Едва успели яхтсмены отметить торжественное сорокалетие кругосветки Volvo Ocean Race, как им на головы свалился новый повод для празднования: знаменитая французская Route du Rhum, уже десять раз расчертившая всю Атлантику килями своих участников, отмечает свой очередной юбилей! Ее вклад в практику проведения регат в открытом море трудно переоценить, поэтому мы хотели бы поделиться с вами историей создания этого удивительного мероприятия.
Рождение мероприятия и первые его шаги
В год появления идеи о национальной французской регате газеты всего мира гремели о крупнейшей на тот момент трансатлантической гонке OSTAR. И гремели они, разумеется, не на пустом месте. На старте OSTAR собралось невероятное число судов – более 125 яхт, что было по тем временам совершенно беспрецедентным событием. Даже сегодня это все еще остается абсолютным мировым рекордом по количеству участников в одиночной регате.
Второй особенностью соревнования стал размер судов: там была и чудовищная Vendredi Treize длинной в 133 фута (ее, кстати, специально для этой регаты переименовали в ITT Oceanic), и даже титаническая 262-футовая яхта Club Mediterrane. Как и следовало ожидать, под давлением множества проблем, связанных с бортовой техникой, оба французских колосса оказались далеко за пределами первой десятки.
Данный прецедент подтолкнул многих организаторов к размышлениям о целесообразности допуска подобных судов к соревнованиям и о качестве формулировок в бумагах комиссии по отбору. В итоге, когда последние корабли наконец пересекли финишную черту в конце 1976 года, OSTAR объявили о ряде нововведений. В частности, они жестко ограничили длину яхт до 56 футов, что было подхвачено и многими другими регатами.
Однако французы скептически отнеслись к подобного рода запретам, и решили запустить свою собственную трансатлантическую гонку, в которой главными соперниками в борьбе за золото должны были стать умы лучших инженеров-яхтостроителей. В качестве девиза для только зарождающегося мероприятия была выбрана фраза «La Transatdele Liberte!», что означает «Трансатлантика cвободы!».
Главным условием допуска к соревнованию стало отсутствие каких-либо условий: не было ограничений ни на размеры, ни на длину, принимались любые варианты судов.
Маршрут новой регаты шел от гавани Сен-Мало, расположенной в Бретани, до гваделупского островного поселения Пуэнт-а-Питр. Именно по нему в далекие времена освоения Нового Света шли во Францию забитые ромом каравеллы, что, кстати, и послужило референсом при поиске подходящего для мероприятия названия. Была в этом выборе маршрута и другая, чисто финансовая, сторона: многие французские производители сладостей и вина с большим удовольствием вложились в новое соревнование, из-за чего даже пришлось организовать специальную управляющую регатой компанию – Promovoile.
С того момента и вплоть до сегодняшнего дня, суровое побережье Бретани каждые четыре года принимает десятки яхт со всей Франции для участия в удивительной гонке-путешествии к солнечным Карибам. Столь поздний месяц для начала соревнования был выбран не просто так: это должно было стать своеобразным выпадом в сторону англичан и демонстрацией крепости французского духа.
Уже тогда организаторы, понимая ценность прессы как источника привлечения новых инвесторов, озаботились вопросом зрелищности регаты. В рамках этого они проложили начальный и финишный отрезки регаты через прибрежную зону, дав зрителям возможность свободно наблюдать за движением яхт.
Несмотря на то, что мероприятие проводилось уже десять раз, именно первый его выход в свет оставил наибольший отпечаток на истории парусного спорта. Он создал прецедент, совершил самый настоящий перелом: финишная схватка между малюсенькой многокорпусной яхтой Olympus Photo, принадлежавшей канадцу Майклу Бирчу, и 70-футовой громадиной Мишеля Малиновского под названием Kriter 5 до сих пор вызывает жаркие споры в среде болельщиков и специалистов. Зрелище действительно было совершенно уникальным: два абсолютно разных судна, прошедших безумное расстояние в 4 000 миль совершенно разными путями, схлестнулись в схватке на побережье Гваделупы на глазах у тысяч зрителей. Такое никогда не забудешь.
Несмотря на очевидное преимущество Мишеля Малиновски в последнем этапе гонки, ситуацию перевернул с ног на голову случай: неожиданно ударивший шквал подтолкнул желтый тримаран канадца, позволив ему обогнать соперника. Из-за своей тяжести, однокорпусному Kriter 5 не удалось быстро адаптироваться под внезапный порыв, и яхта Майкла Бирча пронеслась с наветренной стороны перед французом, опередив своего соперника на невероятные 98 секунд – а ведь речь идет о гонке через весь Атлантический океан!
Эта регата стала не только историей удивительно триумфа Olympus Photo, но и первой в истории безоговорочной победой многокорпусной яхты на трансатлантической дистанции.
Однако, там где жизнь что-то дает человеку, она же и забирает: эту знаменательную победу омрачило исчезновение другого участника регаты – 70-футового тримарана Manureva, управляемого Эриком Табарли. Связь с судном была потеряна во время разыгравшегося в том регионе Атлантики шторма. Несмотря на невероятные по своей продолжительности и масштабам поисково-спасательные операции, не было найдено ни одной детали пропавшего судна, которая позволила бы пролить свет на печальную судьбу его экипажа. Ни у кого не возникало сомнений в профессионализме погибшей команды: Эрик Табарли совершил на данном тримаране первую в истории парусного спорта кругосветку на многокорпуснике и выиграл регату OSTAR в 1972 году. Данную модель считали одной из самых надежных одноместных яхт, и ее трагичный конец многих поверг в состояние шока.
У Route du Rhum в целом сложились крайне сложные отношения с многокорпусниками: на регате 2002 года серия жестоких штормов фактически подчистую разметала целый класс яхт подобного типа. Пятнадцать многокорпусных яхты из восемнадцати участвовавших в соревновании были либо полностью уничтожены, либо вынуждены покинуть дистанцию, добираясь на аварийных моторах до ближайших портов. Ни в одной океанической гонке ранее не происходило еще катастрофы таких масштабов. В следствие этого столь многообещающий и интересный класс судов оказался отодвинут на второй план и, всеми забытый, закончил свое существование на обочине истории.
Однако, из раза в раз преодолевая все трудности и невзгоды, финансовую нестабильность и биржевые катастрофы, Франция упорно продолжает поддерживать и нагнетать всемирный интерес к своему ненаглядному детищу. Та же OSTAR, изначально разбитая на две лиги – «профессиональную» и «любительскую», вскоре начала чахнуть, удерживаясь на плаву исключительно за счет второй.
«Ромовая регата» же до сих пор цветет всем бедам на зло, привлекая с каждым годом все больше и больше заинтересованных лиц.
Какие классы судов могут побороться за призы в «Ромовой регате» сегодня?
Перечень, представленный на предыдущей регате, фактически не претерпел никаких изменений к сегодняшнему дню: первыми идут громадные тримараны типа G (от слова «giant»). На регате этого года будет представлена несколько подобных лодок, и в рамках «Ромовой регаты» им будет присвоено специальное название «Ultime». В их число входят Spindrift, тримаран длиной в целых 130 футов, три его более «мелких» 100-футовых собрата и четыре судна с длиной от 70 до 80 футов.
Следующим по размеру классом является IMOCA, также называемый Open 60. В него вошло девять из всех зарегистрированных на данный момент кораблей. Наиболее крупными именами среди их капитанского состава являются Франсуа Габар, победивший в последней кругосветке Vendee Globe, и Джереми Бижу.
И, наконец, третий класс – Open 50, многокорпусные суда длинной до 50 футов. Их капитанов в России знают плохо. Пожалуй, самым известным из них является Ива ле Блевек. На дистанции будут представлены одиннадцать лодок этого типа.
Наиболее многочисленным на данной регате будет тип судов Class 40, на которых выступят все остальные участники соревнования.
Последним в данном списке является класс Rhum, включающий в себя различные внеклассовые много- и однокорпусники, чья длина варьируется от 40 и до 60 футов. Большую его часть представляют самоделки и устаревшие модели. Интерес к нему в этом году будет обусловлен участием живой легенды – самого Робина Нокс-Джонстона на судне GreyPower. Он был первым человеком, в одиночку осуществившим в 1969 году кругосветку под парусом. Это лишний раз подчеркивает притягательность данной гонки – даже яхтсмены, находящееся в преклонных летах, не могут перед ней устоять! На всякий случай напоминаем, что Нокс-Джонстону буквально в этом году исполняется 75 лет!
Надо заметить, что это отнюдь не является исключением: знакомый многим Майкл Бирч участвовал в Route du Rhum аж до семи десятков, и не являлся при этом «белой вороной».
Прежде, чем мы завершим наш рассказ о рождении регаты Route du Rhum, хочется упомянуть еще одну важную деталь: это соревнование является таким уникальным не только благодаря удивительно свободному подходу к набору участников, но и благодаря огромному количеству великолепных яхтсменов-одиночек, которым оно открыло двери в мир парусного спорта. С большой долей вероятности некоторые из участников регаты этого года через пару лет окажутся у нас в статьях в качестве победителей других гонок.
Наиболее интересные факты
Полная история Route du Rhum заслуживает полноценной серии книг, а не одиночного очерка, поэтому мы составили для вас небольшую ретроспективу наиболее знаменательных событий, раскрывающих влияние данного соревнования на мир яхтинга:
- Именно эта регата сделала популярными «волнопронзающие» обводы для носовой части судна. Впервые данная конструкция была применена на однокорпуснике Kriter VIII, принадлежавшему упомянутому выше Мишелю Малиновски. Тогда же была введена обязательная для всех участников система аварийных буев Argos – никто не хотел повторения чудовищной трагедии, произошедшей с Manureva.
- На ней же были впервые появились и тримараны с подводными крыльями. Хотя в 1986-ом их конструкция все еще была не совершенна, Филип Пупон до сих пор убеждает журналистов в том, что именно они принесли ему победу в тот год.
- 1990 год принес с собой множество изменений: французы, переступив через свою гордость, все же отказались от столь сильного разброса в размерах, ограничив размер 60 футами. Именно тогда была заложена основа для идеи, эволюция которой и создаст знакомый сегодня всем класс Open 60.
- В регате 1994 года, среди прочих имен участников, появится пока еще никому не известный новый яхтсмен – Стив Фоссет. Тогда никто даже примерно и не подозревал, какой вес он обретет в мире яхтинга за какие-то жалкие пару лет. Введенные на прошлой гонке по системе классификации Open 60 новые суда великолепно зарекомендовали себя, ничем не уступая привычным тримаранам в океанической гонке.
- 1998 год был ознаменован победой юной Эллен Макартур, одержавшей невероятный триумф на судне из класса Open 50. Согласно требованиям организаторов, начинает активно применяться система берегового «роутинга», комиссия по отбору начинает уделять все больше и большое внимания физиологическим особенностям участников, ради сокращения рисков вводятся дополнительные ограничения.
- В 2002 году происходит крупнейшая и тяжелейшая катастрофа за все время существования парусного спорта – на трансатлантическом маршруте фактически полностью гибнет весь многокорпусной флот. Из-за жесточайших штормов лучший капитан среди тримаранщиков – Мишель Дежуайо проигрывает почти на сутки однокорпусной 60-футовой яхте под управлением Эллен Макартур.
- В 2006 году тримаран Лионель Лемоншуа под названием Gitana XI проходит дистанцию за новое рекордное время – семь дней, семнадцать часов и девятнадцать минут, обгоняя предыдущего лидера на целых четыре дня.
- В 2010 году французы вновь кардинально меняют свой курс: свобода в размерах яхт-участниц возвращается вместе с гигантскими тримаранами, которых объединяют в новый класс Ultime. В нем в нем одерживает победу BigGreen под управлением Франка Каммы.
Установлен рекорд на самое массовое посещение мероприятия: более полутора миллионов человек забивают под завязку трибуны в гавани Сен-Мало, приведя в неописуемый восторг владельцев местных отелей и ресторанов.