Белое море – словно создано для гурманов яхтинга. Но эта область отличается опасностями навигационного характера, приливным течением. По знакам тут трудно сориентироваться новичкам. Лучше выбирать для 2-недельного круиза Кандалакшский залив.
Северный парусный спорт отличается особенной романтикой. Шарм его подходит не каждому, а только уверенному в себе. Но шкиперы, однажды нашедшие с ним общий язык, находясь на одной волне, обязательно захотят вернуться. Впереди команду Николая Павлова ждал Беломорск…
На старте лодка Павлова обозначилась в полуночной мгле. Отель «Беломорье», находившийся в двух шагах от вокзала, не ждал гостей. Яхтсмены прибыли в начале сезоне – в августе, когда отели забиты под завязку. Но другая гостиница «Гандвик» ждала гостей с распростертыми объятиями, предложив двухместки по высокой цене, сотке долларов за ночлег.
Только кафе и, вправду, тут прехорошенькое, с бюджетными ценниками на блюда.
Наступило утро. Команда, вызвав такси, отправилась к Беломорканалу. У шлюза должны были ждать коллеги из клуба «Чупы», чтобы завершить свое турне, которое проходило от Чупы до Питера и обратно. Плыли они на «Белой ночи» и «Браво».
Для того чтобы выйти под парусами в морскую гладь, нужно было пройти через три этапа.
- Путь лежал через разводной ж/д мост между шлюзами 18 и 19. В прежние дни этот трюк не удался из-за не вписывающейся мачты. Ребята попробовали резко проскочить, но автоматчики из охранного пункта моста не спят, стоя на чеку.
- Предстояло пройти спортнадзор, инспекторскую проверку.
- Преодолеть 19 шлюз.
Мост разводят только к вечеру, потому команда, бросив вещи в катере, уехала осматривать местные интересные местечки. Главная из достопримечательностей – Беломорские петроглифы, оставленные на скалах древними поморами. Этот уголок стоит посетить, так советует команда, сделавшая вывод, что поморы были несговорчивыми людьми. В случае чего – получай ворог стрелу в пятую точку. Такой вывод напрашивался, судя по рисункам.
Любовь-морковь с лодкой
Утро выдалось теплым, солнечным. Команда Николая Павлова позвонила инспектору, договорившись о встрече. Тот пришел в назначенное время, осмотрел, выявил маленькое нарушение, да не одно. К примеру, спасательные жилеты не содержали названия судна, на борту плавсредства не были обозначены оранжевым цветом. Пиротехника, используемая обычно для спасения, отсутствовала, ведь неунывающие матросы ее пустили на какой-то праздник.
После придирчивого осмотра инспектор настоятельно рекомендовал воздержаться от круиза сегодня. По его мнению, участники турне находились подшофе и с красными глазами никак нельзя отправляться в море. Правда, на лодке действительно носились ароматы спиртного, ведь команда отметила двухмесячный переход. Инспектор попросил показать, как они относятся к яхте. Тут нужно было предъявить судовую роль, показать набор документов.
К сожалению, печати яхтенного клуба и наличие директора на палубе не произвели впечатления на проверяющего. Ожидалось, что кэп бросится к пиллеру с признаниями в любви, но шеф сдержался. В ближайшее время команда подписала жилеты, запросила документы по факсу и после этого заплатила штраф. После этого проверяющий таки дал добро пуститься по морю. Интересно было составлено постановление о 500-рублевом штрафе: «в связи с чистосердечным раскаянием».
Наконец, лодка выдвинулась в направлении 19-го шлюза.
Препятствия на маршруте
Уровень воды в шлюзе необходимо было выровнять с линией моря. Вот уже послышался скрип открывающихся ворот! Экипаж вышел в море, через 100 метров пересекая линию между чистой морской водой и мутью канала. Позади остался поворотный буй, мелькая на прощание красно-белыми полосками. Бум! Неожиданно судно «Белая ночь» село на мель, попытавшись выбить почву из-под ног матросов.
Что за лодки, на которых шли команды? «Браво» представляет собой бывший «Конрад-5 РТ». «Белая ночь»: «ЛЭС-31», лодка, предназначенная для регат. Тут нет «лейзиджеков», «закруток». Стаксельный комплект, спинакер, арамидный грот входит в судно. Лодка управляется бакштагами. Длинный, практически до транца, гик располагается низко, не намного выше лебедок фала. Экипаж состоит из шести моряков. Управляет лодкой Юрий, шкипер, по совместительству управляющий Чупинским сообществом яхтсменов. На борт прибыл Максим – первый помощник, студент Лесгафта, тренер юношеской команды, которая учится азам яхтинга на «Оптимистах». Василий – 12-летний ученик Макса, который принимал участие в гонках на этом судне. Кроме того, были и москвичи-матросы с разным уровнем подготовки. Николай Павлов выполнял задачи дейшкипера.
«Браво» не смогла выдернуть с мели «Белую ночь», несмотря на старания. Экипаж пытался закренить «ласточку», установив грот. Да только Макса отбросило до вторых краспиц из-за порыва ветра. Но он же и помог положить катер на борт. Снявшись с мели, снова в нее же угодили. Снова провели тот же маневр, успев уклониться к фарватеру. Ура, канал прошли! Впереди замаячило море.
До Соловков нужно было преодолеть 40 миль в условиях южного ветра. К островам корабли приплыли уже в темное время. «Тамарин причал» встретил узким фарватером для швартовки, вокруг него было огромное количество мелей, камней и других препятствий. По всему фарватеру мозаикой сложены буи без огней.
«Sea-Map»предлагает неплохие карты относительно этого уголка земного шара. Но картплоттер отмечает и прежние знаки, а также знаки, в истории не существовавшие. Заходить пришлось по данным аппаратуры. Вахтенные бдили, вглядываясь в темноту, выпучив глаза. Обнаружен плавучий понтон, удастся благополучно кинуть швартовы. Причал занимали еще два катера – первый из них «Архангельск». Разделял с ним ночлег «Навалис». Уже теплее на душе, что не одни прибыли искать приключений на Белое море.
Буйство циклона
Экипаж не знал одну вещь – маломеркам запрещено останавливаться у портов. В этой гавани, приписанной к Соловецкой марине, судам ГИМС нельзя швартоваться. Но экипажам повезло: парусники обладали документом, свидетельствовавшим о регистрации в ВФПС. Потому стоянку разрешили на законном основании. Пришлось отдать 700 руб./сутки, не считая дней, когда был шторм.
Зато катера подключили к электростанции, аппаратура работала исправно.
Соловки – известное место, где крупные круизные лайнеры останавливаются в сезон. К примеру, это уголок для стоянки «Василия Косякова», «Сапфира», привозившие туристов. Остров радушно встречает гостиницами, тут даже работает аэропорт, так что скептики, считающие эти земли «краем света», ошибаются.
Манили Заяцкие острова с их древними загадочными лабиринтами. Только экскурсии гиды отменили из-за надвигающегося шторма. Циклон навещает эти земли с началом августа, напоминая суровость природы. Несколько лет назад именно такой шторм выплюнул «Браво» на побережье Анзера. Конечно, прогнозы не обещали циклон, да только вот он, приближался, и это было печально.
Павлову пришла в голову мысль заглянуть в «Навионикс», приложение для яхтсменов. Странно, но прогноз по ветровой нагрузке тут отобразили правильно, хотя кроме контурных карт приложение обычно мало чем полезно. Циклон нагло ворвался в Белое море, и уже к вечеру грозился навестить эту территорию, где находились экипажи. Дальше его маршрут лежал к Кеми, в сторону Беломорска. Метеорологи предупредили о сильных порывах ветра неизвестной силы и ветре до 40 узлов. Ветер будет дуть со всей силой, застилая глаза, так что выход в море нужно было отложить.
В итоге команды на трое суток оказались в плену острова. Тогда было принято решение: не терять время, отправляясь на прогулку по монастырским землям.
Сначала хотелось подкрепиться и умыться, для чего и ушли в бухту с уютным кафе с теплой водой и едой.
Вечером дождь не жалел сил, шторм вступил во власть. Но команда «Навалиса» пустилась в ход, ведь билеты на поезда были выкуплены, да и отпуска подходили к концу. Тут вспомнилась фраза «Под парусом в шторм», где описывается как раз такой случай, когда люди из-за дефицита отпускных деньков буквально подставляют паруса под стихию. Ребята вышли в сумерки, когда ветер выл в вантах, устрашая ревом. Давление падало.
Утром дождь и ветер стихли, оставив в памяти будоражащие впечатления. Завтракая в чайной бухте, Павлов и его коллеги познакомились с британцами, застрявшими тут на два дня. Дальше они пошли в музей ГУЛАГа и Морской музей тоже посетили. Вернувшись, обнаружили «Навалис», стоявший пришвартованным, как ни в чем не бывало. Парни обогнули остров, только потом встретились с непроходимой стеной ветра и волн. Двигатель и паруса рвали и метали, чтобы удержать курс и не дать заднего хода. Команда проболталась в воде 12 часов и вконец измотанная, возвратилась восвояси. Давление не собиралось подниматься.
За здравие!
Шкиперы переждали циклон. Небо начало постепенно проясняться. Девушка из «Архангельска» музицировала на флейте. Павлову стукнуло 36, и он держал в руках чашечку горячего кофе. В этот день экипаж решил выдвигаться в 11 утра. Соностров, что на Карельском берегу, находился в сутках хода отсюда. Если верить прогнозам, нужно было идти в лавировку первый отрезок пути в Кандалакшский залив. Затем нужно было применить бакштаг и воспользоваться галфвиндом.
Теплоход «Косяков» привез очередную партию «обледеневших» туристов, отчего они выглядели смурно и с бледными лицами. Выходя из островной тени, лодка столкнулась с ветровой «мешаниной», когда в одном месте бушует встречный ветер и приливное течение. Течение помогало лодке, но волны тянули назад. Тогда «Белая ночь», у которой был зарифлен грот и стаксель короток, каталась по волнам, словно на каруселях. Вода бултыхалась от кокпита до бака.
«Браво» пыталась идти уверенно, прячась в волновых ложбинках. Так шторм напоминал о себе, не давая расслабляться на борту. Опыт «Навалис» говорил о том, что встав в скулу, судно устремлялось вверх, занимая почти вертикальное положение. Яхтсмен Павлов должен был заступить на яхту, значит, пора было подремать. Только на койке наветренного борта уснуть глубоким сном сложно, когда карабины спасательных жилетов и страховочные тросы бьются о стенку. Вскоре еще и началась морская болезнь, так что о сне оставалось только мечтать. Пока шла эта отчаянная борьба, коллеги наблюдали танцы акул-белух.
Остров Самбалуда считается весьма опасным уголком земли. Он низкий, сложно его распознать издали, да и маяк не работает. Вокруг островную территорию окружает цепочка мелей, осушек без знаков. Колония тупиков тоже тут обосновалась, частенько именуемых «летающими пингвинами». Проходя близко с пингвинами, человек может взбудоражить эту общину, невольно сформировав птичий базар. Наконец, ветер уменьшился, как и волны. На горизонте стали виднеется в сумеречной дымке многострадальный «Навалис». Позади темень наступала на пятки, впереди закат рисовал причудливые узоры на небе. На траверзе острова ветер совсем успокоился, и экипаж завел мотор. Вахта подходила к концу. Вот так Павлов встретил день рождения.
Рай для мидий
Штиль, лодки плывут на двигателях, паруса целуют небеса и солнце, щедро дарившее тепло. С левой стороны оставались карельские берега, за скалами показалась мачта ветряка с Сонострова. Яхта «Браво» плывет рядышком, буквально в миле. Мечта сбывается – Белое море открывает свои светлые объятья!
Интересный факт! Соностров – заброшенная деревня, превратившаяся в ферму, где растят мидии. Туристы стали часто приезжать в эти края. Это край Тонисоар с двумя причалами, коттеджами со сдающимися в аренду комнатами, банями, столовыми.
Земля имеет интересную особенность: в прилив это остров, в отлив – полуостров.
Круглогодично можно приезжать сюда, но лето народу больше. Туристы повсюду: приплывают на байдарках, парусных надувных лодках, яхтах, местных катерах. Зима – время царствования снегоходов. В крае ловит только спутниковая связь. В 2022 г. организаторы планируют устроить фестиваль мидий. Пока завтраки готовят традиционные с яйцами местного производства, затягивающим умопомрачительными ароматами кофе и горячими оладушками. Изрядно попотев целые сутки на переходе, команда с наслаждением вкушает пищу. Потом половина экипажа занималась сушкой вещей, наведением порядка. Остальные ушли на «тихую охоту» за грибами.
На Сонострове огромное количество подосиновиков, но их собирают вдоль троп. Специально по грибы в лес не ходят. Мидии удалось попробовать, да в баньке попариться. Красота!
На Умбе
«Белая ночь» двигалась в Чупу. Экипаж переместился с лодки на «Браво», взявшую курс в сторону Умбы, что на Кольском полуострове. Выход сопровождался слабым южным ветром. Миновав Полярный Круг, моряки очутились в жаре. Солнце мастерски укладывало загар на кожу. Прошлый выход на Умбу всплыл в памяти…
Было это в начале лета 2010 года. Экипаж тогда также выходил в штилевую погоду с Сонострова. Метеорологи обещали хорошую погоду со стабильным давлением. Но обогнув остров с западной стороны, шкипер и его команда заметили в бинокль смутные волнения. Стаксель пришлось убрать, принайтовив на баке. Дальше до второй полки зарифили грот, и завели мотор. Тишь, благодать, кораблик плывет, как по маслу…Выйдя из тени, парусник был схвачен в плен суровыми волнами, подымаемыми ветром со скоростью в 40 узлов. Ванты ревели, члены команды замерзли, волны не жалели силенок, охватывая моряков с головой. На стоянке наливая бензин в бак, моряки пролили примерно одну ложку в рундук, не заметив запаха при жуткой качке. На баке стаксель стал выбиваться.
Ближайший моряк рванул перевязать стаксель. Из окошек кокпита наблюдать качку носа было жутко. Всего два часа прошло, а впереди еще таких с десяток. На севере солнце то ли садилось, то ли просыпалось. Шеф скомандовал идти в «Летнюю» бухту в западном направлении. Бухта располагается немного южнее, чем вход в Чупинскую губу. Это участок скрыт от волн, ветров. Лодки увалились до отметки вордевинда.
Попутная волна подарила динамики. Только волны стали бить в кормовую часть, подвергая экипаж опасности. Но «Летняя», наконец, показала свои берега! Можно выдохнуть. Для подстраховки для прохода межскального пространства капитан приказал долить бензин. Налив, удивились молчанию двигателя. Разбивающиеся волны щедро поливают пеной, доходящей до самых краспиц. Лодка устремилась на скалы. Грот не поможет! Что делать? Двигатель словно услыхал мольбы, решив завестись.
Но на сей раз до Умбы в этот раз дошли без препятствий. Хотя так было говорить преждевременно, сюрпризы поджидали у входа в фарватер. Снявшись с якоря, какая-то лодка двигалась прямиком в правый борт корпуса лодки Павлова. На палубе пристально смотрели люди. Расстояние сокращалось, угрожая катастрофой. Пеленг уже приблизился к корме. Тут вдруг сбросив ход, «угрожавшая» лодка с Андреевским флагом ушла в сторону. Когда оставалось 10-метровое расстояние между лодками, на том паруснике включился ревун. Очевидно, капитан взял рупор и крикнул команде «Браво», зачем те пересекают им маршрут. Оставалось только помахать руками, расплываясь в широкой улыбке. В одном из городских магазинов с моряками с крейсера пришлось столкнуться. Те напомнили им «о помехе справа», действовавшей на подводных лодках.
Оказалось, что судном управляет бывший подводник, не зная правил пересечения курса парусниками.
По дороге домой
Ночная набережная наполняется голосами нагловатой молодежи, состоявшей из матросов. Некоторые пытаются проникнуть на чужую лодку. Правда, храп, который слышался из лодки «Браво», отпугивал всех желающих. Экипаж намеревался пойти на Варзугу или взять курс на Аметистовый мыс, где в былые эпохи работали добытчики камней. Сегодня тоже можно наткнуться на парочку камушков. Варзуга же знаменита наиболее древним сооружением – старинной церковью, образчиком деревянного искусства зодчих. Неподалеку располагаются гиперборейские мегалиты.
Сезон – время туристов, потому машину взять сложно. Закрыл двери на законный выходной и Морской музей. Неожиданно на пирс прибежал местный рыболов, сделав интересное предложение морякам. Рыбак продавал семгу, только что выловленную и ставшую отличной закуской. Обратный маршрут не порадовал выдающимися событиями. Ветер дул умеренный, привычный с северо-запада. Лодка дошла в один галс до Чупы на полном бейдевинде. Финальный этап для рифления парусов за поход.
Солнце стало играть с волнами как-то иначе…Мыс Картеш встречал уже ставшим привычным соседом «Навалисом». Бело море – местечко для одиноких парусников, изредка попадающих в эти края. Приятно встретить знакомого, почти как родственника. Чупинская губа – кладезь для разнопланового яхтинга, с оборудованными и дикими стоянками. Но здесь много навигационных засад. Приличное место, можно сказать, райский уголок, о котором мало кто знает. Место заслуживает большего количества интересующихся.
Туристов Нильм-губа привлекает открытым дельфинарием с акулами (белухами). Но на лодке не оказалось карт, чтобы пройти этот участок. Придется попробовать добраться туда в другой раз. Чупа звала, оставив восемь миль до заветных берегов. Небольшой отрезок перехода команда решила преодолеть завтра, пришвартовавшись у Чкаловского, небольшого поселочка. Это место облюбовали путешественники, выбирающие надувные лодки. У пристани очень удобно работает гостиница «Юрий Рыжковский». Также можно остановиться на базе дайв-клуба. На втором этаже работают санузлы. Третий этаж отдан под кафе. Финальную дистанцию прошли при полном штиле, не давая мотору отдыхать. Экипаж остановился у яхт-клуба, отметившему в этом году 100-летие.
Попрощавшись с чупинским клубом, матросы отправились на вокзал.
В поезде лучший собеседник – книга. К примеру, «Трое на четырех колесах». Буммель завершен, и все возвращается на круги своя…Только впереди остаются надежды на возвращение в объятья Белого моря!
Лайфхаки по акватории
Как лучше преодолевать акваторию? Яхтсмен Павлов рекомендует любителям северного парусного круиза отправляться смело на просторы Белого моря. Только стоит помнить о неинформативных знаках, приливных течениях. Навигационные сложности тоже присутствуют, так что в пути справятся с управлением опытные шкиперы.
Маршрут
От столицы России курсирует поезд до Беломорска. Стоимость билетов обойдется в 2,5 тыс.руб и выше. Также До Соловков удобно разработан рейс выходного дня с пятницы в «Псков-авиа». На маршруте придется сделать пересадку в Архангельске, выложив от 12 тыс. руб.
Природные условия
Рекомендуется выходить в море с июня по сентябрь. Соловки встречают лето немного позднее. Погода всецело зависима от Гольфстрима, гостящего в Баренцевом море. Температуры воды достигает 5-7 градусов. Во второй половине лета можно ожидать потепления воды до 17 гр.
Зима – время «спячки» для Белого моря. Приливно-отливной характер акватории своеобразный, и в Кандалакшском заливе прилив достигает 2,5 м.
Как справиться с навигацией?
Мозаика островов препятствует образованию высоких волн. Но ветер приводит к формированию короткой и крутой волны. У погоды капризный характер, нужно взять с собой непромокаемую куртку и солнцезащитные очки.