С развитием аккумуляторных технологий доминирующая литий-ионная химия батарей стала более заметной, чем когда-либо, во многих отраслях промышленности. В настоящее время большинство суперяхт будут нести на борту ряд оборудования с питанием от литий-ионных аккумуляторов как часть своего арсенала бортовых игрушек, от электросамокатов и сибобов до электрических тендеров. Однако эти игрушки несут с собой определённые последствия для безопасности, которые не в полной мере осознаются индустрией суперяхт.
Для проектов новой постройки такими последствиями легко управлять — если полный список игрушек, которые яхта намеревается хранить в определённом пространстве, сообщается на этапе проектирования и сборки, любые связанные риски могут быть уравновешены с точки зрения оборудования или эксплуатации, так же как это было бы для места, содержащего бензин. Однако больше проблем возникает, когда существующий парк включает игрушки, работающие от различных источников энергии на борту, таких как литий-ионные батареи.
«Яхта спроектирована с пространством для определённых целей, но в какой-то момент на борту может быть куплен и хранится новый набор игрушек, что позволяет обойтись без предварительной стадии проектирования и оценки рисков», – советует Валерио Дель’Анна, морской сюрвейер компании Lloyd’s Register. «Риск состоит в том, что кто-нибудь может заменить существующий тендер на тендер с электроприводом с литий-ионными батареями мощностью 50 киловатт на борту лодки, возраст которой, возможно, составляет 10 лет».
Риск, о котором говорит Дель’Анна, связан с этим конкретным накопителем энергии на борту. «За последние два или три года на яхтах были случаи пожаров, связанные с литий-ионными батареями», – продолжает он. «Проблема была не в батареях, а в процессе их зарядки. Промышленность привыкла к хранению энергии, например, к бензину, и теперь ей нужно привыкнуть к другому типу накопителя энергии, которым в данном случае являются батареи».
Поскольку электрические суперяхты становятся новой тенденцией, классификационные общества и государства флага начали выпускать инструкции по безопасному хранению литий-ионных батарей на борту, и в ближайшее время, вероятно, будут реализованы предписывающие требования. Между тем, Lloyd’s Register признаёт важность повышения осведомлённости о рисках, связанных с хранением и зарядкой электрических тендеров и игрушек в морской среде, особенно на борту существующего флота.
Делл’Анна отвечает за порт Пальма-де-Майорка и другие горячие точки в регионе, совершая сотни посещений на борту в год. Делл’Анна наблюдает за широким спектром условий хранения и эксплуатации существующего флота. «Мы всегда стараемся поговорить с главным инженером и бригадой и узнать, насколько они осведомлены об этой теме, а также подчеркнуть, какие меры должной осмотрительности они должны предпринять», – поясняет он. «Иногда у них будет достаточно протоколов для зарядки с постоянным наблюдением экипажа, но часто это зависит от размера лодки».
Сообщение, которое геодезисты Lloyd’s Register пытаются передать экипажу, состоит в том, что они должны рассматривать литий-ионные батареи так же, как канистру с бензином. «Сам по себе это не опасно, но при определённых обстоятельствах может стать опасным», – заключает Делл’Анна. «Все правила в яхтенной индустрии работают в рамках концепции баланса безопасности: что-то разрешено, если вы понимаете риски и уравновешиваете эти риски либо конструктивными особенностями, либо эксплуатационными процедурами. Это то, что экипаж существующей яхты должен учитывать при доставке на борт нового оборудования для развлечения, а не безопасности».
Если экипаж учитывает риски, связанные с хранением и зарядкой литий-ионных аккумуляторов на борту, и вносит необходимые корректировки, чтобы обеспечить свою часть общего баланса безопасности судна, нет причин, по которым электрические тендеры и игрушки нельзя было бы использовать, наслаждаясь безопасной средой. И если есть какая-либо неопределённость, можно проконсультироваться с государством флага яхты или классификационным обществом о необходимых мерах.