Шлюпка – это термин, полученный из языка хинди, где слово денги или динги означало небольшую лодку, используемую на реках. Первоначально речь шла о небольшой открытой весельной лодке, приводимой в движение одной парой весел. Некоторые люди до сих пор думают о шлюпке как о лодке без какой-либо палубы, однако обычно она считается маленькой лодкой без балластного киля. В американском языке лодка может также называться «динк».
Лодка (скиф) – это еще один термин, который за последние несколько лет претерпел значительные изменения в своем значении. Первоначально он подразумевал либо небольшую гребную лодку используемую главным образом в развлекательных целях на внутренних водах, как в известном рассказе Джерома Клапка Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”.
Развитие традиционных лодок в высокоскоростные гоночные суда в Сиднейской гавани, в частности лодки Сиднейской гавани длинной в 18 футов, привело к применению термина гоночных лодок, который применялся для конструкций с аналогичным дизайном. Примером этого являются «фоти-найнеры» или «Сорок девятый» – олимпийские классы гоночных яхт.
«Дейбоут» или «Дейсейлер» – маленькая килевая шлюпка, без спального места, кухонных принадлежностей или навигационных огней, используемая для гонок или крейсерских дневных прогулок. Её можно также использовать и для ночных гонок или прогулок, хотя её обычно не используют таким образом.
Полупалубные – это термин, используемый для обозначения килевой лодки для дневных круизов, которая, как предлагается в названии, имеет неполную палубу. Это термин, который более широко используется, когда речь идет о лодках традиционной конструкции, кроме того этот термин, наиболее всего распространён в некоторых частях Великобритании.
Катер – это, как правило, быстрая и маневренная моторная лодка с большой палубной площадью, а иногда и небольшой кабиной. Отличительной особенностью катера является посадка в одной, двух или трех отдельных кабинах. Классические катера непосредственно разделяются на суда до и после Второй мировой войны, изготовленные такими производителями как Chris Craft и Riva.
Тендер. Возможное определение – небольшая лодка, используемая для переправы людей и припасов между большой лодкой и берегом. Несмотря на то, что это верная терминология, она обычно применяется к конкретной лодке, которая используется как часть оборудования более крупной лодки и либо перевозится на борту или буксируется более крупной лодкой во время круиза. Это означает, что под понятие тендер могут подходить как крайне небольшие надувные лодки, так и крупные моторные лодки выполняющие функцию тендера для больших суперяхт.
Игрушка – это термин, используемый при работе с суперяхтами, для описания любой лодки, перевозимой на борту суперяхты, которой в последующем могут воспользоваться гости. Довольно часто под этот термин попадают водные мотоциклы, иначе известные как PWC (личные водные суда или гидроциклы), а также парусные лодки, тендеры и шлюпки, используемые для рыбалки или дайвинга. Когда это возможно, вертолетам и даже мини-субмаринам можно дать термин “игрушки”.
Личные водные суда (PWC) отличается двумя главными особенностями: во-первых, тот, кто управляет судном сидит или стоит на его верхушке, а не внутри, а во-вторых, движение достигается с помощью водоструйного устройства. Гидроцикл – это термин, который часто используется для PWC, хотя он является торговой маркой, принадлежащей Kawasaki, торговое название Sea Doo компании Bombardier также используется для описания судов этого типа.
Пирога первоначально называлась морским каноэ, образованным из стволов двух деревьев, выдолбленных и скрепленных вместе. Они, как правило, делались из кедра или пробкового дерева и широко использовались для транспортировки в Мексиканском заливе и на западном побережье Южной Америки в течение 16-го и 17-го веков. Термин в настоящее время широко используется для луизианского каноэ с плоским дном, а также для некоторых типов западноафриканских рыбацких лодок. Если вы встретитесь с таким термином, стоит знать, что он обычно относится к лодке с плоским дном любой конструкции, возможно, приводимой в действие подвесным мотором.
Первоначально термин Дори ссылался исключительно к небольшим плоскодонным лодкам, связанным с побережьем Новой Англии и широко использовавшимся для рыбалки на берегах острова Ньюфаундленд. Главным преимуществом этого дизайна является то, что лодки могут быть уложены на палубу более крупного рыболовного судна, чтобы создать так называемое гнездо Дори. В Великобритании прибрежная лодка такого типа была опорой спасательных шлюпок парусного клуба в течение 70-х и 80-х годов, когда жесткие надувные лодки (Rigid Inflatable Boats; RIB) начали захватывать лидирующие позиции. Boston Whaler – еще одна компания, производящая лодки с корпусом типа Дори, которые все еще остаётся востребованными.
Жесткая надувная лодка (RIB) стала небольшой моторной лодкой для многих задач с жестким корпусом, способным к высоким скоростям, а также амортизирующими и оградными преимуществами. Надувные элементы лодки также обеспечивают стабильность, когда лодка находится на низкой скорости или неподвижна в воде. RIB теперь выпускаются в широком диапазоне размеров от 11 футов до 35 футов и более, в некоторых из них имеются каюты.
Читать далее — Парусные лодки. Парусное судно
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж