До настоящего времени Арктика остается свободной нишей в области морского путешествия на яхтах. Однако такой туризм обладает высоким потенциалом развития. В этом абсолютно уверен С. Корякин, который является участником Общественного совета при Минприроды Российской Федерации и шкипером яхты парусного типа.
Согласно его слов, стимулом такого популяризации туризма должен послужить Великий арктический поход на яхтах, которая держит маршрут на Мурманск – Нарьян-Мар и назад. Первая гонка пройдет в 2020 г. по направлению Северного морского странствия. Данный проект получил активную поддержку от Минэкологии России и местных городских властей. Так, в настоящий момент начались первые подготовительные работы: в текущем году по курсу регаты пойдет яхта-одиночка. Это нужно для того, чтобы отметить места будущих швартований, измерить глубину акватории, а также отметить укрытия от сильных штормов. Так, регата назначена на период с 10 по 14 июля 2019 г. Она пройдет в рамках проекта летнего фестиваля, который состоится в селе Териберка (Мурманская область).
Особенности регаты
Опытные яхтсмены проходили данный путь много раз. Однако изюминкой арктической яхтгонки является не простое состязание среди мореходов, но целое культурное мероприятие на финише и старте. Помимо этого, вместе с участниками яхтгонки в путешествие отправятся деятели науки, которые активно приступят к различными научным экспериментам в акватории северных морей. После завершения гонок будет подготовлен туристический курс в морях Арктики.
Как сообщил Корякин, яхтенный вид спорта в Мурманской области находится на стадии развития уже давным-давно. Если проводить его систематически, то необходимо очень серьезно обновить флот, который имеется на сегодняшний день. также он отметил то, что судна должны быть особого типа, адаптированные под комфортное пребывание на нем длительный период времени.
С такой точки зрения яхты Заполярья оставляет желать лучшего, поскольку яхтенный флот имеет в своем арсенале суда спортивного типа, которые не способны обеспечить спрос на туризм. Кроме того, круизный флот должен иметь в своем составе резервные судна.
Если возникнет внештатная ситуация, когда готовящееся судно собирается отшвартоваться от причала, но выходит из строя, то должна быть возможность его замены другой лодкой. Еще одним основным требованием к туристическому яхтенному флоту является то, что судно должно быть похожих типов, чтоб не создавать колоссальных проблем яхтсменам, которые будут принимать участие в гонках.
Помимо этого, для данной цели следует активно развивать инфраструктуру на берегу, которая включает специально оборудованные места для швартовки, всевозможных укрытий при сильных штормах, а также заправочных станций суперяхт. Еще немаловажным вопросом является необходимость определения маршрута и конечные его пункты. К примеру, такими точками могут стать прибрежные поселки, пристани, а также великолепные уголки природы, расположенные на морском прибрежье и т.д. Как показал колоссальный опыт Швеции, Норвегии и Финляндии, маломерная флотилия может привнести местной территории существенную пользу для экономики. К примеру, в Финляндию годовое число заходов судов составляет шестьсот тысяч. По причине этого, страна от яхтинга получает дополнительный доход несколько млн. евро в год.
Одним из основных достоинств данной флотилии является то, что суперяхта сможет войти даже в небольшой городок или деревня, находящиеся на морском или озерном побережье. Помимо этого, такие мегаяхты смогут ходить не только по морским гладям, но и по озерам, и речкам, имеющие необходимую для судов глубину. На Кольском полуострове находится примерно сто тысяч озер, среди которых несколько десятков находятся неподалеку от городка или деревни и в полном объеме сгодятся для вояжа на яхте. Данный тип отдыха в Заполярье был прекрасно развит при СССР, однако уже в девяностые он пошел на убыль.
Что нужно для развития яхтинга в регионе?
Руководитель Мурманской облфедерации по яхтспорту В. Мальцев сообщил о том, что яхтинг нуждается в огромном капиталовложении. Данный вопрос равен задаче приобретения автомашины – ценовой сегмент приблизительно одинаковый. К примеру, небольшую, но комфортабельную мегаяхту, где присутствуют 4 места для ночлежки, можно приобрести от ста тысяч российских рублей. На подобном судне пенсионер, родом из Махачкалы, свершил кругосветку в одиночку. Такое судно можно пришвартовать непосредственно у прибрежья, то есть для него нет надобности в обустройстве и наличии пристани. Более крупногабаритные суда имеют другой ценовой сегмент и требуют наличие порта.
Важным моментом является то, что необходимо обустроить прибрежную инфраструктуру, которая, к сожалению, в настоящий момент не развита. Особенно это актуально для Териберки, которая должна стать одним из основных пунктов круизных яхтмаршрутов. Это будет существенно дороже.
Так или иначе, в Заполярье круизные походы на яхте постепенно восстанавливаются. К примеру, на озере Имандра были организованы экскурсии на яхте. Данное озеро занимает по габаритам площади четырнадцатое место в РФ и считается крупнейшим в Европейской Субарктике. Такой тур может быть крайне многообразным: к примеру, туристам предлагают пересечь озеро Имандра, стартовав из Мончегорска, далее подняться на самую высокую точку Хибинских гор, размещенных на противоположном берегу водоема. На протяжении десяти лет в день ВМФ здесь проводятся регаты, где могут поучаствовать не профессиональные яхтсмены, а любители.
Яхтсменам нужно принять во внимание, что на расстоянии в двенадцать миль от береговой зоны они уже пресекают границу. При всем этом вступает конкретный правовой устав – мегаяхта необходимо оснастить спецоборудованием контроля для отправки информации в мониторинговое устройство. Если выходить в водный бассейн Карского моря, то в обязательном порядке нужно заполучить специальное разрешение на хождение. Его можно взять в госадминистрации Северного морского направления. Помимо этого, часть курса арктической регаты требует хорошего обеспечения ледовой спецпроводкой. Также такой район яхтгонки не имеет покрытия сотовой связи, ввиду этого там можно воспользоваться только спутниковой.
Ввиду всех этих особенностей, следует решать подобные вопросы заблаговременно, непосредственно, в начале подготовительных работ маршрута.
Яхтенному вояжу в Мурманской области, как правило, мешают различные перепоны административного характера. Поэтому Кольский залив получил среди яхтсменов крайне негативную славу, поскольку сюда можно войти, но не выйти. Это обусловлено в нередких отказах суперяхтам в Кольский залив.