Проблема
Вся конструкция лодки – это компромисс. Морской архитектор должен уравновесить очень большое количество конкурирующих требований. К ним относятся:
- Безопасность корпуса и его способность соответствовать погодным и морским условиям, для которых он предназначен
- Пригодность для предоставления производительности, ожидаемой её потенциальным владельцем
- Возможность предоставления комфорта экипажу / пассажирам во всех предполагаемых обстоятельствах использования
- Возможность производства на уровне той цены, которая будет соответствовать рынку сбыта
- Расчетный срок службы, который удовлетворит владельца
- Учёт соответствующего дизайна, привычек и предубеждений потенциального владельца
Безопасность
Нормативные требования нашей отрасли будут рассматриваться далее в этом модуле, а также в других его разделах. В их основе лежит современная паранойя, касающаяся снижения риска и критичности безопасности.
Какими бы ни были наши конкретные взгляды, основной движущей силой в нашей отрасли в настоящее время является безопасность и юридические последствия, если безопасность ставится под угрозу на любом этапе проектирования, строительства, испытаний или использования.
Морской архитектор должен спроектировать свое судно в соответствии со всеми современными требованиями безопасности. Это будет одним из самых важных критериев, заложенных в любой современный дизайн яхты. Это повлияет на выбор формы корпуса, вариантов киля и положения руля. Если конкретный выбор формы кажется странным, он может иметь свои корни в соблюдении безопасности.
Соответствие назначению
Владелец лодки в Южном канале (Canal du Midi) будет ожидать совершенно других возможностей от конкурента в парусной регате Фастнет. Морской архитектор должен будет внимательно изучить возможные требования к производительности, прежде чем он завершит проектирование корпуса. Скорость востребована многими владельцами, но имеет второстепенное значение для некоторых из них.
Интересным аспектом этого пункта в сочетании с рассмотренными выше критериями безопасности был бы вопрос о том, следует ли проектировать судно для канала исключительно для безопасного пересечения канала? Очевидный ответ “Нет”, потому что судно для канала будет предназначено и для деятельности на внутренних водных путях. Однако если архитектор посчитает, что компетентный владелец может совершить круиз по внутренним водным путям во Францию в хороший солнечный день, то он должен учитывать и этот риск. Повышенный уровень плавучести может быть включен в дизайн с соответствующими изменениями формы корпуса, не связанными с основным назначением. Цель будет заключаться в уменьшении риска последующих судебных исков, если судно будет использоваться для других предсказуемых целей.
В настоящее время общество, похоже, считает, что виновным в несчастных случаях является проектировщик, который не предвидел риска, а не идиот, который взял узкую лодку, чтобы проплыть по каналу непредназначенному для такого типа судов.
Вы, как брокер, должны будете тщательно изучить пригодность конкретного судна для заявленного владельцем предполагаемого использования. Если вы заметили несоответствие возможностей лодки с поставленными владельцем целями, было бы разумно документировать свои рекомендации по безопасности в письменной форме.
Комфорт
Современные круизные яхты и катера имеют много общего с “домами на колесах”. От них ожидают весёлых путешествий, приятного вождения и не слишком большой стоимости для покупки. Больше всего от них ожидается комфортное проживание.
Кораблестроитель должен включать в конструкцию удобные койки, горячую и холодную воду, душ, гальюны, центральное отопление и микроволновую печь. Холодильник должен быть достаточно большим, чтобы хранить запас пива на выходные. Морозильник должен обеспечить лед для коктейлей. Спутниковое телевидение должно работать от электрической системы лодки.
Неизбежно все эти требования увеличат необходимый объем корпуса и отодвинут форму от оптимальной конструкции по назначению.
Интересно отметить, что одним из основных элементов современной конструкции корпуса является шум волн, плещущихся по корме под двухъярусной кабиной владельца в ночное время, пока судно стоит на якоре.
Производство
Яхты это дорогое удовольствие, однако, в относительном историческом плане они никогда не были дешевле. Для сделанного на заказ товара они обеспечивают невероятное соотношение цены и качества.
Подобные эффект был достигнут за счет минимизации производственных затрат и работы по сборке.
Морской архитектор может пожелать включить сложную форму корпуса для оптимизации производительности. Даже если это приведет только к четырем дополнительным часам производства, подобный дизайн может быть отклонен и выбран альтернативный вариант. Для многих производителей стоимость производства является важнейшим фактором любого дизайна. Если не удастся достичь нужной стоимости судна, его никогда не получиться продать. Если его не продать, компания разориться.
Брокер должен быть осведомлен о том, где производитель сделал наиболее значительные компромиссы между оптимальным дизайном и минимальными производственными затратами. Это области риска, где наиболее важно понимать для чего клиент будет использоваться своё судно. Судно, на котором пресс-форма палубы не прикручена болтами к корпусу для экономии затрат, может быть пригодно для неторопливых прогулок в Норфолкских озёрах, но совершенно точно не подойдёт для круизов по осеннему Ирландскому морю.
Расчетный срок службы
Владелец будет ожидать определенного срока службы от своей покупки.
Шотландский рыболов ожидает, что его рабочая лодка будет служить ему в течение 20-ти лет без какого-либо технического обслуживания, однако, скорее всего, не понимает, насколько сильно падает ценность его судна в конце его срока службы.
В то же время участник Ванде-Глоб при выборе судна выделяет скорость и краткосрочную надежность в качестве своего приоритета; срок службы от 2 до 3 лет до последующей продажи будет более чем достаточным.
Дизайнер должен решить и спроектировать срок службы судна.
Классическим примером такого проектирования является использование алюминиевой проводки для экономии веса в гоночных яхтах. Горе будущему владельцу, который ожидает, что эта проводка прослужит весь срок службы корпуса.
Мода, привычки и предубеждения
Весь дизайн зависит от моды. Люди существа привычки, и это включает в себя морских архитекторов. У всех нас есть предубеждения, когда дело касается лодок.
Судно может выглядеть очень современным, потому что в настоящее время это самый дешевый способ строительства, который позволяет достичь минимального соответствия стандартам. Судно может выглядеть так, словно имеет классический дизайн от известного архитектора, только потому, что тот, кто её проектировал не менял свои привычки в дизайне в течение 20 лет.
На клиента может также повлиять его восприятие необходимости в модной лодке или желание заполучить такое же судно, в котором он был в последний раз, или отказ от использования определенной конструкции, такой как незавершенная мачта. Такова человеческая природа. Нужно быть аналитиком, чтобы оставаться в бизнесе и при этом не продавать клиенту небезопасное решение.
Читать далее — Типы судов. Классификация
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж