При выборе двигателя необходимо знать параметры судна для которого нужен мотор. Кроме этого, нужно четко представлять период и условия его эксплуатации. Для глиссирующей лодки, размер которой не превышает 35-ти футов подойдет только бензиновый двигатель. Дизельный мотор понадобится большим и водоизмещающим судам.
Дизель является поршневым и смысл его функционирования основан на самовозгорании топлива, когда он соприкасается с горячим воздухом. По внешнему виду и своим конструктивным особенностям он мало чем отличается от бензинового собрата. Разница в том, что бензиновый начинает работать от искры, а дизельный от высокого давления. Разновидностей бензиновых двигателей много. Он является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Как выбрать
При приобретении маленького глиссирующего судна, наилучшем выбором станет бензиновый мотор. Высокооборотистый, в то же время легкий, способен придать лодке высокую скорость, а вот, если на него установить дизельный мотор, то дальше трех тысяч оборотов на нем не уйдешь, развить большую скорость на глиссере будет невозможно. Такой вариант чаще всего выбирают европейские яхтсмены, разгуляться им негде, да и смысла нет развивать большую скорость: морскую воду маленький катер волну не разрежет, на озерах особо не разгонишься. Поэтому европейцам большая скорость не нужна, они преследуют другие цели. Красивая, изящная яхта, но легкая и неторопливая, оснащенная трехлитровым дизелем. Есть возможность установить что-то наподобие Volvo Penta D11. В деле выбора двигателя нельзя равняться на европейцев. Поскольку разница во внутренних водных артериях, характере и менталитете.
Европейцы никуда не спешат, в отличие от русских, которые очень любят быструю езду.
Безусловно, такой мотор на глиссер выкинет судно и наберет большую скорость, а вес и объем этого двигателя больше бензинового раза в два. Для легкого судна такой мотор будет тяжелым балластом. Из этого следует вывод, что желание сделать нечто оригинальное может превратиться в великую глупость и пустую трату денег. В связи с этим можно однозначно говорить, что для маленьких судов нужно выбирать только бензиновый двигатель. Конечно, в деле выбора мотора для своей лодочки есть много нюансов, а кроме того, все зависит от личных предпочтений судовладельца. Например, если яхтсмен за сезон проходит больше двухсот часов, то на водоизмещающую лодку лучше всего установить дизельный двигатель. То же самое касается и судна длиной более 36-ти фунтов. Масса и объем такого судна позволят установить тяжелый дизельный мотор.
Цена вопроса
Общеизвестный факт – дизельный мотор стоит больше, чем бензиновый. Услуги по обслуживанию и ремонту, запасные части также стоят дороже. В нашей стране сейчас стоимость бензина и дизельного топлива практически одинакова, поэтому перед приобретением мотора нужно подсчитать, что же на самом деле будет выгоднее: дизельный мотор для лодки или все-таки бензиновый. Дизель будет выгоднее и экономнее в том случае, если судно часто ходит по воде, а не стоит в ангаре большую часть времени. Если же судном пользоваться лишь изредка, для прогулок, продолжительность которых, в общем не будет превышать двухсот часов, наилучшим решением будет установка бензинового двигателя.
Так как вечного двигателя еще не изобрели, то заботиться необходимо как о дизельном, так и о бензиновом. Правильное обслуживание дизельного мотора позволит агрегату прослужить в два раза дольше, чем бензиновому аналогу при таких же условиях. Самыми стойкими и работоспособными являются огромные судовые моторы и их тракторные аналоги, которые оснащены мощными толстыми запчастями. Истирание таким двигателям в ближайшем будущем точно не грозит, они способны проработать не одну тысячу часов. Часто производители уменьшают плотность деталей, которые стоят на дизельных моторах с целью снизить вес мотора. Для дизельного мотора толщина деталей имеет огромное значение. Например, блок и верхушки цилиндра должны быть толстыми. Цилиндр нагревается изнутри, в процессе выработке тепловой энергии, при тонких стенках происходит накаливание цилиндра и искривление деталей.
Когда детали деформируются, то они начинают неправильно работать и ломаться. По этой причине устанавливать автомобильные двигатели на водные суда нецелесообразно. Подобная установка двигателя приводит к тому, что срок их службы сокращается в разы. На автомобилях для которых они создаются, служат они гораздо дольше. Для любого двигателя важным моментом является отсутствие простоя. Если судно больше простаивает, то это не означает, что у двигателя имеется большой неиспользованный ресурс. Когда судно стоит без движения, то элементы мотора портятся от коррозии и деформируются. Соответственно, срок службы двигателя сокращается. Редко бывает такое, что мотор легко заводится и полноценно функционируют после долгого простоя.
Двигатель, который регулярно функционирует, гораздо дольше прослужит.
Место эксплуатации
Те легкие дизельные автомобильные моторы, которые устанавливаются на лодки, недолговечны по сравнению с тяжелыми тракторными или корабельными двигателями. Эти моторы прекрасно подходят для автомобилей, но совсем непригодны для водных судов. Они вынуждены функционировать в условиях сопротивления воды, без коробки передач, и такой нагрузки они не выдерживают. В результате двигатель перегревается масляная пленка в цилиндре смывается. Если есть желание установить на свою лодку автомобильный мотор, то его следует переделать под задачи и функционал водного транспортного средства. Действительно, автомобильные моторы весьма популярны, а вот специальные лодочные только набирают известность. Немаловажным моментом является то, где именно будет эксплуатироваться судно.
Закономерный вопрос: почему европейцам так полюбились дизельные моторы? Ответ прост: они заботятся о них так, как положено, то есть периодически показывают мастеру в специализированном сервисном центре, который имеется в каждом городишке. В Европе дизельные двигатели выпускают высокого качества, стоят они дешевле, чем бензиновые. Дизельный двигатель долго служит, позволяя экономить на топливе. Бензин стоит на порядок дороже дизельного топлива, поэтому есть возможность окупить дорогостоящую покупку мотора за счет стоимости топлива. Выбор двигателя для водоизмещающего судна затруднен там, где трудно приобрести дизельный двигатель, например, в Венеции. В странах Прибалтики например, на лодках ходят до наступления сильних морозов, а на морозе двигатель не работает, поэтому там дизельный мотор без надобности.
В нашей стране с заправкой судна проблем не возникает, особенно, если ходить в границах яхтенного клуба. В этом случае, подойдет бензиновый двигатель, а для тех, кто любит прокладывать более дальние маршруты дизель станет лучшим вариантом. Например, если прогуливаться у берегов Сочи, то там с бензином на воде большие трудности. Дизельное топливо всегда можно попросить у экипажа баржи, как правило никогда не отказывают. Топливо можно переливать напрямую с борта. Разжиться этим топливом можно и у трактористов. Основным преимуществом дизельного топлива является его невзрывоопасность. Так что можно смело курить рядом с канистрой. Использовать лучше всего специализированные канистры для топлива.
Для любителей ночевок на воде более безопасным будет дизельное топливо, так как этот продукт менее токсичен, чем бензин.
Горюче-смазочные материалы
В нашей стране бензин самый различный, это всем известно, по качеству самый разнообразный. Иногда бензин просто отвратительного качества и такой для двигателя, конечно будет не в радость. При таком топливе и двигатель ужасно работает и нужная скорость не набирается. К счастье, даже на плохом бензине мотор все же работает и можно дойти до нормальной заправки и залить качественное топливо. А вот дизельное топливо разбавленное водой глушит мотор и тогда нужно обращаться в ремонтную мастерскую, где будет проведен ремонт всей топливной системы. Во избежании подобных неприятностей необходимо иметь сепаратор, фильтр и прибор, который будет показывать уровень воды в топливе. Если же пришлось брать дизельное топливо у баржи или трактора, то нужно дать ему постоять пару часов, чтобы осел осадок. Можно дать отстояться топливу на малом ходу.
Любой двигатель, работающий на бензине, не будет в восторге от тяжести, которую ему придется тащить. Напряженная работа мотора приводит к тому, что детали искривляются, а мотор изнашивается. А дизельный не в восторге от больших скоростей, от этого он работает на пределе своих возможностей, что также приводит к поломке двигателя. Идеальное состояние для любого двигателя – это работа на 80% от своего максимального потенциала. Разгонять судно нужно только до крейсерной скорости, но не больше.
Высокооборотистые моторы менее живучи и это истина с которой просто нужно смириться. Двигатель, работающий на бензине проходит около тысячи моточасов до того момента. когда ему потребуется ремонт. С дизельным мотором можно надеяться на полторы тысячи часов как минимум. Это если говорить о любых дизелях, кроме автомобильных, которые решительно не подходят водным судам. Тракторные, также как и специальные лодочные, прекрасно себя зарекомендовали. Они лучше, надежнее и долговечнее бензиновых. Хотя, эти двигатели тоже бывают различной классификации.
Существуют долговечные дизельные моторы с очень высокой мощностью. Так, мотор объемом 650 кубов может служить бесконечно при условии, что мощность будет в 370 лошадиных сил, а вот при мощности в шестьсот лошадей быстро выйдет из строя. Ориентироваться только на количество часов, которое прошло судно, будет весьма опрометчивым. Например, судно с почти вечным двигателем при простое, то есть прогуливаясь меньше раза в неделю, наберет очень мало часов, то двигатель от коррозии и деформации это не спасет. Понятно, что это приведет к поломке двигателя. Нельзя, чтобы дизельный движок застаивался, его необходимо постоянно гонять, чем больше, тем лучше. Немаловажным является и техническое обслуживание двигателя. Если соблюдать эти простые правила, то дизель прослужит максимально долго.
Самым важным является установить задачи и цели для которых будет использоваться судно. Отталкиваясь от этих задач подобрать нужный двигатель, учесть все детали. Водоизмещающим судам, которые за один сезон проходят больше двухсот часов лучше будет выбрать дизель, он оправдает потраченные на него деньги и справится с поставленными задачами. Если судно приобретается для редких прогулок по водной глади, то для глиссирующей лодки лучшим будет мотор, работающий на бензине. Это будет выгоднее с экономической точки зрения и технической.
В любом случае, не нужно забывать про то, что любое транспортное средство нуждается в заботе и в своевременном техническом осмотре.