В последнее десятилетие геннакеры стали альтернативой спинакерам. Для этого производители приводят ряд объяснений технического плана. Подкупает несложность управления и интересные оправданные настройки, о чем стоит поговорить более детально.
По статистике 80% владельцев парусного транспорта переходят на геннакер. В основном это приверженцы яхтинга, выбирающие лодки для хождения на полных курсах. Большим спросом пользуются варианты с нехитрым управлением.
Причины, почему геннакеры стали востребованы
Применяя нетривиальное ноу-хау, яхтсмену не придется обращаться к спинакеру-гику, снасти бегучего такелажа и оттяжке. В снасти такелажа на гоночной яхте, прикрепляемой к углу стакселя, отпадет необходимость за счет парочки шкотов, обслуживающих парус. В путешествии на дальние рейсы наветренный шкот не понадобится. Оптимальнее воспользоваться прибором, закручивающим блистер, благодаря которому парус «обнимает» штаг. В итоге его можно раскрыть или оставить в свернутом виде. При дефиците пространства лучше выбрать второй вариант до захода на швартовку.
Дополнительным достоинством устройства эксперты считают широкий диапазон использования. По мнению инженеров, десятки лет брендовые верфи боролись за острые курсы, не думая о полных. Для таковых не подходил спинакерно-геннакерный симбиоз, представленный в дебютном формате лодок. Поначалу парусному полотну мешал грот, в результате чего парусник терял ходовые качества. В таком положении спинакер казался лучшим приспособлением благодаря отличным свойствам. Но новые «лекала» геннакеров подарили шанс выйти на ветер, независимо от грота, хорошо чувствуя кайф от свободы ветра.
В связи с этим на стандартной водоизмещающей яхте выстрел для геннакера – более не в приоритете. Можно просто зафиксировать галс на якоре. Но при этом важно соблюсти условие: форштаг не должен препятствовать функционалу парусов. Чересчур длинный брус на носу корабля, созданный с целью нести геннакер, присутствующий на спортивных катамаранах или гоночном ялике, для крейсерской лодки не подойдет.
- Бушприт с огромной длиной сложно встроить в прогулочную лодку.
- Такая конструкция усложнит задачи швартовки в маринах.
Удлиненный брус создается для увеличения отрезка между мачтой и наветренным шкотом.
Задача бугсприта, рангоутного дерева на носу – улучшить маневренность судна. Скорость водоизмещающей яхты недостаточно высока по сравнению со скоростным показателем в теории. В такой ситуации длинный брус на носовой части только создаст лишний громкий скрип. Шкиперу будет труднее совладать с парусным полотном. Стоимость геннакера тоже увеличивается не по габаритам.
Техника «на бабочке» – это как?
На полном курсе нынешние геннакеры проявляют достойные качества. При слабых ветровых нагрузках оптимально применить технику «бабочка»: когда геннакер с участием спинакера-гика выставляется на борту в противоположном гроту направлении. Внизу парус всегда больших размеров, чем наверху. Отсюда напрашивается вывод – необходимо обратиться к телескопической рее или выстрелу. Тогда ведущее полотно не выступит помехой геннакеру.
Яхтсмены рады ходить под геннакером, это действительно удовольствие. Главное – правильно воспользоваться закруткой при его установке. Иногда появляется необходимость оперативно стравить шкот.
Геннакерная проводка устроена аналогично проводке снастей генуи для упрощения работы.
Методы кормовой проводки
Опытные мореплаватели знакомы с двумя методами шкотовой проводки. На суднах, без длинного рангоутного дерева в носовой части, веревки, позволяющие перенести парус, заводят перед форштагом. Поворачиваясь, парусное полотно идет в обход форштага. Но при наличии на корабле длинного «носа» из рангоутного дерева, парусная мякоть тащится по области между своей передней кромкой и стойкой.
Галсовый угол можно крепить жестко или «летучим галсом». Капитану удается настроить паруса, облегчив его сборку и монтаж.
Важно! Необязательно прибегать к оттяжке Барбера, хотя она не будет лишней! Ее советуют настроить на лебедку, когда дует сильный ветер, что уменьшит усилия.
Шкоты помогают держать в узде угол парусной атаки, красивую геометрию. По причине обтекания геннакера ветром, как и в случае с генуей, уместно использовать основы парусной отладки, как в стакселе. Для того чтобы ветер натянул паруса после установки, нужно приводиться неспешно, добирая снасть бегучего такелажа.
Когда парус станет «пузатым», шкипер должен мгновенно стравить такелаж, чтобы лодку не выбросило на увал, создавая большой крен и заставляя лодку невольно повернуться через фордевинд. Ослаблять такелаж нужно до тех пор, пока передняя кромка не задрожит и не начнет немного поворачиваться вовнутрь. Подобная тактика свидетельствует о работе паруса под углом в 15 градусов (аналогично у генуи). Отдав шкоты, шкипер уводит шкотовый угол наружу, вперед. В итоге парусное полотнище закругляется, раскрывается задняя его часть, добиваясь идеального положения.
Вот с этой минуты предстоит приложить усилия, взаимодействуя с парусом, добирая и ослабляя веревки. Хотя не исключается иная методика, когда капитан стоит за штурвалом, глядя на кромку косого паруса на заложенном шкоте.
Отличие современных геннакеров
Модели последних марок блистеров, создаваемых для чартерных бригантин, на 8% длиннее по сравнению с отрезком между фаловым и галсовым углом. Туго обшитая ликтросом парусная кромка не набивается, потому суперяхта немного теряет высоту, становясь на 90% круче, но при таком положении она не пойдет. Круглее и шире делается полотно – это способствует смещению его на ветер, подобно спинакеру. Тогда увеличивается площадь материала, открытого ветру, помогая создать отличную скорость на симметричном спинакере.
В итоге дополнительный парус ослабевает. Эффективность же наблюдается при ослаблении такелажной снасти до 2% длины передней парусной кромки. В итоге передняя часть кромки обретает закругленную форму, сильнее поворачиваясь к ветру. Но паруса начинают вести себя беспокойно, теряют стабильность, требуя более внимательного подхода к управлению. Для этого нужна пара шкотов.
Если угол галса зафиксирован, геннакер ведет себя лучше спинакера, поддаваясь командам рулевого. Пара шкотов позволяет управлять лодкой уверенно, даже если на время оставить оттяжку Барбера, потравив геннакер во время поворота. Угол галса блистера должен оказаться перед форштагом, что предусмотрено почти на всех крейсерах. Следовательно, при повороте необходимо полностью отдать спинакер-шкот, оперативно реагируя на выбор снасти для растягивания парусных углов под рею.
Иначе слишком высок риск обронить спинакер в волны и подвернуть его под судно.
Но! Освобождение шкота с лебедки сыграет на руку. Эта одна из причин, почему редуктор мотора до поворота должен оставаться на заднем ходу. Складывается плотным образом складной винт, важно также остановить фиксированный винт. Игнорирование этих условий приведет к намотке снасти на винтовую резьбу. Оборудованный закруткой геннакер лучше закрутить до поворота и дальше заняться его раскручиванием в условиях нового галса. На финише уместно применить снасть такелажа, которую крепят к палубе для регулирования паруса на ветру.
Следуя, что называется «на всех парусах», нужно успеть потравить шкот для придания парусу оптимального для движения вида. При правильных действиях шкотовый угол задран вверх, открывая заднюю шкаторину, снижая тягу паруса.
Оттяжка при сложившемся положении дел помогает добиться правильной формы профиля паруса. Под данным термином имеют в виду снасть, заведенную за трос, закрепленную за нижний угол паруса. Удается этого достичь, прибегнув к помощи блока или специального отверстия. Эта снасть через центральную часть лодки следует в кормовую часть на стопор. Этот такелаж в заданном положении ответственен за подтяжку шкотового парусного угла к палубной поверхности, одномоментно накрывая заднюю шкаторину парусного полотна.
Для команды с небольшим опытом навигации можно посоветовать следующее. Лучше к такому формату, как использование оттяжки Барбера, стараться не обращаться. Этот момент требует грамотного травления при каждом случае приведения яхты к ветру. Если же проигнорировать эту рекомендацию, можно столкнуться со слишком закрытым парусом. Тогда придется бороться за скорость, ведь в этом случае показатели этого значения резко упадут. Лодка накрениться больше, уходя в увал.