Для чего нужен анеморумбометр? Как им пользоваться? Какой лучше устанавливать? Как вычислять параметры ветра? Расскажем в нашей статье.
Ранее пропеллер анеморумбометра существовал только на гоночных яхтах, но ныне это не редкость и для других видов лодок. Теперь его можно увидеть практически на каждой второй лодке. Владельцы крейсерских яхт тоже требуют получения полной информации для ветра, но в использовании подобная конструкция не такая уж легкая.
Данный прибор считывает информацию о ветре, отправляя ее рулевому. В нашей статье мы раскроем загадку этих значений и как ими пользоваться, а также можно ли им довериться полностью.
Сегодня анеморумбометра можно встретить практически на любой яхте. Но мало кто знает о правильности его применения. Его практичность по достоинству могут оценить только яхтсмены-профессионалы, уже знающие о практичности выдаваемых данных. Обычно владельцы крейсерских лодок довольствуются лишь наличием аппарата, отображающего показатели скорости ветра на бортовом дисплее. Сами данные всегда должны записываться в специальном журнале. Такую информацию обычно упоминают только в компании завсегдатаев. Такая ситуация складывается обычно среди капитанов-любителей и новичков.
Но не стоит так недооценивать анеморумбометр, ведь он может дать немало полезной информации.
Значительные различия существуют в зависимости от конструкции прибора и восприятия его как отдельного от всей системы судна устройства или же как целостный с системой корабля прибор судна. Но есть и схожести у данных конструкций: они все направлены на вычисление угла, а также скорости ветра. Ветер необходимо прочувствовать, чтобы иметь понимание о его природе, но это не всегда под силу человеку, т.к. ветер основывается на двух компонентах: истинный ветер, воспринимающийся свободно стоящим человеком, и ветер, возникающий от самой яхты.
Отдельное устройство
Прибор, не осуществляющий дальнейшую связь с GPS и лагом, имеет возможность измерять только вымпельную величину. Опытному моряку этих данных хватит «с лихвой», но начинающим яхтсменам в этом деле придется изучать немало данных и производить вычисления. Допустим, чартерные компании выдают информацию о том при каком значении ветра стоит взять рифы. На суше и различных стоянках трудно представить картину в море. Прибор же способен определить с большей точностью, когда окружающая природа это позволяет, и предсказывает действительно движение лодки, а также примерное время прибытия судна в пункт назначения.
При управлении судном такое устройство – главный помощник, особенно при лавировке. Тогда не придется смотреть на устройство, показывающее направление относительно ветра, т.к. устройство, установленное на топе, довольно понятно в показаниях. Но только на курсе бакштаг все будет не очень легко, как кажется.
Учитывая градусы вымпельного ветра, нужно найти наиболее подходящее направление лавировки на фордевинд.
Многие ветряные устройства при взятии курса бейдевинд не имеют должной точности, поэтому новички и любители могут растеряться при таком маневре. Рекомендуем использование колдунчиков, которые проверены временем и явно сослужат достойную службу в этом деле.
Пока мы развиваем мысль относительно приборов и цифровых значений ветра. Но насколько могут отличаться два вида ветра? Докажем на примере. Едет велосипедист, на руле которого установлена флюгарка. В состоянии покоя флюгарка будет подчиняться истинному ветру. Но вот велосипедист начинает движение, флюгарка будет двигаться, несмотря на то, что истинный ветер не поменялся. Если мы говорим об ощущении истинного ветра в море, то оно не такое сильное. Во-первых, потому что любая яхта двигается медленнее велосипедиста. Во-вторых, в море нет никаких преград для распространения ветра.
Сделаем краткий вывод: двигаетесь вперед – направление истинного ветра будет плотнее, на бейдевинде – вымпельный ветер будет превосходить, на бакштаге – истинный ветер будет мощнее.
Измерение значений
Во многих случаях нужны измерения именно истинного ветра, потому что больше сведений при лавировке, маневрах и информации об оптимальной точке, служащей для оптимизации.
Допустим, вы лавируете для достижения конечной точки запланированного маршрута. Удваиваем угол направления к истинному ветру, тем самым получаем идеальный угол поворота. Учитывая это значение вместе с компасным углом и зависимость поворота, можно предсказать будущий курс.
Сравнивая полученную информацию и рекомендуемый курс направления, можно получить оценку будущего отклонения или подходящий момент, чтобы его начать. Это необходимо для поддержания нужного курса. Но мы не учли один важный момент: течение и снос. На деле эти параметры могут различаться пару градусов, поэтому не настолько критичны. Тем не менее их также стоит брать во внимание.
Высококачественные устройства обычно автоматически учитывают данные, учитывая дрейф, течение, снос и другие важные параметры. Но такое умеет лишь дорогостоящее оборудование. Что умеют многие системы? Вычислять VMG. Эта аббревиатура пришла с английского языка и расшифровывается как скорость выхода на ветер. Однако на крейсерах яхтсмены редко пользуются этими показателями, потому что при должном курсе быстрее достигаешь точки маршрута.
Но не стоит забывать, что все приборы вне зависимости от их использования должны быть отрегулированы.
Вымпельный ветер складываем из расчетов векторов измерений. Устройство навигации в симбиозе с лагом, сразу вычисляет нужные показатели и выдает коэффициент истинного ветра. Например, 63 градуса от левого борта.
Эти данные обязательно нужно заносить в бортовой журнал, а также при наличии таких функций в картплоттер. Величина направления с помощью компасного курса и истинного ветра, учитывая курс самой яхты. Не хотите вычислять? Тогда стоит установить электронный корпус или подойдет GPS-навигатор. Если же такого нет, то придется вести вычисления вручную. Результат отличаться не будет, но потребует приложить некоторые усилия. Альтернативой может быть и вычисление с помощью программ для бортовых компьютеров. Может показаться, что это экономичнее вышеуказанного варианта и намного удобнее второго, но не имея ветроуказателя, эти данные могут быть бесполезны. Может быть и такое, что программа будет вычислять истинный ветер в моменты, когда поворот уже завершен. Эти данные уже бесполезны после завершения маневра. С приобретением специальной системы и ветроуказателя таких перебоев уже не будет и получить данные станет возможным до начала маневра.
Причины сбоев
На многих простых устройствах доля неточностей при вычислении данных составляет всего 15%. Это с учетом отсутствия обработки информации. На практике это не часто бросается в глаза. Если прибор недорогой, то значение ветра в нем может изображаться несколько грубо. Далее при обработке данных эти недочеты не будут влиять никаким образом, когда географическое положение при маневрах меняется, то положение становится недействительным. Существует, как правило, четыре вида причины сбоев: датчики ветра, лаг, скорость ветра и компас.
Перед регулировкой устройств нужно обязательно переписать предыдущие данные. Коррекция производится относительно ветра лишь у датчика. В день, когда ветер слабый и течение отсутствует, а также у яхты развита удовлетворительная скорость, должен показываться дующий с носа ветер. Именно в такую погоду рекомендуется корректировать цифровой компас. Регулировку лага наоборот стоит производить при среднестатистическом ветре, т.к. вам необходима достоверная информация при парусном движении, а не от мотора.
Если нужно определить скорость ветра, то тут уже трудно дать точный совет, но у профессионалов есть свои лайфхаки. Например, как только три величины получены и обработаны, то направление согласно географическому маршруту, скорее всего, не будет изменяться при повороте. Продолжают происходить изменения? Тогда тут два варианта. Первый: если направление измеряется в сторону яхты, то показываемая скорость ветра чересчур велика. Второй: если в другую сторону от яхты, то демонстрируемый показатель слишком маленькая от реальной.
Есть некоторые «плюшки» от устройств. Некоторые приборы вдобавок принимают во внимание в своей работе сведения о скорости грунта, присылаемые устройством GPS. Если течения на воде наблюдается не сильное, то это облегчает задачу. Но все же не рекомендуем опираться на эти данные, т.к. они могут быть неточны.
Установка и выбор устройства. Как и что делать?
Использовать в устройстве ротное колесо или вертушку? Личный выбор каждого яхтсмена, т.к. принципиального значения выбор не имеет. Для корректной работы и уменьшение вероятности ошибок необходимо правильно регулировать датчик. В частности, нужно строго соблюдать вертикали при установке флюгера по его оси. В случае, если косо срезан клотик мачты, то необходимо установить специальный клин для закрепления датчика анеморумбометра.
Нет возможности или желания приобретать устройство? Имеются аналогичные решения проблемы.
При выборе похожих устройств нужно учитывать, что для более корректной работы удобными и подходящими являются стрелочные приборы, а не с колонками цифр. По этой причине практически производители предлагают устройства со стрелками для измерения угла ветра. Могут быть стрелочные индикаторы или устройства, отображающие данные в графическом варианте.
Лучше всего себя проявляют цифровые устройства, т.к. генерируют информацию с меньшей долей ошибок.