастрофу, уже ставший культовым, снятый на реальных событиях. Киноленту назвали «Белый шквал». Микропорывы образуются по причине испарений дождевых капель, из-за нисходящего воздушного потока, охлаждений воздушных масс. Но до конца подноготная явления не изучена. В частности невозможно четко спрогнозировать микропорыв. На море и в авиации кучевые облака по этой причине находятся под пристальным контролем синоптиков.
В настоящее время развитие катастроф по причине опасных явлений довольно важный момент, который удается хоть немного прогнозировать благодаря радарам. Территории их появления удается проследить по всем европейским территориям и лежащим в них акваториям, как и на западе России. Данные метеостанций дают возможность понять, насколько мощным будет удар, дав шанс подготовиться на лодке. Синоптики уже научились понимать характер предстоящих гроз, направление, скоростные значения перемещений.
Информацию метеостанции передают в эфиры и по возможности яхтсмены, имеющие мобильный интернет, вполне могут предсказать шторма. Облачность нужно держать под контролем по спутниковой связи, используя видимый и инфракрасный диапазоны. Такие сведения в интернете несложно найти, разве что с небольшим опозданием сведения поступают в Сеть. Яхтсменам надо заблаговременно приготовиться к смене погоды, запастись экипировкой. Поднявшись на борт яхты, нельзя забывать смотреть по сторонам, важно приглядываться к облакам, даже небольшим. Особое внимание заслуживает направление, в котором передвигаются «облачные караваны».
Кучево-дождевые облака должны находиться под зорким оком капитана. Иногда их движение не совпадает с ходом облаков меньшей мощности.
Нужно отсчитывать время между вспышкой молнии и грома. По этому времени можно распознать приближенность или удаленность грозы от яхты. Если это время разделить на три, то удается узнать этот параметр до километров.