Надувной катамаран «Искатель» стал базой для экспедиции «Байкал-Аляска». Это большой проект многолетнего плавания, целью которого являются историко-географические исследования пути длиной в пятнадцать тысяч километров. Именно так сибирские купцы переправлялись с одного континента на другой. По маршруту были пройдены воды двух морей (Охотского и Берингова), пересечены границы двух государств, линия смены дат, а на некоторых берегах человек и вовсе впервые коснулся земли.
Своими впечатлениями от экспедиции поделилась Анна Важенина, одна из участниц этого непростого и интересного плавания. Именно она освещала все мероприятие, взаимодействовала с партнерами и СМИ. В 18-м году она сумела пройти часть маршрута, пролегавшего вдоль берега Аляски. Благодаря Анне можно ознакомиться с дневником плавания, который она вела два года.
Задачи историко-географического путешествия
Несмотря на то, что мероприятие еще не окончено, уже можно узнать о жизни современных людей в тех местах, где пролегал путь иркутских купцов в старину. Когда читаешь об этом – это одно, а когда сам оказываешься в этих исторических местах – испытываешь невероятное волнение. Ведь здесь на каждом шагу знаменитые имена – заливы Степанова и Иванова, полуостров Куприянова, остров Митрофания. От этого захватывает дух!
Проект существует с 13-го года: именно тогда началась активная подготовка к экспедиции, прорабатывался маршрут и многочисленные детали, проводились встречи с экспертами. Все продолжалось в течение трех лет.
Еще год разведывался маршрут, и в 17-году был дан старт экспедиции – 30 мая, из Иркутска.
За все время было накоплено большое количество самой разной интересной информации. Материалы были объединены в первой книге об экспедиции. Она называется «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов». Стараниями ее создателей книга получилась не только очень увлекательной, но чрезвычайно познавательной. Цветные страницы заполнены множеством фотографий, картами, историческими фактами. Здесь есть рассказы тех, кому посчастливилось пройти по маршруту. На некоторых из трехсот страниц можно найти даже несколько рецептов из экспедиционной кухни. Труд был издан в прошлом году Московским издательством, готовится перевод книги на английский, а также ее аудиоверсия. Разумеется, в дальнейшем будут продолжения – ведь исследования еще продолжаются.
Личный интерес
Для человека, который родился и долгое время жил на этой земле, сама возможность пройти по ней с пониманием ее исторической важности, наполненности – это словно другая реальность. Близость к воде помогает соединиться с первозданной природой этого края, с его богатой историей.
Еще несколько лет назад Анна и думать не могла, что сможет отправиться в плавание по Тихому океану. А теперь она ставит парус, готовит еду во время шторма, и с легкостью ориентируется в терминологии моряков. Просто однажды ей на глаза случайно попался ролик, рассказывавший об этом проекте, и теперь это часть ее жизни, очень интересная.
Экспедиция сегодня обрастает дополнительными, увлекательными идеями – организация новых плаваний и перелетов; съемка нескольких видеофильмов; выпуск путеводителя и строительство тематического отеля на территории Иркутска.
В память о первопроходцах планируется разбить сквер.
Особенности похода
По морю шли в основном под парусами. Двигателем пользовались при встречном ветре и в полный штиль. Рассчитывать на него постоянно было весьма сложно, поскольку топливо в этих краях в дефиците. Скажем, при необходимом запасе в 500 литров, в том же Охотске удалось добыть только половину. Вот и получилось, что примерно пополам разделился маршрут на участки, пройденные под парусами, и на участки, пройденные с двигателем.
Самой сложной задачей в таких условиях оказался заход в устья рек со стороны моря. Такая необходимость возникала периодически, поскольку на побережье довольно сложно найти закрытые бухты для стоянок. Надувной катамаран имеет такую конструкцию, с которой можно одолеть мелкие речки. Однако и они ежегодно имеют разные фарватеры. На лоции рассчитывать не приходится, помогает визуальное ориентирование на береговые обрывы, поведение тюленей и чаек. Учитывая, что с обеих сторон на входе впечатляющие и грозные трехметровые волны, при заходе в устье можно вполне реально потерять судно.
Именно поэтому романтический настрой для участия в экспедиции не является определяющей характеристикой: нужна серьезная физическая подготовка, психологический настрой – как-никак, на борту придется провести порядка трех недель, в холоде и в сырости, неся вахты, участвуя в приготовлении еды на всю команду и в бытовых хлопотах. Кроме того, очень важно быть коммуникабельным, чтобы атмосфера для всего экипажа была комфортной. Поэтому одним из основных требований к потенциальным участникам является наличие походного опыта, лучше всего в горах или на яхтах.
Окончательное решение принимает капитан, после того как побеседует с кандидатом на участие в экспедиции – ведь именно он в конечном счете отвечает за все нюансы этого нелегкого мероприятия.
Организация быта
Габариты катамарана – двенадцать с половиной на семь с половиной метров. Пространства вместе с палаткой и камбузом достаточно для всех. Судно оснащено большой аптечкой, необходимыми инструментами, приличным запасом провизии. Для приготовления еды — газовая плитка, а два-три раза в неделю предусмотрен сход на сушу для пополнения запасов, а также для посещения бани.
Для Анны любимым местом стал нос судна. С этой точки особенно остро ощущается близость и единение океана, неба и суровых Алеутских островов. Становишься частью природы, в которой не нужно втискиваться в рамки, необходимые для существования в обычных условиях. Есть возможность глобального переосмысления жизни и себя в ней.
Романтика морских просторов
Что касается «морской романтики», то ее хватило с лихвой! Однажды во время сильнейшего шторма на Аляске, когда порывы ветра достигали 30 метров в секунду, дождь просто стоял стеной, «дом» отчаянно мотало во все стороны высокими волнами, и сложно было что-то увидеть за завесой плотного тумана – катамаран остался всего лишь на одном швартовом. А вся команда уже отправилась на стоянку. Когда все примчались на пирс, судно уже отправилось через бухту к Берингову морю. К счастью, каким-то чудом плавсредство прибило к берегу, капитан с помощником успели запрыгнуть на него и взяли ситуацию под свой контроль.
Событие произошло как раз накануне последнего по счету этапа, в поселке Фолс-Пасс на Алеутских островах. Однако старт пришлось немного придержать из-за отсутствия подходящей погоды. Видимо, сжалившись над людьми, морская фортуна компенсировала команде ожидание чудесным со всех точек зрения местом – домом Дэди Николс. В этом местечке было всего два дома, где можно было рассчитывать на съем комнат, и экипажу повезло остановиться в одном из них. Деревянные стены дома порой испытывали нешуточное давление ветра, и в прямом смысле «ходили ходуном». Но благодаря радушию и душевности всех членов семьи Дэди, на это просто перестали обращать внимание – такой уверенностью и благожелательностью было наполнено пространство дома.
В море команде тоже пришлось столкнуться не с самыми благоприятными обстоятельствами. Однажды даже удалось разогнать надувное парусное судно до небывалых 16,5 узлов! Недалеко от Кадьяка катамаран практически плясал, словно озорной мальчишка, занимаясь серфингом на больших волнах океана – может, и не самых огромных, но солидных, раскатистых и степенных.
Пролив Шелихова, наверное, до этого не видывал подобной стремительности в исполнении столь необычного судна.
Приятные моменты путешествия
Путь из Анадыря был долгим и утомительным. И неожиданно люди увидали растущие на берегу деревья – впервые за все лето. Их было очень много. И это не было бы столь удивительным, если не вспомнить о том, что долгое время члены экипажа созерцали только воду, а на суше могли полюбоваться лишь болотами, редкими кустарниками и тундрой. Когда же перед глазами открылась такая невероятная для этих мест картина, все очень обрадовались.
Устремленные вверх, словно большие острые стрелы, деревья росли на Кадьяке – большом острове в южной части Аляски. И пока команда восхищалась открывшимся видом, над ней немного покружил вертолет с береговой охраной – для них встретить в этих водах подобное судно тоже было весьма удивительно. Вообще, мало кто из людей может похвастаться, что видел своими глазами такой оригинальный катамаран в северных водах, так что с долей изумления команду встречал и таможенник в Номе, и пограничники…
Надо сказать, что надувной катамаран очень органично вписывается в окружающую среду – в переходах судно довольно часто сопровождали дельфины, которые наверняка сочли, что им повезло встретить «товарища по играм». А один очень спокойный вечер и штиль на море подарили возможность наблюдать за китами. Восемь невероятных существ проходили в отдалении, иногда подплывая совсем близко, выбрасывая фонтаны или показывая хвосты. Это было очень сильное эмоциональное потрясение, после которого остались самые яркие и счастливые впечатления.
Будущее путешествие
В этот раз маршрут начнется 30 мая в Иркутске, пройдет до Шантарских островов, и потом команда планирует вернуться обратно. Плавание будет включать семь этапов, экипажи будут сменными. Намечено преодоление 12 000 километров, в процессе которых нужно пройти от Байкала до Охотского моря, через Селенгу и Амур. Восхитительная природа и история этого края ждут сильных духом исследователей.
Русские на Аляске
Удивительно, но сведения об экспедициях, проведенных Российско-Американской компанией (РАК), бережно хранится жителями Аляски – здесь об этом знают все; практически каждая бухта, остров или пролив носят имя того или иного иркутского купца. А помимо того, что с историей можно ознакомиться непосредственно в музее Баранова, в каждом прибрежном баре найдется завсегдатай – рыбак, который с удовольствием поделится легендами о первопроходцах. Здесь это уже превратилось в народные сказания.
Члены историко-географической экспедиции, попавшие в эти места в 19-м году, рассказывали: в баре они разговорились с местными рыбаками, и когда те узнали, что к ним заглянули участники экспедиции из Сибири – очень оживились. Оказалось, что все они были бы рады возвращению русских, которые могли бы поспособствовать сокращению популяции каланов – те довольно сильно расплодились, и теперь составляют рыбакам весьма ощутимую конкуренцию в потреблении рыбы.
Сейчас в планах команды проекта – разработка программы популяризации истории непосредственно в двух направлениях: Русской Америки в Иркутске, и Иркутской губернии – во всех населенных пунктах, находящихся на территории, через которую проходит маршрут экспедиции.
Для этого есть все предпосылки. Достаточно для начала упомянуть хотя бы о том, что именно русские начали развивать морской промысел пушнины, и в нем участвовали коренные народы побережья Аляски и восточной части Камчатки.
Исторические факты
- Базой купеческих экспедиций, которые шли осваивать Американский континент, стал Иркутск. В походах XVIII-XIX веков участвовало порядка 20 (!) династий купцов-промысловиков, и именно они провели исследование земель, расположенных на востоке.
- В то время стоимость одной коровы составляла 5 рублей. Сибирским предпринимателям в течение полувека удалось заработать порядка 7 000 000 рублей (сегодня это примерно 42 миллиарда рублей).
- 500% – такой была рентабельность промысловых походов.
- Ни одна из экспедиций не была стихийной – у РАК имелось главное правление, располагавшееся в Иркутске на улице Сурикова, 24. Именно здесь выстраивали всю деловую логистику. В предпринимательской деятельности было задействовано восемь сотен купцов.
- Инициатива создания РАК принадлежала Григорию Шелехову. В ее состав вошли несколько купеческих компаний.
- Члены РАК стали первопроходцами Аляски, основателями русского поселения Форт-Росс в Калифорнии. Одно время под их управлением находились Гаваи.
- Благодаря этим морским походам, в Сибири стало возможным формирование по-настоящему крупного капитала.
- На счету РАК организация 25-ти морских экспедиций, из них 15 кругосветных – и это всего за тридцать лет!
- Иркутским купцам было под силу преодолеть 9 000 километров для того, чтобы организовать спасение путешественников в Беринговом море.
- В свое время именно РАК имела в Российской Империи крупнейший объем капитала.