Нидерланды по праву считаются самой «морской» страной Европы. Здесь очень хорошо развита яхтенная инфраструктура. Кроме того, это государство на протяжении нескольких столетий является одним из крупнейших центров торговли в Европе. Именно в этом месте впервые была проведена регата и был создан буер. В Голландии есть огромное количество достопримечательностей, которые можно посетить во время яхтенного путешествия.
Большая часть яхтсменов-путешественников начинает со Средиземноморья — Греции, Турции, Испании и так далее. Этот регион очень обширен, и его не получится изучить полностью даже за несколько лет, но многие путешественники хотят новых ощущений. В таком случае открываются другие маршруты — Юго-Восточная Азия, страны скандинавского полуострова, Карибское море и так далее. Среди них особое место занимают Нидерланды — страна с уникальной системой рек, рукотворных каналов и озер. В Голландии все приспособлено для перемещения на яхтах, и каналы с реками становятся своеобразной дорожной сетью — по воде можно попасть практически в любой город страны.
Многие российские яхтсмены предпочитают путешествовать именно по Нидерландам. Есть огромное количество маршрутов яхтенных путешествий по этой стране — некоторые способен пройти только опытный яхтсмен, а с другими вполне справится новичок. В последние годы интерес к Нидерландам среди российских яхтсменов существенно возрос, и это государство ежегодно посещают десятки и сотни путешественников из России.
Интерес яхтсменов к этому государству вполне понятен — на относительно небольшой территории собралось огромное количество акваторий с различными особенностями. Кроме того, популярность также вызвала прекрасно развитая яхтенная инфраструктура и достаточно большое количество компаний, где можно без проблем взять яхту в аренду.
Новички, решившие начать путешествие по Голландии, обычно выбирают короткие (1-2 недели) и относительно простые маршруты, которые захватывают максимально большое количество достопримечательностей и городов.
Подготовка к путешествию
Нидерланды выделяются на фоне соседних государств простотой взятия яхты в аренду. В этом нет ничего удивительного — четверть населения этого небольшого государства обладает собственным судном, а половина периодически путешествует по акваториям страны. Это достойный показатель для такого небольшого государства. Сотрудники компаний, которые сдают яхты в аренду, чаще всего даже не спрашивают, умеет ли арендатор управлять судном, ведь в Голландии этим навыком обладают практически все.
Кроме того, согласно законам этого государство, абсолютно любой человек может путешествовать на парусном судне в водах, принадлежащих Голландии, без какой-либо лицензии и получения разрешения. Однако стоит учитывать, что это правило действует только на яхты размером менее 24 метров. В большинстве случаев компании даже не нужно предъявлять лицензию о завершении курсов шкипера, хотя иметь ее при себе все равно рекомендуется, ведь она может помочь с разрешением некоторых трудных ситуаций.
Также в Нидерландах не нужно оформлять крю листы. В маринах практически никогда не требуют документов на судно, однако в соседних государствах их желательно иметь при себе.
Некоторые компании, предоставляющие яхты в аренду, запрещают выходить на воду в ночное время суток или при очень сильном ветре. Но если вы желаете путешествовать именно в таких условиях, то об этом можно договориться с руководством чартерной компании — оно, чаще всего, удовлетворяет подобные просьбы. Также стоит отметить, что абсолютно на всех взятых в аренду судах запрещено использовать бортовую рацию, если у вас нет специальной лицензии. В случае нарушения этого правила можно получить штраф. Однако в случае, если судно находится в бедственном положении, использовать рацию можно без каких-либо последствий.
Получение и сдача судна проходит очень быстро. Большая часть чартерных компаний старается наладить хорошие и доверительные отношения с клиентом. Таких явлений, как завышение стоимости компенсации поломки или обвинения в нанесении повреждений судну, практически нет.
У голландцев еще не сформировалось мнение о русскоязычных путешественниках, ведь они посещают страну достаточно редко. Однако жители Нидерландов относятся к яхтсменам доброжелательно, и в случае проблем могут оказать помощь.
Общение с местными жителями можно наладить без особых проблем — практически все жители страны владеют английским или немецким языком на достаточно высоком уровне.
Голландия, несмотря на небольшой размер, отличается огромным количеством достопримечательностей. Из-за этого появляются серьезные трудности при планировании маршрута — все интересующие месте посетить за одно путешествие практически невозможно. В каждом городе страны есть марина, что также сказывается на планировании маршрута — приходится выбирать из достаточно большого количества мест для стоянки. Чаще всего изначальный маршрут приходится менять из-за невозможности посетить те или иные места в планируемый срок.
Кроме того, у путешествий по Нидерландам есть еще одна трудность — разнообразие акваторий, многие из которых способен пройти только профессиональный и опытный шкипер. Воды Голландии имеют немало навигационных особенностей. Например, Ваттовое море многие считают самым трудным местом на планете в плане навигации . Сочетание сильнейших течений, резких перепадов уровня воды и сложного фарватера создает очень трудные условия для яхтсмены.
Однако это место все равно пользуется популярностью среди путешественников. Все опасные места отмечены буями — их здесь очень много. За один день можно встретить такое количество буев, которого в других местах нельзя обнаружить и за месяц. Некоторые из них передвигаются несколько раз за сезон, из-за чего нередко происходит путаница в показателях электронных приборов. Существенную помощь оказывают бумажные карты: актуальную карту всегда можно приобрести в местных магазинах, но обычно ее выдает чартерная компания. Кроме того, сотрудники береговой охраны несколько раз в день передают всем находящимся неподалеку яхтсменам сведения об опасных особенностях перемещения в водах и дают прогнозы погоды.
Воды Нидерландов также имеют несколько отличий от того же Средиземного моря. Например, здесь огромное значение играют приливные течения, а уровень воды может меняться очень резко. Перед путешествием рекомендуется еще раз изучить основные данные о перемещении во время приливов и отливов. Также в этих водах есть еще одна особенность — большое количество шлюзов и разводных мостов. Стоит отметить, что под мостами нужно проходить с максимальной скоростью. Кроме того, в Нидерландах швартовка проводится кормовой частью судна к понтону.
Сотрудники голландских марин не несут ответственности за яхты и не оказывают никакой помощи при швартовке. Это стоит учитывать при приближении к месту стоянки. Также рекомендуется заранее позвонить в марину, где вы собираетесь остановиться, и попросить сотрудников найти подходящее место. Однако даже если вам укажут его максимально точно, достаточно большим остается шанс того, что вы попросту не найдете нужное место. Из-за этого в Нидерландах яхты обычно швартуются к временному понтону, где ждут сотрудника марины, который показывает, где необходимо остановить судно для длительного нахождения в порту.
Если вы попали в марину после завершения рабочего дня и сотрудников найти не удалось, нужно просто стать в любое свободное место, а утром поинтересоваться, можно ли оставлять там судно.
Маршрут
Путешествия по Голландии нередко совершаются большими группами яхтсменов. Данное путешествие начинается в Андайке и Энкхаузене, где можно найти несколько чартерных компаний для аренды яхт. Там можно достаточно быстро получить качественные суда — на приемку лодок уходит не больше получаса.
Энкхаузен входит в список красивейших городов Нидерландов. Этот город в какой-то мере уникален — многие его улицы остаются неизменными на протяжении шестисот лет. Городской порт еще 350 лет назад встречал представителей Ост-Индской компании, которая привозила сюда товары из британских колоний. Кроме того, данное место пользуется огромной популярностью среди яхтсменов.
Население города — меньше двадцати тысяч человек. Он имеет огромную историю и на его территории есть огромное количество различных достопримечательностей. В этом небольшом городке есть пять марин, которые способны вместить около двух тысяч судов. Именно за счет постоянных посещений яхтсменов этот город сейчас процветает. Большая часть яхтенных путешественников прибывает сюда в сезон. Многие заведения города оформлены в морской тематике. В городе есть портовая башня, несколько музеев и других примечательных мест.
Неподалеку от марины находится знаменитый Музей южного моря, который не так давно был внесен в список Всемирного наследия. Это — обычная голландская деревня рыбаков конца девятнадцатого столетия. Создатели музея сумели точно передать быт тех времен. Здесь коптят морепродукты, чинят суда и так далее. Это позволяет посетителям увидеть не только вещи, представляющие собой элементы быта населения конца девятнадцатого века, но и сам быт.
Следующая точка маршрута — город Хинделоопен. Нидерланды — небольшое государство, и переход между этими городами занимает примерно четыре часа, а зачастую — еще меньше.
Марина в этом городе достаточно неудобная — зайти в нее можно только по одному пути, который с обеих сторон закрывают мели. Расстояние между ними нередко доходит до пятнадцати метров, и для того, чтобы без проблем войти в марину, приходится прикладывать некоторые усилия. Если же ветер сильный, то очень высока вероятность сесть на мель. Стоит учитывать это и изучить прогноз погоды перед началом путешествия.
Сразу же после захода можно остановиться в гавани города — за сравнительно небольшую плату в 10-15 евро предоставляются неплохие условия для стоянки. Кроме того, там, в большинстве случаев, есть свободное место. Если же вы не желаете становиться в гавани, то можно посетить отличную марину Jachthaven. Она отличается достаточно большими размерами, но в туристический сезон практически все места заняты. В сравнении с другими маринами стоимость стоянки в ней очень высока, но стоит учитывать, что после единоразовой выплаты электроэнергия, бассейн, сауна, фитнес-центр, пекарня и так далее будут доступны абсолютно бесплатно.
Хинделоопен — один из древнейших городов Нидерландов. Он был признан городом еще в тринадцатом столетии, раньше, чем Амстердам и Гаага. В четырнадцатом веке город вошел в Ганзейский союз — один из крупнейших на тот момент торговых союзов в Европе, в который вошел, помимо прочих участников, Великий Новгород.
Население Хиндеолоопена оставалось неизменным практически все время его существования — сейчас в нем проживает около девятисот человек.
Следующая точка маршрута — находящийся в десяти морских милях от Хинделоопенда остров Тессел, находящийся в Ваттовом море. При удаче можно поймать течение, с помощью которого можно будет без труда добраться к острову.
Шлюз, который соединяет Эйселмеер и Ваттово море, Корнвердензанд, разделяет две отличающиеся друг от друга акватории.
Эйсселмер, по сути, является внутренним «морем» Нидерландов — искусственно созданным озером, которое считается крупнейшим пресноводным водоемом на территории Западной Европы. Еще в двадцатом веке это место было обыкновенным заливом, который назывался Зейдерзее. Однако правительство Голландии начало реализацию программы по уменьшению количества наводнений и создания новых площадей для засадки сельскохозяйственными культурами. В результате залив был разделен с Северным морем гигантской дамбой, растянувшейся на 32 километра. Часть залива была осушена, а другая под влиянием рек со временем опреснилась и стала озером. На другой стороне дамбы находится так называемое Ваттовое море. Оно является очень опасным для яхтенных путешественников из-за сильных приливов и большого количества мелей. Из-за этого большая часть моря недоступна для яхтинга.
Шлюзы Корнвердензанд находится неподалеку от марины Аудесхилд на острове Тессел. Расстояние между ними — примерно двенадцать морских миль, но из-за неблагоприятных погодных условий приходится проходить чуть ли не вдвое большее расстояние. Однако если течение попутное, то преодолеть это расстояние можно буквально за несколько часов.
Путешествие к острову обычно проходит без серьезных проблем — маршрут достаточно прост, и с ним способен справиться даже начинающий яхтсмен. В данной местности находится марина, входящая в список лучших на территории Нидерландов. Организаторы сумели оборудовать прекрасную защиту от волн, но ветер все равно может досаждать яхтам. В штормовую погоду пришвартоваться гораздо труднее.
Тессел входит в список самых крупных и густонаселенных островов Фризии. Он отличается уникальной природой — гигантские и красивые пляжи, огромные территории, занятые вереском и так далее. Кроме того, здесь есть немало интересных достопримечательностей. Среди них — самый крупный на планете музей, где описана история кораблекрушений, две пивоваренные компании, красивейший маяк. Также на острове присутствует небольшое количество памятников, которые создатели посвятили завершению Второй мировой. Этот остров ближе к концу войны захватили грузинские власовцы, которые подняли здесь мятеж.
Все достопримечательности можно осмотреть с помощью велосипеда, который можно взять в аренду за восемь евро в сутки.
Следующая точка маршрута — Аймауден. Благодаря наличию большого количества буев, предупреждающих об опасных участках пути, в этом регионе путешествовать можно без особых проблем.
В этой части Нидерландов почти нет мест, удобных для остановки судна. На сорок пять миль можно не встретить ни одной марины или гавани, где можно укрыться от сильных волн и ветров. Больше сложностей, связанных с переходом между двумя точками маршрута, нет. Эта местность отличается тем, что здесь очень часто ходят сухогрузы и большие торговые суда. Все они двигаются рядом друг с другом, при этом держаться на удалении от береговой линии. Если вы хотите избежать случайных столкновений, подойдите ближе к берегу.
Аймауден — крупный портовый город, соединенный с голландской столицей. Он является одним из центров торговли в стране, из-за чего порт здесь оживлен — теплоходы, яхты, катера и так далее перемещаются из одного места в другое, ждут своей очереди на проверку и так далее. Многим из них во время путешествия придется уступать дорогу, так что стоит быть внимательным, иначе может произойти столкновение.
Порт Аймаудена достаточно глубоководный для вмещения крупных торговых судов, но яхтам позволено размещаться только в южном шлюзе. За ним начинается канал, который ведет напрямую к нидерландской столице. При передвижении по каналу необходимо находится как можно ближе к береговой линии и внимательно слушать рацию. Сотрудники береговой службы могут подать вам запрос для выяснения некоторых деталей или, например, для того, чтобы пропустить крупное судно.
Неподалеку от Амстердама находится городок Заандам. В нем находится маленькая марина, которая достаточно хорошо защищается от ветра и волн, а также отличается низкой стоимостью стоянки. Здесь также находится мост, который при приближении к нему большого объекта автоматически разводится.
Заандам — красивый городок небольших размеров. Он получил огромную популярность среди российских путешественников благодаря главной достопримечательности — домику Петра Первого, который некоторое время проживал именно там, работая плотником на местной верфи. Сейчас на месте проживания российского императора находится музей. Также в городе стоит памятник Петру Великому, а названия многих улиц связаны с жизнью российского правителя. Этот город неоднократно входил в маршрут российских парусных регат и экспедиций.
Следующая точка маршрута — столица Нидерландов. Амстердам бурно развивается — население города постоянно увеличивается, строятся новые марины и так далее. Например, не так давно там открылась марина, которая отличается наличием ванных комнат со стеклянными стенам. Этот город имеет огромное количество достопримечательностей — культурных центров, музеев, мастерских ремесленников, старинных построек и так далее.
Амстердам пользуется огромной известностью среди путешественников — ежегодно его посещает более четырех миллионов туристов, что в четыре раза превышает население города. Он является достаточно древним — город впервые упомянут в документах конца тринадцатого столетия, а был построен еще раньше. Гостиницу в городе можно найти без особого труда, но в туристический сезон цены довольно высоки.
В стране на данный момент действует конституционная монархия, и дворец короля находится в центре города.
Из-за большого количества каналов в городе некоторые старинные постройки установлены на сваях из дерева. Некоторые начинают гнить, и дома начинают оседать, но при этом не разрушаются, потому что их поддерживают соседние постройки.
Следующий пункт путешествия — городок Хоорн. Он находится в двадцати пяти морских милях от Амстердама. Это — один из древнейших городов Нидерландов. Когда-то Ост-Индская компания основала здесь свою базу. В этом городе есть немало приметных мест, которые стоит посетить. Однако одним из самых необычных мест в городе является так называемый Клуб потомков первооткрывателей мыса Горн. Этот мыс в Южной Америке был открыт именно голландским мореплавателями, причем они жили в этом городе. В честь него мыс и был назван. Клуб ведет свою деятельность достаточно давно. Все его члены занимаются ведением учета яхт, прошедших мыс Горн. Записи ведутся с момента, когда мыс был открыт голландскими исследователями. В библиотеке клуба находится огромное количество судовых журналов.
Следующая точка маршрута — город Лелистад, в котором есть марина, предоставляющая посетителям удобные гостевые места и очень низкую стоимость остановки. Одна из главных достопримечательностей этого города — «Батавия». Это — реплика одноименного известного на весь мир судна семнадцатого столетия. На данный момент корабль играет роль музея и не сходит на воду. Далее идет небольшой городок Урк. До начала постройки огромной дамбы и осушения местности город находился на территории крошечного острова неподалеку от береговой линии. После осушения остров превратился в полуостров, а Урк разросся и стал гораздо больше. Однако жители старой части города, которая ранее находилась на острове, продолжают сохранять старые традиции — они изолировались от остальных частей города и живут по своим порядкам, продолжая ловить рыбу. Этот город славится, в первую очередь, прекрасной кухней, которая специализируется на морепродуктах. Достать свежую рыбу в приморском городе очень просто, и в большинстве ресторанов используется именно она.
Местные рыбаки нередко доходят до Исландии в поисках улова.
Визы
Получить визу для посещения Нидерландов можно без особого труда. Консульства этой страны есть в большинстве крупных российских городов, и подать заявку на получение права на въезд в страну можно через интернет. Необходимо предоставить все стандартные для «Шенгена» бумаги. На получение виз уходит немного времени.
Погодные условия
В Нидерландах погода отличается непостоянством, но достаточный для парусных путешествий ветер присутствует практически всегда — штиль здесь считается редким явлением. Обычно ветер дует с юго-западной стороны, но он может быстро менять как направление, так и силу. Наиболее благоприятными для парусных путешествий считаются май, август и сентябрь. Местные жители выходят в море на протяжении всего года, но с ноября по март температура здесь опускается до некомфортных значений. На большинстве яхт, которые сдаются в аренду, присутствует система обогрева.
Чартер
Чартерные компании в Нидерландах достаточно хорошо развиты. Среди местных особенностей — возможность арендовать суда не на неделю, как в большинстве других государств, а на любое время. Стандартной считается десятидневная аренда.
Цены
Стоимость стоянки в маринах на территории Голландии гораздо демократичнее, чем в Средиземноморье — около двадцати пяти евро. Самая дорогая голландская марина — Аудесхилде — также отличается достаточно демократичными ценами: оставить 40-футовое судно можно за 45 евро. При этом электричество, вода и душ входят в стоимость (не во всех случаях). Стоимость дизельного топлива достаточно высока, но ниже, чем в других европейских странах. В большей части городов присутствуют магазины, где можно приобрести яхтенное снаряжение.