Мы уже рассказывали о ветрах в целом и если в открытом море все довольно просто, то с приближением к суше все существенно меняется. Берег по-разному действует на характер ветра, и эти отношения надо учиться понимать.

Влияние рельефа берега на характер ветра

Как правило, яхтсмен ходит именно вдоль берега, чтобы по вечерам можно было бродить по городкам и ужинать в колоритных ресторанчиках. Поэтому так важно знать особенности поведения ветра именно недалеко от суши, ведь здесь влияет ряд факторов, замедляя или ускоряя ветер, завихряя его, создавая турбулентность и т.д.

Какие особенности ландшафта берега влияют на ветер:

высота;

форма;

уклон;

протяженность берега;

очертания береговой линии;

температура;

и даже цвет ландшафта.

Встречая разные объекты (деревья, берега рек и т.д.), ветер может отклоняться от основного своего курса, закручиваться в спирали, создавать турбулентность. Так, например, крупные объекты (большой корабль или высокое здание прибрежного отеля) могут блокировать ветер, то есть создавать ветровую тень. То есть, с подветренной стороны ветер значительно снижает свою скорость, и иногда протяженность такого участка может достигать значительных размеров – порою в 30 раз больше высоты преграды.

Или такой пример: скалы не оказывают большого влияния на ветер, если он сходит с них, но может значительно повлиять на его поведение, если они стоят с наветренной стороны (“лицом к ветру”).

Господствующие ветра

Ветры переменчивы и капризны, зависят от множества факторов, и чтобы научиться понимать причины их “причуд”, начинающему яхтсмену понадобится немало времени и опыта. Но есть и более надежные друзья – господствующие ветра, то есть те, которые дуют относительно одинаково в определенных местностях. Господствующие ветры формируют такие факторы как масса материков, области с постоянным давлением, разница температур на экваторе и полюсах Земли.

Так, например, между 30 и 50 градусами как северной, так и южной широт господствуют западные ветры. А вот в узкой зоне южнее от 30 градусной северной широты превалируют северо-восточные пассаты (пассат – ветер, дующий от тропиков к экватору).

Конечно же, на господствующие ветры могут влиять местные явления и немного менять их, в том числе и бриз, о котором мы поговорим далее.

Бриз

Бриз – это не сильный ветер, который дует на побережье морей и больших озер. Дважды в день он меняет свое направление. Днем он дует в сторону моря, ночью – в сторону берега.

Морской бриз

В течение дня берег нагревается, и воздух, расширяясь, поднимается вверх. Так как на его место должно что-то прийти, около полудня начинает перемещаться холодный воздух с воды (до обеда она еще не успевает прогреться). Скорость такого ветра может достигать 15 миль в час, но к концу дня он ослабевает. Таким образом и получается морской бриз, то есть дующий с моря. Чем больше водоем, тем сильнее морской бриз.

Береговой бриз

Когда солнышко садится, берег остывает, и воздух над ним, соответственно, тоже. А над водой воздух в это время еще остается теплым (потому что вода сохраняет тепло дольше) и начинает подниматься вверх, а на его место перемещается холодный воздух с берега. За счет такого “обмена” и получается ветер с берега, то есть береговой бриз. Обычно он не бывает сильным – его скорость не превышает 10 миль в час.

В зависимости от того, совпадает бриз с господствующим ветром или нет, они могут содействовать или противодействовать. Таким образом, господствующий ветер может значительно усилиться за счет морского бриза, но к закату он снова утихомирится.

Изучая ветер, следует понимать, что ветер, идущий с берега зачастую гораздо капризнее и непредсказуемее того, что дует на море. И только опыт, терпение и наблюдательность помогут вам найти общий язык с ветрами и получать удовольствие от своих путешествий.