Супруги Линн проводят жизнь на борту Nine of Cups, спущенного на воду больше полувека назад. В кругосветное путешествие семья отправилась двадцать лет назад и прошла за годы семьдесят тысяч морских миль. Они рассказывают, как себя вести и какие действия предпринимать, если в открытом море вас застиг шторм.
Внезапно стихия вряд ли вас застанет – прогнозы сегодня максимально точны. Но если такое произошло, минимум, что вы можете сделать – это основательно подготовиться. За последние пятнадцать лет плавания, мы, в общей сложности, справились с шестью штормами по высшей шкале, а стихий меньших уровней угроз в нашей практике было значительно больше.
Когда располагаем временем и тщательно готовимся, и, вдобавок есть место для маневра, яхта без труда справляется с непогодой. Основное правило – начало с листа контроля. Вот и при первом нашем испытании, предупреждены были за пару дней. Очень хорошая практика – описать свои мысли в это время. После бури, пересмотрев записи, вносили правки, дополняли моменты, которые раньше забыли внести. Сейчас этот «труд» – как реликвия.
Подготовка к шторму
Важно в этот период убедиться, что все находится, где положено. Еще одно полезное условие – сделать пометку, где находятся предметы, которыми пользуетесь реже.
Периодически устраиваем себе проверку по списку действий или месту нахождения того или иного необходимого предмета. Штормовой трисель, установленный первый раз не на должном уровне, привел к настройке парусов «в подгонку». Память, конечно, вещь хорошая. Для большего спокойствия имеем давнюю привычку вести записи. Это здорово помогает.
Хороший вариант – составить наборы. Их целесообразность понимается с опытом, а действенность налицо. Когда наступит ситуация, не нужно будет копаться и судорожно вспоминать, где и что лежит.
Хорошо бы гиты и шкиты загодя прикрепить к парусу, причем, первые должны быть длинные, для понятия на нужную высоту.
Чек-лист
Наш лист контроля состоит из следующих записей:
Во-первых – строп и парус. Лодка – имеет два, переднего типа, в связи с этим начинаем с замены стакселя на штормовой вариант. При порывистом ветре такой убрать будет удобнее, чем кливер, расположенный вдали от мачты. К тому же наше судно свободнее управляется при ветре, владеть ею проще с штормовым парусом, заведенным на стаксельный рельс. Далее – опускаем грот и прикрепляем его, на мачте есть только один рельс для подъема паруса, поэтому вначале стоит полностью снять грот.
Подготовка палубы – следующий и очень важный пункт в нашем листе контроля. Проверить леера и линии страховки. Применяя, что есть под рукой, заделываем все отверстия, какие есть. Дальше герметизации подвергаются люки, вентиляторы одеваются в заглушки. Повторяем крепеж канистр, якоря и прочего оборудования, которое есть на палубе. Мотор тузика заносится во внутрь и основательно крепится. Его самого сдуваем и фиксируем на палубе. Убираем все незакрепленные предметы и закрепляем ветровой генератор. Надобность приобретают веревки, в случае необходимости, они должны быть на виду. Дверцы ящиков должны быть плотно закрыты, спасательная шлюпка проверена. Заодно вспоминаем навыки пользования последней.
Третий пункт – привести в порядок место под палубой. Прикрепить или пристегнуть абсолютно каждый предмет – это понятно. Далее, проверить все шкафчики и всевозможные места хранения. Если этого не сделать, дверцы не удержат утвари, которая в них, все вывалится наружу и наделает неприятностей. Не лишним будет и обмотать вещи чем-нибудь мягким. Всю оргтехнику – зачехляем и прячем. Дверцы холодильников – еще один источник опасности, нужно убедиться, что закрыт плотно.
Койки заправляются, одеваем сетки для фиксации.
Фонарики, батарейки, прочие предметы первой необходимости, всегда должны быть в наличии и находиться под рукой. Сигналы, радиобуи, инструменты и остальные полезные вещи (например, плавучий якорь) – стопроцентная готовность. Нужно еще и прогнозировать развитие событий – стоячий такелаж должен быть готов, на всякий пожарный. На случай разбитых иллюминаторов готовим доски для заделки повреждений.
Проверка двигателя – в списке на четвертом месте. Его необходимость во время стихии может возникнуть в экстренных случаях, но уверенность в работоспособности должна быть стопроцентная. Проверяем, на каком уровне масло, нет ли перебоев с электрикой, и т.д. Конечно, хорошо его запустить на час, не меньше, для спокойствия, но параллельно следим за наличием топлива.
Пятый пункт – личная безопасность. Здесь особо нужно потрудиться, достать снаряжение, спасательный жилет. Маски для лица и трубки могут пригодиться для защиты от брызг. Медицинские препараты – очень важное условие. Про еду не стоит забывать, в некоторых случаях аппетит разыгрывается в самые неподходящие моменты. Но готовкой лучше заняться заранее, чтобы потом не тратить на это время. Вода должна быть в запасе с избытком. Все емкости наполняйте, что называется под завязку.
Что делать в шторм
Вот все и готово. Можно начать просматривать, что обещают метеорологи и набираться силы. Когда шторм наступит, действия соответствуют напрямую от его направлению. Если ветер нам в помощь, продолжим дорогу под парусом. Если нарастает, или взяли повышенную скорость и волны готовы обрушиться на яхту – в ход идет якорь. У нас он состоит из 150 конусов и прицеплен на длинный трос, который зацеплен к корме. Момент тормоза проработан очень тщательно, вариант с якорем выбран, как наиболее эффективный. Плюс к тому, что эту конструкцию можно сделать самостоятельно.
Самая крупная трагедия – это если полностью залить корму. Исходя из чего, как только спускается якорь, задраивается кокпит, уходим вниз и внимательно следим за радаром, не убирая из внимания ситуацию наверху.
При ходе против штормового ветра, при достижении макисмум 35 узлов – прекращаем сопротивление.
Дальнейшая борьба – суровое испытание для лодки и команды, его успех весьма сомнителен. При усилении ветра паруса спускаются, опускается якорь и ложимся дрейфовать.
По практике, за всю историю, была только пара серьезных поломок. Остальные, к которым готовились, больших неприятностей не доставили. Это говорит только об одном. Процесс подготовки невероятно важен. Уделяйте ему столько времени, сколько требуется. Замечайте незначительные, на первый взгляд, детали в конструкциях, которые можно заранее исправить. Ведь в самый непредсказуемый момент именно они могут стать причиной серьезной поломки.
Помните, что своевременность – залог прежде всего вашей личной безопасности и целостности вашего судна. На море нельзя пренебрегать ничем. Еще на суше просмотрите свои записи-напоминания, проверьте все запасы и необходимые инструменты. Медицинские препараты, учитывая и качку, другие виды недугов – нужно иметь в наличии оптимальный набор средств. Незаменимые предметы – фонари, веревки и тому подобные кажущиеся мелочи, в самую ответственную минуту должны находиться под рукой. Сделайте так, чтобы вы их не искали, не терялись в догадках, куда это могло подеваться. Если этот процесс вы пройдете основательно и достойно, уверяем, сила духа и подготовка – великолепный шанс преодолеть стихию, какой бы сильной она не была. Мы с эти справляемся на протяжении двадцати лет. Год за годом, постигаем все новые и новые особенности, постепенно совершенствуя многолетние навыки, поддерживаем друг друга и помогаем во всем, без этого не было успешного длительного путешествия вокруг света.
Так что, друзья, наберитесь сил и терпения – и за работу. Кто предупрежден, тот вооружен! Удачи всем и спокойного плавания.