Недавние тенденции в тендерных убытках и претензиях вынудили ведущих страховщиков увеличить ограничения на буксировку и франшизы для суперяхт и их капитанов. С точки зрения суперяхт, помимо финансовых затрат, убытки от тендера серьёзно влияют на работу судна и способность владельцев, гостей и экипажа использовать тендер.
С ограничениями на водоросли, которые сейчас широко применяются в Средиземном море, для многих суперяхт потребуются более крупные тендеры, требующие буксировки, к тому же из-за общей тенденции увеличения размеров тендеров становится очевидно, что вопрос о тендерных убытках необходимо решать всесторонне, и ведущие страховщики считают, что благодаря усовершенствованной защите от буксировки они нашли приемлемое технологическое решение.
«Буксируемые тендеры представляют собой операционную сложность для капитанов, и они всё больше разочаровывают страховщиков», – объясняет Хьюго Харбер, управляющий директор и соучредитель TSM Systems. «Мы начали изучать, что требуется для того, чтобы тендеры были действительно безопасными. Во-первых, во многих страховых полисах говорится, что вам следует установить трекер. А в некоторых из них предлагается оставить этот трекер AIS включенным, хотя на самом деле это противоречит правилам. Мы определили, что требуется более интеллектуальное решение, в основе которого лежит профилактика».
До сих пор защита буксировки была почти полностью сосредоточена на поиске дрейфующего тендера, когда он уже отделился от базового корабля. Страховщики обычно требуют от капитанов установки спутникового трекера на тендер. Есть два трекера, предназначенные для разных целей, оба используют GPS для определения местоположения тендера.
Устройства AIS транслируют находящиеся поблизости суда на VHF, чтобы их можно было увидеть на картплоттерах на мостике и ECDIS, чтобы обеспечить немедленное восстановление и предупредить находящиеся поблизости суда. Устройства Iridium отправляют через спутник на веб-сайты слежения, чтобы в дальнейшем отправить спасательное судно.
Даже в этом случае эти технологии эффективны только после того, как тендер потерян, и, следовательно, очень мало помогают в предотвращении потерь, за исключением случаев, когда тендер может быть быстро обнаружен без значительного ущерба. Здесь стоит отметить, что, хотя это может быть обычным явлением на практике, AIS не может использоваться в тендере, пока ему не исполнилось два года. Его можно использовать только после того, как судно дрейфует.
Возможно, наиболее важным элементом усовершенствованной защиты от буксировки, которую сейчас одобряют страховщики, является её способность предотвращать убытки, а не просто реагировать на них. Для этого система передает ключевые данные по безопасности непосредственно на мостик, чтобы капитан всегда был в курсе ситуации, любых возникающих проблем и их причин. Консультации с капитанами, страховщиками, верфью и подразделением морских технологий Wolfson в Великобритании определили три группы важной информации, необходимой капитану для эффективного управления рисками.
Во-первых, система контролирует жизненно важные показатели ключевых систем, уровни трюмной воды (включая любую отдельную трюмную воду двигателя), рабочий цикл автоматических трюмных насосов и срок службы батареи. Во-вторых, система измеряет нестабильность тендера, другими словами, колебания и рыскание тендера измеряются постоянно.
Наконец, измеряется тендерное движение, отслеживается качка, крен, дифферент носа и угол крена. Зная обо всех этих ключевых наборах данных, капитаны и экипаж могут принимать соответствующие превентивные меры. Более того, именно этот стиль наблюдения побудил страховщиков разрешить буксировку тендера в ночное время, когда в противном случае просто не хватило бы взгляда.
В случае проигрыша тендера усовершенствованная система защиты от буксировки немедленно предупреждает базовый корабль. Предупреждения о безопасности с индивидуальными порогами интегрированы с системой управления сигнализацией на яхте, а также звуковая и визуальная сигнализация мостика «Буксировка потеряна» интегрированы с системой управления сигнализацией на яхте.
Если, однако, немедленных действий было недостаточно, чтобы остановить дрейф тендера, усовершенствованная система буксировки автоматически активирует функцию вещания AIS и отчёты Iridium, описанные ранее в статье, а также активирует световые индикаторы COLREG «Не находится под командованием».
«Мы обсуждали с рядом андеррайтеров, и одна из ведущих лондонских страховщиков сообщила нам, что каждая третья их претензия связана с тендерами. Претензии варьируются по своему характеру и серьёзности, но, по нашим оценкам, убытки от тендеров составляют около 25 млн долларов в год», – продолжает Харбер.
«Один американский страховщик сказал мне, что в какой-то момент у них были потеряны тендеры, плавающие где-то в Карибском бассейне, на сумму 3 миллиона долларов. Если тендер потерян и впоследствии востребован, расходы составляют один или два года премии суперяхт, так что андеррайтеры совершенно справедливо разочарованы».
«Всё сводится к цифрам. Если у вас есть одна тендерная потеря в год, которую можно было предотвратить, то это примерно 1 миллион долларов — довольно значительная сумма денег. В прошлом андеррайтеры использовали ограничения и франшизы для управления убытками от тендеров. Это грубый инструмент для решения проблемы», – объясняет Саймон Тонкс, основатель страховой компании Soak Marine Insurance. «Теперь четыре ведущих андеррайтера в Лондоне объединились и приняли решение, основываясь на своих цифрах и заявках, которые они видят. Все согласны с тем, что тендерная буксировка — проблема».
«Никто не хочет диктовать владельцам, что они могут и не могут делать. Страховщики хотят предоставить владельцам гибкость в управлении яхтами, как они того хотят, с некоторыми дополнительными рекомендациями по управлению рисками, предоставленными в качестве хорошей меры. Усовершенствованная система защиты от буксировки обеспечивает необходимую гибкость, потому что страховщикам становится комфортно буксировать тендеры, например, ночью».
Если на борту яхты и её тендера будет установлена усовершенствованная система защиты от буксировки, страховщики также будут готовы продлить допустимое время буксировки на любое время дня и ночи, увеличить буксировку до 300 миль и уменьшить франшизу в рамках своих полисов. Если учесть, что вся система стоит около 6000 фунтов стерлингов и занимает около пяти часов на установку, на самом деле не должно быть ничего, что могло бы удерживать владельцев и капитанов от принятия системы.
Как с точки зрения капитана, так и с точки зрения страховщика, расширенная защита от буксировки кажется вполне разумной. Ни одному капитану не нравится объяснять своему владельцу, что он потерял тендер, тем более, что современные тендеры продолжают становиться больше, сложнее и дороже. Точно так же страховщики явно стремятся прекратить выплаты по претензиям, которые, возможно, можно было предотвратить.