В течение ряда лет парусные яхты длиной более 30 метров почти игнорировались как статистические аномалии по сравнению с гораздо более крупным рынком моторных яхт. Однако, пережив шторм COVID и прокатившись на волне положительной активности продаж, рынок парусных яхт, наконец, имеет все возможности для того, чтобы снова начать говорить о потенциале роста?
«Последние 24 месяца были написаны историей COVID», — начинает Джованни Помати, генеральный директор Nautor Group. «Мы вошли в COVID с очень сильным портфелем заказов и верфью, полной парусных яхт в производстве. Наша проблема, как и многие другие, заключалась в том, чтобы выяснить, как не замедлить производство слишком резко. Однако благодаря нашему местоположению первоначальное воздействие COVID было ограниченным. При этом мы испытали падение заказов в этот период, как и все остальные, но на самом деле это не было проблемой».
Помати объясняет, что в течение первых 12 месяцев, затронутых COVID, заказы отражали волны COVID. В периоды очевидного восстановления заказы и интерес будут нарастать, а затем падать, когда во всём мире обрушится следующая волна пандемии. Однако, напротив, 2021 год оказался совсем другим.
«В 2021 году интерес к нашей продукции и более широкому рынку суперяхт не последовал за волнами COVID и оказался постоянным», — продолжает Помати. «Действительно, наше количество заказов отражает сильные цифры, опубликованные остальным рынком. К сожалению, замедление в 2020 году привело к дисбалансу в производстве на несколько месяцев после лета 2021 года. У нас было много работы, но больше на начальных этапах производства с меньшим количеством проектов в сборке. Однако теперь мы провели ребалансировку, и снова бизнес полностью насыщен, а портфель хорошо обеспечен как минимум на полтора года».
По словам Помати, рынок парусных яхт длиной более 30 метров изменил свою современную тенденцию к уменьшению размеров с точки зрения поставок и заказов из года в год. Имеющиеся на сегодня данные подчёркивают, что, по крайней мере, на данный момент, сокращение рынка парусных яхт, наблюдавшееся до 2015 года, остановилось, и рынок, по-видимому, выровнялся, поставив от 10-15 проектов в год в течение шести лет с тех пор. При этом ряд рыночных комментаторов ожидают, что сектор начнёт расти из года в год, хотя и устойчивыми темпами, чему, несомненно, в какой-то момент будет способствовать приобретение Perini Navi со стороны The Italian Sea Group.
Как и остальная часть рынка, похоже, что сектор парусных яхт выиграл от бума активности, вызванного COVID, в 2021 году. Вопрос о том, почему именно покупатели были так активны в 2021 году, является предметом споров. Возможно, пандемия оттолкнула их от пресловутого, возможно, их уговорило изменение финансового положения, а возможно, они просто смирились со своей собственной смертностью. Кто знает? Несмотря на это, рынок парусных яхт и индустрия суперяхт в целом находятся на пике гораздо более позитивной волны COVID.
«У нас есть клиенты, которые переходят с моторных лодок на парусные яхты», — говорит Помати. «Основной причиной этого является, несомненно, экологичность парусного спорта по сравнению с моторным. Однако одного этого факта необязательно было бы достаточно, чтобы изменить мнение людей и убедить их отправиться в плавание. За последние 10 лет парусные яхты эволюционировали, чтобы уделять гораздо больше внимания жилому пространству и зонам отдыха, тогда как раньше они были в основном сосредоточены на самом плавании. Парусные яхты были созданы для того, чтобы плавать, а не жить, и этого было недостаточно, чтобы привлечь клиентов, кроме настоящих пуристов, особенно когда речь шла о больших парусных яхтах. В то время как объёмы остаются намного меньшими, чем у моторных яхт, повышенная пригодность для жизни в сочетании с устойчивостью отвлекает некоторых от моторных яхт».
Помати, однако, признаёт, что эволюция парусной яхты далека от завершения, и следующим шагом станет гибридная силовая установка. Хотя об этой разработке впервые было объявлено в 2021 году, она не является уникальной для Nautor Swan и других парусных и моторных верфей, предлагающих гибридные решения, она по-прежнему представляет собой шаг вперед для бизнеса и более широкого рынка. Парусные яхты, правильно отмечает Помати, не являются автомобилями, и поэтому их нельзя просто заряжать ночью в гараже. Энергия должна создаваться во время работы, и за счёт внедрения новой гибридной системы Nautor может снизить потребность в дизельном топливе для нагрузки отеля, а также добавить возможность работы исключительно на электродвигателях в течение длительных периодов времени.
Какое-то время, по крайней мере шесть лет назад, когда этот сектор находился в упадке, а экологическая повестка дня была гораздо менее актуальна для большей части индустрии суперяхт, новые парусные яхты длиной более 30 метров были действительно редким продуктом. Тем не менее с модификациями конструкции, делающими парусные яхты более пригодными для жизни и экологичными, которые в настоящее время находятся на переднем плане у большинства людей, среда для роста в этом секторе, особенно в свете бурного роста активности в отрасли, никогда не была лучше, чем сейчас.