Как приятно проводить отпуск под туго натянутыми парусами! Мечтая о таком времяпровождении, туристу придется иметь дело с чартерными компаниями. Аренда – наиболее доступный способ, который предоставляют подобные агентства. Вот как об этом отзывается яхтсмен Юрий Подольный. Он управляет Русским крейсерским клубом в Москве. По его словам, на дворе стоял 2010 год, когда яхтсмену выдали лицензию на управление катером.
Через пару месяцев вместе с давним другом мужчина принял решение посвятить жизнь чартеру парусников. В тот период друзья не владели этой наукой, им не был знаком опыт, мешало дилетантство в плане знаний принципов рынка. Бизнесмены начали отталкиваться от простого к сложному. По словам Подольного, они поехали в Турцию, посетив чартерные фирмы в районе от Мармариса до Фетхи.
Присмотревшись к лодкам, мужчины увидели обслуживание, содержание яхт. Кроме того, они общались с двадцатью потенциальными партнерами и клиентами, от крупных фирм с пятидесятью суперлодками до мелких предприятий семейного бизнеса из пары яхт. По заявлению предпринимателя, чартерная компания возлагает на себя огромный груз ответственности. Она отвечает за исправность яхты, спасательных, навигационных инструментов, за жизни людей на борту.
По этой причине любая фирма выполняет минимальное количество работ по сервису судна, ремонтируя мотор, приводя в порядок рулевое управление, стоячий такелаж. В обязанности персонала входит серьезное отношение к любым мелочам. Они контролируют работу навигационной аппаратуры, следят за состоянием парусных полотен и своевременной их заменой. К тому же, страховка яхты является прерогативой компании.
Но в любом чартере не обойтись без пресловутого влияния человеческого фактора. Особенно частенько случаются ошибки работающего персонала в средних компаниях, где много лодок. При этом они не имеют возможностей правильно выстроить линию контроля качества исполнения услуги. Юрий рекомендует обратить внимание на важные моменты, с которыми придется столкнуться шкиперу. В чем кроется секрет удачи капитана?
Рецепт удачного старта – выбор названия компании
Для начала нужно определить акваторию плавания, место старта/финиша. По мнению Юрия Подольного, надо акцентировать взгляд на регион, где у яхтсмена прошло обучение парусному искусству. Это поможет избежать стрессов, связанных с незнакомой водной стихией, организацией стоянок. Ему намного легче справляться с задачами лавирования в шторма, пережить перипетии технического характера. Не желательно новичкам выбирать сложные регионы, как северную часть испанских вод, юго-восток Италии, Ближний Восток. Не советует Подольный отправляться в воды Туниса и Египта из-за их непредсказуемости, неизученного до конца дна. Плюс удаленная экзотика чревата множеством сложностей. Регионы не относятся к парусным местам.
Несмотря на обилие яхт в них, это частная собственность. По этой причине переговоры представляют собой сложный процесс налаживания связей с хозяевами суден и брокерами. Особенно трудно договориться в случае конфликтных форс-мажоров.
Владелец будет указывать на идеальное состояние лодки в начале аренды, а после принимать с «поломками», за которые потребует деньги.
Иногда у брокеров есть привычка «переводить стрелки» на судовладельца, заставляя арендатора выплачивать расходы за ремонт, хотя яхтсмен не ломал судно. По возможности лучше всего стартовать с лодки, устроенной аналогично дебютной яхте, открывшей новичку в этом деле окошко в мир яхтенного спорта. Не помешает вспомнить езду за рулем на первом авто, тогда будет проще управлять парусом. Юрий рекомендует выбирать парусник знакомый на 80% по техническому оснащению.
Секреты подбора чартерной компании – советы
Поиск парусника следует осуществлять в регионе, куда яхтсмен намеревался отправиться. Парусные регионы обычно демонстрируют фото яхт в аренду на сайтах-агрегаторах. При свободном владении иностранным языком проще: компании мгновенно реагируют на знающих язык пользователей, подробно информируя об условиях аренды.
Второй метод, рекомендуемый Юрием – использование персонального сайта по бронированию судна. Разделяются интернет-ресурсы на две категории: сайты, поддерживаемые партнерами-компаниями, занимающимися бронированием и порталы-агрегаторы, объединяющие «плеяду» интернет-площадок или наполняющие веб-платформу собственными усилиями. Необходимо осознавать отличие двух этих поисковиков.
Сайт «Яхт-букер» не предоставляет услуги по бронированию лодок. Ресурс, относится, скорее, к инфо-порталам, полезным для потенциального капитана. Клиентские запросы портал перенаправляет агенту-партнеру, который занимается услугой. После партнер сайта уточняет детали по бронированию лодки. Дальше формируется окончательное партнерское предложение. Кроме того, «Яхт-букер» составляет своеобразный рейтинг самых популярных парусников.
Агрегаторы же достают информацию из бронирующих систем или нескольких, переадресуя запрос системе бронирования. После подтверждения доступности яхты, он подтверждает запрос посетителя сайта или предлагает альтернативные варианты.
Важно! Такие порталы-агрегаторы никогда не дают сведений о лодке без предоплаты.
В этом плане неизбежны накладки из-за бесконтрольности заявок. К тому же, чартерные фирмы не удосуживаются обновить информацию о доступных яхтах.
Неплохо воспользоваться вспомогательным вариантом – обратиться в чартерное агентство РФ! В таком случае у посетителя наклевываются определенные шансы на удачную поездку с ветерком. К преимуществам относят необходимость агентства улучшать свою репутации. Значит, компания набирает профессионалов. Обычно это капитаны, выходящие в круизы, курсирующие по разным регионам. «Морские волки» знакомы с главными стояночными платформами, водными «тропами», с партнерами агентства, причем лично. Менеджеры слушают клиента, в беседе они понимают, что выгоднее предложить. Для семейного вояжа консультант не предложит сверхскоростной парус. Для представителя гоночного класса продавец услуг – не предложит тяжелые крейсерные суда с закрученными парусами.
В самом начале выбора лодки агент подберет оптимальный вариант, исходя из года выпуска лодки, требований заказчика и цены партнера. К тому же, он учтет опыт сотрудничества с партнером, отзывы о его лодочном имуществе. Как правило, агентство не скрывает партнера, с которым оно сотрудничает. В таком случае комиссионный сбор включен в арендную плату. Можно поинтересоваться комментариями пользователей о предложенной яхтенной модели в Сети, изучить подробности технического характера. Особенно полезно заходить на порталы с мнением шкиперов.
Интересно! Ответственность перед клиентом несет российское предприятие. Ключевым справедливым постулатом в разрешении спорных ситуаций выступит Закон о защите прав потребителя.
Из недостатков сотрудничества с российскими фирмами можно отнести удаленность офисов от мест нахождения, старта и финиша аренды самих лодок, регионов для плавания. В итоге на оперативную помощь не приходиться рассчитывать в случае проблем с кораблем.
При бронировании напрямик у чартерной фирмы следует обратить внимание на полноту информации, предоставляемой компанией. Имеет значение скорость ответа персонала, понимание клиента, его просьб. В целом за рубежом ритм работы отличается от российских. Ответы из Европы шкиперы ждут сутками. Греческие фирмы, представители Канарских островов, компании Азии тоже заставляют себя ждать. Российские же агенты мгновенно реагируют на клиентские запросы, готовые прийти на помощь. Кстати, также оперативно работают офисы в Соединенных Штатах.
Ожидая ответ в течение суток, лучше позвонить, прояснить причину столь медленной реакции на запрос. В некоторых случаях европейцы попросту не получают письмо из России. Если что-то не нравится в отношении к клиенту, лучше с такой фирмой не сотрудничать. Выбирая чартерную компанию, важно понимание собеседником Вашей речи в прямом смысле. Трудности возникают в общении с агентами из Италии, Франции, где не особо любят говорить по-английски или попросту его не знают. В случае поломок сложнее изъясняться на языке жестов по телефонной линии.
О лицензии и документации
Выбран способ бронирования яхты, что делать дальше? С запросом на бронь лучше отправить в компанию копию документа, подтверждающее право управления судном. Невзирая на речи о легитимности документов, яхтсменам подойдут любые яхтенные права даже национального характера. К примеру, можно использовать документы, выданные компетентными организациями ГИМС, ВФПС. Можно воспользоваться советскими дипломами. Конечно же, документация должна подбираться в соответствии с правилами региона плавания. Напомним, у каждой страны – определенные требования.
Гораздо меньше придирок у европейцев возникает при наличии RYA, IYT, ISSA благодаря их популярности за границей. Важно, что некоторые государства выдвигают определенные требования именно к российским яхтсменам. В отдельных странах в большей степени чартерные предприятия приветствуют охотнее членов «белых списков» яхт-школ, опубликованных Парусной Федерацией. К примеру, однажды шкиперу из Хорватии отказали в предоставлении судна из-за наличия документа от московской яхтенной школы.
Важно осознавать, что решает, выдать лодку или нет, фирма. Компания тесно работает со страховочной фирмой и обязанностями в отношении арендатора. В связи с этим она вправе отказать при неуверенности в специализации и подготовке шкипера. Часто российским шкиперам приходиться доказывать большой гоночный опыт. Хотя именно этих представителей яхтинга компании опасаются.
Гонщикам обычно не приходит в голову беречь чужую лодку. При наличии у вас незнакомых для компании прав, важно заверить их, заказав перевод и подпись нотариуса. Лучше повторно их выслать, в таком случае больше вероятность одобрения кандидатуры капитана. Не стоит забывать, что некоторые компании требуют наличие диплома о получении специальности радиооператора, к примеру, в Хорватии.
Греческие власти заставляют захватить с собой второго капитана или подписать документ о наличии опытного члена команды. Зачастую документы не спрашивают, как это делают во Франции. Но это не повод для расслабления. От инцидентов никто не застрахован. В случае форс-мажорных обстоятельств тогда полиция и береговая охрана не примет никаких аргументов от путешественника. Европейские штрафы характеризуются высокими цифрами. Здесь договариваться, как привыкли в России, не получится. Да и не стоит, ведь у шкиперов волнений итак хватает, они всегда в ответе за людские жизни.
Хитрости правильного бронирования
Итак, компания и судно выбраны, подобран удобный регион, надо бронировать. Важно учитывать отличие резервирования от брони. До оплаты, арендатор имеет возможность уточнить детали путешествия, оснащенности и соблюдения формальностей от 3 до 7 рабочих дней. Цены в компаниях варьируются.
Из чего складывается цена? Формирование ценника базируется на некоторых параметрах. Цена аренды определяется периодом плавания, запрашиваемого мореплавателем. Обычно это 7 дней. Окончательная уборка – важная опция, играют роль дополнительные характеристики судовой аппаратуры.
Для некоторых организаций нормально практиковать чартерные пакеты, включающие белье, уборку кают, подвесной мотор для тузика и доступ в мировую «паутину».
Многие предприятия, предоставляющие услуги бронирования парусных судов, идут на некоторые хитрости: они указывают лишь цену на аренду, «забывая» указать дополнительные цены на опции. Кстати, уборка считается обязательным условием и требует оплаты. Да, можно не заказывать подвесной мотор, но от уборки не уйти. Европейцы берут с собой спальники, не приобретают белье, но генуборку все равно включат даже при сдаче судна в безупречном состоянии.
В ценники не включают использование геннакеров, спинакеров. Кстати, порой депозит на это оборудование может доходить до 3 тыс. евро. По этой причине чартерные компании предлагают дорогостоящий вариант, и он гораздо выгоднее ввиду включения всевозможных функций с их стоимостью. Усвоив эти особенности, клиенту предложат внести предоплатную сумму от 30 до 50%. Эта необходимость введена ради своевременной уплаты за аренду судна, указанной в договоре.
Рекомендуется обратить внимание: предоплату невозможно вернуть!
Исключения из этого правила не встречались Юрию Подольному и его товарищам. Отказываясь от чартера, в зависимости от периода, оставшегося до начала аренды, турист теряет предоплату, стоимость всего чартера. В редких ситуациях аренда переносится на более поздние сроки без потери финансов. Важно запрашивать договор, изучая его внимательно в домашней обстановке. Планируя «нестандартные переходы» (рассчитывая выйти из территориальных акваторий), рекомендуется уточнить разрешение на подобную «вылазку».
Особенности приемки лодки и внесение депозита
Принимают лодку в несколько шагов. Оформление документов – первоначальная задача. Далее последует оплата депозита или страховки. Затем следует очередь чек-инна. После бронирования и оплаты аренды лодки, придется заплатить за выбранные опции на месте. Опытные яхтсмены советуют иметь на руках копии переписки с компанией, где речь идет о ценах. Заранее нужно распланировать действия с депозитом. Яхтсмен Подольный не советует вносить средства наличкой, лучше выбрать кредитную карту, ведь все банки выдают кредиты с лимитом в 3 тыс. или 5 000 евро.
Блокировка депозита на карточке дает возможность оспаривания операции. Советуют выбирать кредитную, не дебетовую карту ввиду вероятности наступления форс-мажорных обстоятельств. При применении кредитной карты банк рассмотрит деньги в качестве собственного имущества, сможет их взыскивать. Дебетовая карта – это деньги непосредственно клиента банка. При наличии проблем банк бьется за возврат своих денег больше, чем за финансы клиента.
Арендуя в чартер судно лишь периодически, человеку лучше застраховать депозит на месте. Особенно в дебютном мореплавании. Не стоит забывать получить документы на судно в офисе организации, приложить к ним подтверждение об оплате чартера, опций, чартерный контракт, перечень с указанием ФИО членов команды.
Судовые документы требуют заверения печатью от чартерной фирмы. Планируя пересечение госграниц, мореплавателям надо иметь с собой пару экземпляров для сотрудников погранслужб. Заранее следует проверить внесение всех членов экипажа в список. Иначе сложнейшей процедурой станет доказательство лучших намерений незарегистрированного члена команды на судне.
Для первой приемки характерны ошибки, посему следует продумать вопросы техникам заблаговременно. Паруса надо проверить обязательно , частенько на них наблюдаются надрывы в местах шкаторин. Проще сделать это на свету, наблюдая дефекты, указывая на них судовладельцу. Далее проверяйте функционирование электронной аппаратуры. Следует уточнить место нахождения запасных деталей к мотору, плот, спасательные инструменты, шлюпки, жилеты в достаточном количестве. Обнаружив дефекты, их надо внести в чек-лист!
Яхтсмен Юрий с другом советуют сделать фото, принимая корпус, включая фотосъемку подводной части конструкции. Желательно снять видеоролик. Так Вы убедитесь в отсутствии царапин от прошлых рейсов или напомните о них компании. Новичку сложно с первых шагов на борту сориентироваться в пространстве, в месте нахождения инструментов, лучше записывать в блокнот заметки или снимать на камеру процесс. Для упрощения процедуры на помощь придет чек-лист, с детальным описанием техсостояния лодки. Рекомендовано продублировать наименования предметов на русском языке. Сдавая конструкцию обратно, яхтсмен гораздо больше проведет времени с сотрудником компании. К тому же, суббота – невыгодный день для сдачи/приемки из-за большого объема работы на понтоне.
Но спешка персонала не является поводом оперативного принятия судна.
О политике страхования
Яхтсмены упускают из виду некоторые факторы страховки. На лодках зачастую нет оригинала этой ценной бумаги. Арендатору стоит понимать ответственность за сохранность лодки, жизни членов экипажа, гостей.
Нередко судно страхуют по минимальным расценкам без включения парусов, дополнительного оборудования. Суперяхта обязательно должна страховаться от ущерба, наносимого третьими лицами. Сумма при этом часто минимальная. В Европе страхование ответственности шкипера хорошо развито. Благодаря этой бумаге есть возможность застраховать жизнь капитану, его команде.
Шкипер может включать в страховку эвакуацию вертолетом в серьезной аварии. Что важно? Лодку надо беречь обязательно! При большом количестве страховых случаев, кэпу откажут в страховании в будущем году. Страховой случай произошел? Скорее звоните в чартерную компанию, следуя их указаниям. Лодка обычно стоит в графике, и она сдана следующему клиенту, с ним подписано соглашение или лодка зарезервирована. Посему персонал предприятия вынужден быстро привести судно в порядок во избежание накладок, задержек, потери репутации.
Как решать конфликты – яхтсмену на заметку!
Сдавая лодку, шкипер нередко натыкается на обвинения, связанные с оценкой ремонта. Повреждения не нужно скрывать, в 90% случаев опытный глаз контролера их заметит. Мнение о шкипере поменяется в негативную сторону. Не мудрено, что в другой раз вам откажут. Мелкие царапины, порванные паруса могут простить при честном подходе человека к сдаче.
Иногда вместо ремонта маленькой детали посчитают цену за замену всего механизма, что становится поводом для полемики. Турист самостоятельно вправе купить и поменять сломанную деталь. Особенно в случае отсутствия страховки на депозит. Помните, на базе трудятся обычные люди, забывающие о мелких дефектах, доставшихся от прошлого клиента. Посему лучшее решение – фотографирование лодки при приемке.
Порванные шкоты, утерянные кранцы становятся яблоком раздора. Хотя вполне можно самостоятельно заменить их самому арендатору. Не редки ситуации со сдачей суден, словно те побывали в военных условиях. Владельцу придется понести убытки. Чартерная компания права взыскать оплату за ущерб без согласия потребителя не имеет.
На руки клиенту должна быть выдана смета за будущий ремонт, замену испорченного белья.
Часто шкиперы волнуются по поводу стоимости ремонтных работ, указываемых в документах. Но не стоит забывать, что сданное в пятницу судно, должно предстать «с иголочки» новому заказчику услуги уже в субботу! Посему у фирмы нет возможностей заниматься долгими поисками более доступных по цене услуг сервисных компаний или запчастей. Значит, требуется срочное устранение неполадок, запрашивая с клиента приличную сумму.
Основная сложность – дети на борту
Действительно трудно путешествовать с детьми. Не всегда заказчики понимают всю серьезность ситуации, беря с собой в круиз малышей полуторагодовалого возраста. Ребенок даже не осознает цель путешествия, но родителям не в силах возразить. Полбеды, если малыш спокойно пребывает в коляске, лежит в пеленках или «едет» на родителе. Страшнее –самостоятельное перемещение. Трудный возраст для яхтенного плавания – от 3 до 4 лет. За таким малышом придется следить в два раза больше, он не ощущает опасности перед бортовой конструкцией, стихией.
Жилеты для ребенка лучше выбирать автоматические, с более тонким устройством, более удобные, не сковывающие движений. Востребованной моделью жилета является вариант со страховочной обвязкой. Детей на яхте надо пристегивать, ведь на море всегда качка, палуба может в любую минуту превратиться в скользкое покрытие, несмотря на любые защитные приспособления. Защитный крем обязательно с повышенным уровнем SPF не ниже 50! Это важно, ведь полуденное солнце на яхте куда сильнее по сравнению с интенсивностью солнечного излучения на пляже.