Рукопись Олега Голобородько читается взахлеб, где читатель-москвич узнает историю родного уголка. В книге «Спартак. Правый галс» он публикует подробности возникновения названий бухт и раскрывает загадки, описывает трагедии на воде.
Яхтсмены в отличие от обычных людей – народ особенный, со «своими тараканами в голове». Большая часть москвичей даже не задумывается над названиями бухт, берегов, водоемов Клязьминского моря, их появлением на свет. Это живописнейший водоем в окрестностях главного мегаполиса страны, и лишь одно название еще могут припомнить жители Москвы, сталкиваясь с вопросом наобум – Бухта радости. Хотя многие знают это местечко благодаря курсированию «Ракеты». На самом деле названия этим местам давали очень интересно и неслучайно.
Любопытный факт! Сталинская пятилетка 1932-го подходила к концу. Журналисты наперебой трубили о том, что согласно директивам Компартии и ранее состоявшейся 17-й конференции ВКП(б), скоро появится канал Москва-Волга. Значимый проект сулил осуществление масштабных планов, связанных с освоением правого берега выше устья Дубны.
Строительно-монтажные процессы шли в бешеных ритмах, свойственно той эпохе. В скором времени змеевидная линейка Клязьмы была скрыта водным полотном. Пойму накрыло водное «одеяло», сформировав гигантский Хлебниковский затон. В 1936 г. летом, когда строители закончили работы по возведению Пироговской плотины, водохранилище почти полностью заполнилось. Проектировщики создали условия для швартовки яхт. За эту задачу отвечал яхтсмен П. А. Леонтьев, входивший в Общество любителей парусов «Спартак» с 30-х годов и руководитель ЦВМК им. Баранова. Но мысли Павла Анатольевича в первую очередь были заняты развитием своего клуба.
По этой причине на побережье бухты, которой он дал наименование «Зеленая», построили деревянный дом для организации деятельности яхтенного клуба. Постепенно парусные клубы стали осваивать другие прибрежные территории, освободившись от тесных «пут» Москвы-реки. Только Леонтьев назначал места для стоянок лодок. Сначала руководитель отправил исследователей для проведения изыскательских работ по берегам и бухтам. Задачей исследователей было определение наиболее подходящих мест для швартовки и замеры для сооружения подходов.
Любопытно! Леонтьев решил называть стоянки на свой манер, обратившись к собственной богатой фантазии. Павел Анатольевич, романтичная натура, дал такие наименования как Бухта Радости и Веселья, Малинная. Однако топографы по неизвестным причинам забыли отметить эти точки на картах. В итоге вторая предстает перед нынешними горожанами в качестве Ореховой. Первая же имеет только начальную часть названия, без слова «Веселье».
Илллнтересно, что аналогичная судьба с путаницей названий, сокращениями ожидала Клязьминское водохранилище, часть которого под названием «Пироговское» претендовала на главную роль в наименовании.
Эта часть Клязьмы граничит на участке «Чиверево» с бухтой Долгая. Хотя в реальности называется «Пироговский рукав Клязьминского водохранилища» (это официально!).
«Кто во что горазд»…
Сумятица с обозначением бухточек коснулась также Бухты Тайн. Москвичи уверенно употребляют сочетания «Первый» или «Второй» заливы. Их действительно два, но некоторые предпочитают называть бухту «Пансионатским заливом». Хотя последнее отражает исторические данные: на побережье действовал санаторий, имевший лодочный причал. Директор Александр Иванович не в курсе наименования вовсе, называя его «водой».
Хотя вода затопила земли, сыгравшие немалую роль в российской истории. Это были великокняжеские и царские земли, знавшие Ивана Грозного со свитой, знакомы с Лжедмитрием Первым, бережно хранят тайны о царице-матери Марии Нагой, давшей благословение на царствование сыну-самозванцу. По этой территории хаживал Лжедмитрий второй, прославившийся как «Тушинский воришка». Тут чеканили шаг армейцы войска Минина и Пожарского. Бывал в этих местах Наполеон, талантливый Суворов, маршал Мюрат. Только все эти личности давно почили, оставив только воспоминания… Однако не стоит забывать исторические корни, иначе все станут называть бухты «водой».
Только опытные шкиперы знакомы с жутким обозначением – Бухта Семи Утопленников. Наводит страх и Бухта трех мертвецов. Хотя это лишь мнительный страх, ведь загубленных судеб тут не наблюдается в таком количестве. Второй вариант тоже имеет страшное название, правда, в этом месте утонул один человек.
Почему? Виновниками путаницы с названиями оказались ЛЭП. До 60-х прошлого столетия электропровода буквально свисали, болтаясь над водой, создавая маршрут с опасными препятствиями для яхтсменов.
Шел 1936-й, когда шкипер Леонтьев прибыл в Бухту Тайн с намерением отдохнуть на ночевке с друзьями. Неожиданно налетела стайка птах, зацепившихся за электросети, после чего моментально оказались в мире ином. Капитан начал считать погибших птиц – оказалось, их 7. Так бухта и получила свое обозначение.
По трем мертвецам другая история из 1967 г. Народ называл бухту иначе, и в коверканье обозначений геолокации виновато сарафанное радио, порой не точно передающее название. «Очевидцы» переиначивают факты, доводя до конечного адресата совсем иное обозначение по сравнению с первоначальным. Ветераны парусной братии смутно смогут рассказать о «трех» утопленниках в этой области. Детали и причины смерти доподлинно неизвестны.
Что же произошло на самом деле? Наступила осень 1967 г. Напротив пансионата в гавани одна лодка зацепилась за провода. В результате из-за мачты, затронувшей ЛЭП, начался на борту пожар. В суматохе не удалось спастись членам команды. Остов сгоревшей яхты напоминает о себе на фоне пляжа, где купаются детишки. Олег Голобородько из «Спартака» отыскал очевидца трагедии и побеседовал с ним. Владимир Колябин рассказал о подробностях.
Стояло лето. На курортный причал швартовалась «Ракета», прибывая из Москвы. В тот день к пристани приставала лодка «Р-3» с тремя членами команды на борту. Только один моряк сошел на берег и уехал по делам. Два шкипера решили заночевать на лодке. Утро подарило вместо ожидаемого солнца сильнейший ветер. Ребятам пришлось поднять паруса, отправившись в путь на скорости.
Только на полном ходу парни врезались в ЛЭП, после чего прошла взрывная волна, запомнившаяся жителям этого района надолго. Капитаны погибли. Так думали многие, но об этом дальше… Больше Владимир не слышал о яхтсмене, оставшемся в живых. Голобородько же решил заняться поисками уехавшего с борта матроса. Шкипер нашел Н.В. Шатохина. Пенсионер в те годы руководил лодочной станцией, стал очевидцем трагедии, произошедшей неподалеку от МВТУ. Только яхтенный клуб располагался на противоположной стороне, и увидеть удалось не все детали. Яхта загорелась мгновенно от проводов. Люди прыгали в воду, не имея надежды на спасение.
Теперь на месте лодочной станции работает сообщество «Патриот», напротив залива. Управляет клубом А. Чуркин в паре с другом Д. Нестеровым.
Анатолий открыл больше фактов о событии, познакомив коллегу Голобородько с очевидцем. Владимир Пильгунов, ставший парусным гонщиком, давно живущий в этих краях, рассказал следующее.
Яхтсмен точно не припомнит конкретное число месяца, когда произошло печальное событие. Только в тот день шел дождь, дул ветер по направлению с залива. Владимир стоял на причале, увидев незнакомый парусник вдали, зашедший вглубь залива. Он даже попытался предупредить парней, выкрикнув об опасности столкновения с высоковольткой. Только шкиперы сообщили о неполадках с гротом, парни не могли его «срубить». Яхтсмены знали о предстоящей опасности, поблагодарив шкипера за сигнал. Через 15 минут судно пострадало от проводов, появились жуткие искры и послышался страшный взрыв.
Бесчисленные киловатты мощного электротока замкнулись на волнах, пройдя через мокрые паруса, змейкой миновав стальной такелаж. Шансов у капитанов не было. Огонь метнулся по вантам. В стандартных случаях на электростанциях срабатывает автоматическая остановка подачи тока. Но в этот раз механизм отказал, доведя моряков до смерти. Провод накалился, стал белым, сорвался в воду. Вода моментально приняла белый цвет от погибшей рыбы, всплывшей брюхом вверх. Хотя до берегов оставалось доплыть пару метров.
Но электрозаряд поразил нырнувшего матроса, оттолкнувшегося от лодки. Ошибкой его было ныряние головой под воду. Второй моряк шагнул за борт, успел дойти мелкими шагами до берега. Парень уцелел по некоторым причинам. Электротехники знакомы с термином «Шаговое напряжение». Вокруг лодки сформировалось электрополе, центральная часть которого оказалась аккурат под судном. От этого «сердца» электротока по воде расползались кольца, и в каждом из них потенциал «плюс» и «минус». Между кольцами промежуток составляет один шаг. Прыгнувший первым матрос зацепил оба кольца, головой и ногами, соединив разные полюса. В итоге он погиб.
Коллега-мореплаватель зашел в воду «солдатиком», аккуратно шагая между кольцами, и остался жив. Получается, один моряк остался живым вопреки рассказам других людей. Трагедия послужила уроком для энергетической отрасли. После события деревянные столбы энергетики заменили металлическими опорными конструкциями, а провода подняли на более высокий уровень.
Остров без имени
Столичное море удивляет одним островком, хоть в реальности это мелководье. Но обозначается на картах как «Остров» и располагается там, где моряки выходят на лодках из Тихой бухты. Теперь тут работает яхт-клуб «Пирогово». Островной территория считается не случайно: в былые эпохи мель и вправду была таковой. Ровная земля с лугом и размерами, как два поля для игры в баскетбол, существовала долгие годы до затопления.
В «сердцевине» полянки произросла береза. Вода постепенно размывала берега, полностью скрыв землю из виду. Береза засохла, торчала много лет одна из воды, не сдаваясь влиянию Нептуна. Со временем деревце рухнуло. Воды тут по щиколотку. Солнечные и водные ванны привлекают большое количество москвичей летом. Отдыхающие из Разрухи частенько бывали на отмели в прежние времена. Это городок из щитовых домиков!
Поселок, которого нет на карте! Поселение – самострой, в котором жизнь закипала лишь в сезон. Шутливое наименование поселочка придумали жители, строившие ежегодно домики, устанавливая палатки, хижины из соломы и полиэтилена. В городке царил идеальный порядок.
Весной тоже бывали люди, желавшие «застолбить» за своей семьей участочек. Летом дети прыгали от радости. Взрослые наслаждались тишиной в московских квартирах, пока дети, словно туземцы, пребывали в Разрухе на диком бережке. В основном тут «обитали» люди из «касты международной торговли» и члены сообщества горнолыжной базы в количестве 200 человек.
Зимой они такой же ватагой отправлялись по горам, летом бороздили реки на виндсерферах. Дикий бережок постепенно оброс другими домиками, где селились любители парусников-катамаранов и виндсерферов. Заправлял хозяйством А. Степин, работавший инженером электроники, экс-глава телекоммуникационного отдела «Совинцентра». Он обожал парусный спорт, горные лыжи. Товарищи по селению кликали парня «Андреем-разрухой» и он не обижался.
Близ необустроенного бережка с причудливым безнадежным названием красовалась песчаная коса с редкими дубками. Жители-строители поселения заприметили дубочки, дав название расширению территории. В результате Дикий берег стали называть Дубками. Теперь столичные жители прибывают сюда купаться, не зная исконного наименование местечка.
Разруха же полностью оправдала себя. Палатки остались, только ушел энтузиазм, люди, время уплыло… Появились частные собственники, заявляющие о правах. Благодатные времена утекли сквозь пальцы.
Загадка Бакена 26. Белого
Для речников это «бакен», для парусных шкиперов – «буй». Белоснежный «товарищ» гордо несет службу неподалеку от Дмитровского моста. В советские времена на бакене красовалась цифра «26». Теперешние власти поменяли эту цифру на 29. Буй сигнализирует о мели.
Только шкиперы не раз сажали киль лодки на бугорок в воде. По осени мель сбрасывает водный «плащ». Тогда с моста четко виднеется его геометрическая форма в виде калача с откусанным боком. Но в топографии 1852 г. и 1936 г. до затопления (при затоплении под водой осталось пять деревушек) говорилось об отсутствии бугров, высотных участков. Топографы отмечали, что на этом месте – заливные лужайки. Как же образовалось это мелководье?
Взглянув в историческое прошлое этого местечка, шкипер смог узнать о тайнах происхождения мели.
Стоял тяжелый 1941-й. Фашисты стремятся протянуть свои грязные лапы к Москве и уже захватили Лобню. Москва-Волга выполняет в этот момент роль природного защитника от врага. Живописные некогда берега, словно язвами, покрылись огневыми точками. Шел август и вместо сенокосных хлопот женщины, дети и учителя рыли вручную рвы, чтобы не дать танкам пройти. Копать приходилось глубоко до 4 м. и делать ямы шириной в 6 м. Около рвов для обозначения люди поставили колючую проволоку.
Близ Хлебниковского затона с правой стороны от клуба для парусников «Водники» работала ОСВОД. Корабли, дебаркадерные катера затопили на фарватерной территории. Солдаты установили мины по ж/д мосту, проложенному через канал и автомобильный мост через Клязьму тоже обложили взрывными устройствами. В конце октября железнодорожное сообщение было прекращено. По рельсам Савеловского ж/д пути громко стучал колесами только военный бронепоезд под номером «55».
Фашистские солдаты ворвались в Яхрому 28.11.1941. Танки прорвали оборону Красной Поляны, Озерецкого и Белого Раста. Вот они уже добрались до железнодорожной станции Лобня. Фронтовая зона находилась недалеко от Хлебникова, где развернула действия против врага 331 дивизия из стрелков.
Перед дивизией главнокомандование поставило цель: сберечь железно-, и автодорожный мосты как связующее звено между линий фронта и столицей. Помимо пехотинцев в мостоохранные гарнизоны входили танкисты двух единиц, вкопанных в землю. Также на страже стояли зенитчики, где справляться с боевыми задачами должны были молоденькие девчонки. Солнце не жалело тепла в те дни, но оказало «медвежью услугу» немецким бомбардирам. Для зенитчика главное – хорошие глаза, но солнце слепило, не давая прицелиться.
Коварный враг не унимался. Бомбардиры решили взять мост «каруселью». Самолеты летели над мостом друг за другом, сбрасывая бомбы. Зенитчица из-за солнца очень долго не могла взять цель. Но один пилот все же угодил под ее ответный удар, ни разу не сумев навредить мосту.
Немецкий самолет-бомбардировщик с пикирующими возможностями обладает шасси интересной формы: они растопырены в разные стороны. После его прохождения по небу остается черных дым, который держится в воздухе еще какое-то время густым шлейфом.
Вот он уже близится к воде, напоследок оставляя возмущенный рев. Боеприпасы взрываются в воде с грохотом, поднимая волны до небес, и затем вода поглотила самолет вместе с пилотом в черную пасть. Так образовалась воронка. Когда стихли военные канонады, вновь забрезжили мирные рассветы и закаты, люди почистили фарватер, сделали его глубже.
Память о событии, когда советским девчонкам удалось не пропустить врага, потомки увековечили, установив бакен и написав на нем «26».
Приветливая «Акула»
Для любителей парусного ветра на побережье Хлебниковского затона Котовский сельский совет решил выделить землю. Участок в 0,4 га возле границы Щапово принялись обрабатывать спортсмены по указу руководства парусного сообщества «Спартак». Решение облагородить выделенные гектары предусматривало организацию стоянки для парусников. Спартаковцы приобрели землю с возможностью обустройства причала для катеров.
Через год в день завершения создания канала Москва-Волга, когда ему исполнилось 10 лет, руководство переименовало его в Ордена Трудового Красного Знамени канал им. Москвы. Станции «Щапово» больше не существовало, вместо нее появились «Водники». Между бывшим 19-м Щаповским километром и парусным клубом на пригорке соорудили павильон. Местное население называло ларечек «Голубой Дунай». Было известно в народе и другое его наименование «Синий платочек». Сюда захаживали трудящиеся «пропустить стаканчик для сугреву души» с вкусным бутербродом.
Немного погодя торговая точка перестала работать. На месте ее вырос магазин с более суровым, хотя и тоже женским названием «Акула». По каким причинам так назвали? Ответ удается отыскать на страничках пожелтевшей от времени газеты. Харизматичное печатное издание было острое на словцо, что было в принципе опасно для людей, в нем работающих.
Магазин же отделали стандартно, по-советски. Правда, архитектурный креатив все-таки добавили в виде двери, сделанной наподобие акульей пасти. Продовольственный «акулий» магазин получил название от представителей парусного клуба МГС «Спартак», расположившегося по соседству. Парни из того клуба занимались разнообразными делами, направленными на одно – вкусить романтики под парусом, промчаться с ветерком по волнам. Для этого они пилили, строгали, паяли, мастерили и латали лодки, учились теории, практиковались и периодически «сражались» с «Акулой».
Прошло не одно десятилетие. Только места эти наводят ностальгические мысли, от которых в душе щемит. Ушла в прошлое «Акула», сгинула в небытие Разруха, небо забрало людей… Что остается? Только память о «старых добрых» временах, которую ни отнять, ни выжечь.