Как известно, в 2016 г. произошло неожиданное. Турецкие ВВС сбили российского бомбардировщика, управляемым подполковником Олегом Пешковым. После этого события отношения между Турцией и российской стороной вышли на пик напряженности. Российские войска на Черноморском флоте усилили контроль, демонстративно обходя границы и контролируя каждое иностранное судно. Но для яхтсменов Турция была одной из самых привлекательных мест в плане спорта. Что же теперь, каковы перспективы развития парусного спорта для россиян в иностранных гаванях?
Немало спортсменов тревожит тема интернациональных отношений с Египтом, ведь эта лагуна стала любимым местечком у любителей плавать под парусами. Египет долгие десятки лет был крупным поставщиком услуг в туриндустрии. Но и с этой страной сложились напряженные отношения в последнюю пятилетку.
Мнение экспертов о перспективах яхтинга для россиян в Турции
Турецкий берег для приверженцев парусного спорта превратился в «колыбель» профессионального роста с яркими шансами заявить о себе на мировых регатах. Что скрывать – в России пока созданы недостаточные условия для полноценного развития яхтсмена на профессиональном уровне. Во время отмены турецким правительством визового общения с жителями РФ, для многих яхтсменов введение нового формата стало настоящим праздником.
В «объятьях» теплого моря, удобного в плане обучения яхтингу, комфортного климата, технических возможностей создался рай для приобретателей, арендаторов водного транспорта. Дополнялись мотивы отправиться на турецкий берег возможностью проживания в уютных номерах отелей на любой вкус, финансы. Добавлял преимуществ к поездке отличный сервис, европейский уровень обслуживания, богатство яств на столах гостиничных ресторанов.
Мероприятия в турецких акваториях организованы для встречи турпотока наилучшим образом.
За последний десяток лет название Гечек, Бодрум, Тургут или Мармарис действительно стали родными для уха российского яхтсмена. Некоторые предпочли углубиться дальше, познав более экзотические места, как Чешма, Бозбурун, Алашатти. В этих местах яхтсмены появлялись нечасто, однако облюбовали территории в качестве комфортабельных стоянок с наличием причудливых ресторанчиков, улыбающимся персоналом. При этом туристы тратили не так много денег, как на популярных курортах с внушительным потоком отдыхающих. Ряд владельцев парусников в Турцию ездили арендовать яхты для чартерных прогулок, участвовали в регатах местного масштаба. Турция даже разрешила россиянам устраивать собственные регаты. Часть собственников парусных лодок любимые «детища» оставляла на аквапаркинг в Мармарисе или Алашатти, зачастую купив объекты недвижимости по соседству со стоянкой. Что насчет будущих отношений между государствами думают эксперты?
По мнению некоторых бизнесменов-владельцев чартерных фирм, постепенно отношение турков к россиянам изменится, набрав положительный вес. Главным образом это касается правительства. Объясняется прогноз просто: последние десятилетия российские яхтсмены немало вложили в турецкую экономику через туристическую индустрию. Рассчитывать на европейского избалованного жителя «заморскими» поездками не приходится. Постепенно европейцы все меньше предпочитают бывать с визитом на турецком побережье, потому российские яхтсмены практически оставались единственным сегментом в развитии туристического бизнеса, экономического сегмента государства.
Экономический сектор побережья в целом обогащался долгие годы за счет посещения яхтсменов из России – факт очевидный, подтвержденный статистикой. По этой причине население побережья оппозиционно отнеслось к принципам управления правящей партии президента. Практически все мэры турецких мегаполисов, посещаемых российскими яхтсменами, избирались от оппозиции. В целом до инцидента с самолетом население курс президента не поддерживало. В настоящий момент не поддержит и дальше, поскольку санкции, негативное отношение к россиянам ударяют по карману местного населения. В ряде случаев некоторым бизнесменам вовсе грозило разорение до начала сезона. По этому поводу турецкой стороне предстояло крепко задуматься и не делать поспешных призывов закрывать порты для посещения россиянами.
В основном действия такого рода лишь способствовали объединению местного населения.
Рассматривая вопрос о чартерных компаниях, турецких предприятий этого направления остается стабильно малое количество. В большей степени такими компаниями управляют владельцы из Европы, российские компании, австрийцы. Российские компании выразили надежды по нормализации ситуации в будущем. Хотя морально туриндустрия к худшему подготовилась. Стоит отметить, любители парусного спорта от обычных туристов отличаются большей самостоятельностью, гибкостью, свободолюбием, независимостью от навязанных мнений обществом или СМИ. В отношении личной безопасности эксперты выражали мнение, что путешествие по уединенным бухтам Турецкой Республики яхтсменами приобретут даже более безопасный характер по сравнению с посещением популярных туристических мест.
Хотя такого мнения придерживались не все. Дмитрий Болотов, являющийся инструктором парусной школы в Фетхие, видел проблемы для его компании и яхтсменов в целом. Он предположил, что большая часть яхтсменов просто откажутся от поездок. Хотя у российского любителя парусного спорта выбор акваторий невелик. Потому рано или поздно он вернется в Турцию, сможет преодолеть разные бюрократические препоны. Турция по сей день рискует провалить направление, занимающее внушительную часть в индустрии туризма. Но и с российской стороны антитурецкие настроения также скажутся не в пользу яхтсменов, их развития в плане профессионализма.
В случае отказа россиян от поездок в Турцию директорам парусных школ придется переквалифицироваться на другие регионы. Д. Болотов приводит пример: большую часть года в прошлом сезоне он проработал в Фетхие. Однако в 2016 году он на это уже не рассчитывал. Охлаждение отношений между Турцией и Россией не сулит ничего положительного, причем это коснется всех сфер жизнедеятельности. Турция в основном живет за счет туризма, поэтому отказываться от российского направления попросту ошибка. Обнищание населения, инфляция добавит проблем в развитие экономики страны.
Прогнозы на 2016 год оказались пессимистичными, однако собственники компаний, парусных школ выражали надежду на урегулирование ситуации в перспективе.
Наметилась еще одна проблема в связи с обострением «климата» отношений международного уровня между странами. В тот момент, в 2016-м, происходило обновление флота во многих гаванях. Потому ситуация оказалась неприятной вдвойне. Дело в том, что на вторичном рынке продавцы не могли продать старые лодки, новые же яхты не нашли спроса в чартерных организациях. Хотя для судов, выкупленных бизнесменами, проблем очевидных не наблюдалось. Турки ко всем клиентам относятся хорошо, невзирая на национальности, принадлежность клиентов к конкретному государству. Большая часть парусных судов, принадлежащих россиянам, швартовалась под «маскировкой» на стоянках под разными флагами. Как на это смотрели сами яхтсмены?
По мнению таких спортсменов как Вадим Мельников, Анатолий Большаков особых проблем для них не предвиделось. Не у всех яхтсменов лодки находились в российской юрисдикции. Да и сами турки препятствий яхтсменам чинить не собирались, поскольку это их хлеб. В крайнем случае, всегда можно найти решение – перетранспортировать лодку в Грецию. Яхтсмены считали, что политические отношения не затронут взаимосвязь персонала акваторий с представителями парусного спорта. В.Мельников выразил надежду на корректировки в политобстановке. Его встревожила невозможность снова участвовать в гонках, развиваться профессионально на турецком берегу. А.Большаков, собственник парусника, пришвартованного в Орхание, считает, что политическая напряженность не коснется взаимоотношения между местным населением и российскими спортсменами.
Рядовые граждане далеки от политики, занимаются собственными делами. Он выразил опасения в связи с повышением стоимости на лодочные стоянки. Некоторые хозяева стоянок уже увеличили тарифы, сделав их баснословными. Анатолий намеревался присмотреть стоянку на будущий сезон с приемлемыми ценниками. Внешнеполитические проблемы его не касались. Хотя мужчина признался, что фестиваль «Чайка Марти» проводится в последний раз.
Турецкую сторону сильно расстроило такое положение дел между двумя государствами. Представители зарубежных чартерных предприятий считают, что случившаяся обстановка народу не нужна. Турки почувствовали уменьшение спроса на услуги со стороны российских граждан, опасаясь столкнуться с финансовыми трудностями из-за стопорения бизнеса. Хозяева чартерных фирм осознают собственное бессилие в возможности повлиять на положение. Они не хотят отстранения российских яхтсменов от их акватории.
Как вопрос обстоит с Египтом?
Египетская сила: водный туризм для россиян
По сравнению с Турцией Египет больше привлекает внимание российского туриста как территории, идеальной для обучения виндсерфингу. Привлекает жаркая страна и кайтсерферов. Египет сумел организовать несколько «островков безопасности» специально для «ублажения» туристических мечтаний. Хотя в целом обстановку в этой стране нельзя назвать безупречно спокойной. В 2011 г. в столице, к примеру, происходили бурные события, связанные с «жасминовой революцией». Но туристов, приезжающих из-за рубежа все это не коснулось. Египтяне не стали рубить туристический сук, на котором кормятся десятки лет.
Однако прореха все же нашлась. Мягко говоря, не очень умный человек пронес бомбу на российский авиаборт, в итоге случилась катастрофа. Итог – полностью прекращено воздушное сообщение между двумя государствами на годы. МИД РФ рекомендовал гражданам в Египет не приезжать, туроператоров рекомендация также коснулась. Египетские же владельцы серф- и кайткомпаний к такому повороту событий готовы не были: они полностью зависели от российского туриста. Что думают сами приверженцы этого направления спорта?
По мнению Ольги Раскиной, виндсерфингистки из РФ, для этого вида спорта Дахаб является идеальным пространство с постоянным наличием ветра фактически круглый год. Однако в связи со сложившейся обстановкой в Лагуне функционировало лишь несколько отелей, две трети станций вовсе были закрыты. В бессрочные отпуска отправили персонал, нанятый из Украины, России, работавшие менеджерами, техперсоналом. Виндсерферы продолжили летать, хотя вынуждены летать с пересадкой через Минск, Каир, Стамбул. Спортсмены надеялись на открытие границ в скоро времени, но пока в 2021 г. все еще вопрос остается открытым. В марте рассматривают вопрос об открытии границ для посещения россиянами Египта.
В Дахабе с нетерпением ожидают гостей-россиян.
На станции «Кай-Винд» отели пока закрыты, хотя по-прежнему туристы продолжают посещать эти места для любимого занятия. Некоторые туристы специально посещают Дахаб вне пика сезона, дабы не сталкиваться с большим потоком людей. Европейцы используют итальянские, швейцарские авиалинии. У крупного турагентства «Эль-Тур» вовсе не было клиентов, желающих отправиться в египетском направлении. Чартеры в Египет прекращены с 2016 г. в целях безопасности. Перелеты через турецкие аэропорты чрезвычайно сложны.
Подводя итоги
Резюмируя вышесказанное, неизбежно столкнуться с констатацией драматической ситуации между странами Россией и Египтом. Наиболее всего в сфере туризма пострадали кайт-, виндсерферы, вынужденные мириться с положением. Базовые станции расположены в Египте.
В качестве альтернативы некоторые рассматривают компании («Пять квадратов») во Вьетнаме. Но поездка на вьетнамские земли обойдется в разы дороже по сравнению с египетским или турецким путешествием.
Турция же намного ближе, удобнее в плане постоянного или более частого посещения для россиян.
Для желающих отдохнуть стандартно, включая любителей парусного спорта, нет особо сложных препятствий. Яхтсмены по-прежнему летают в Турцию. Хотя при ухудшении международных отношений между турецкой и российской сторонами подхватят «эстафету» туризма Хорватия и Греция, пусть и с меньшим количеством подходящих условий для яхтинга.