Финский залив — идеальное место для развития яхтинга. В него впадает огромное количество различных каналов и рек. Казалось бы, с такими условиями Санкт-Петербург должен стать столицей яхтинга России, но в реальности все не так. Яхтенные клубы не получают поддержки со стороны властей, и на их проблемы никто не обращает внимания. Из-за этого древнейшие клубы закрываются, а остальные находятся в достаточно плачевном состоянии. Например, Международная Санкт-Петербургская яхтенная школа на протяжении нескольких десятилетий обучает яхтсменов искусству управления судном.
Яхтинг — относительно молодое явление. Первые соревнования проводились на территории Голландии, которая в то время была настоящей морской столицей Европы. Сейчас этот вид спорта распространился, и им занимаются практически во всех современных государствах. Хотя популярность его отличается в зависимости от местности — если неподалеку нет моря или крупного водохранилища, то парусные школы практически отсутствуют.
Конечно, Санкт-Петербургские условия для парусного спорта нельзя назвать очень хорошими — в той же Испании или Новой Зеландии они в разы лучше, но в сравнении с другими морскими городами России они идеальны. В Петербурге есть все условия для того, чтобы парусный спорт здесь получил должное развитие. Но поддержки со стороны властей нет, причем не только в парусном спорте, но и в остальных вещах, связанных с яхтами. Даже иностранные туристы попросту не могут добраться до этого города по воде из-за неудобного законодательства.
Яхтсмены, желающие посетить этот город, вынуждены останавливаться в Таллине а дальше добираться по суше.
Регаты в Петербурге
В летнее время года, которое наиболее благоприятно для яхтинга, в Финском заливе проводятся регаты. Каждый год жители наблюдают за огромным количеством красивых судов, которые соревнуются в заливе, но другие мероприятия практически не проводятся. Руководство города не популяризует парусный спорт среди жителей, и большинство петербуржцев никак с ним не связаны. Из-за этого с каждым годом количество новых учеников в яхтенных клубах уменьшается, и спорт приходит в упадок.
До 2015 года самым ярким и запоминающимся событием летней жизни Петербурга была регата «Паруса белых ночей». Тысячи жителей Петербурга наблюдали за тем, как неделю суда соревновались друг с другом неподалеку от центра города. Сейчас проведение этого мероприятия прекращено, хотя юные яхтсмены продолжают обучаться в клубах.
Международная яхтенная школа Санкт-Петербурга появилась относительно недавно — тринадцать лет назад. Она очень стремительно развивалась, и за все время существования было обучено более четырех тысяч яхтсменов. Кроме того, с каждым годом флот яхтенного клуба увеличивается, а также появляются новые инструкторы.
Гендир данного яхтенного клуба, А. Забалуев, заявил, что, несмотря на не очень хорошее положение яхтинга, школы все еще действует. «Газпромом» недавно была открыта Академия парусного спорта, не так давно появилась более крупная и масштабная «Крестовский остров», расположенная на территории Петроградского района. Она ориентирована, в первую очередь, на детей, которые вообще ничего не знают о парусном спорте. За относительно небольшое время существования данный парусный клуб добился очень многого.
Конечно, школы все еще существуют, и продолжают открываться новые, но без поддержки со стороны города или государства они развиваются достаточно медленно.
Жители Санкт-Петербурга почему-то не отдыхают на воде, хотя в соседних государствах в Финском заливе очень часто отдыхают. Неподалеку от Санкт-Петербурга помимо моря есть множество озер и рек, которые идеально подходят для яхтинга. Молодое население города очень редко занимается парусным спортом, предпочитая другие вещи. По мнению экспертов, нужно проводить новые яхтенные соревнования между ВУЗами. Меры, направленные на популяризацию парусного спорта, улучшат общее состояние как парусных школ, так и клубов. Взрослые жители Санкт-Петербурга также получат возможность заниматься интересной и полезной для здоровья вещью.
Яхт-клубы Петербурга
С яхтенными клубами на территории города ситуация похуже, чем со школами. В центральном клубе, который расположился на Петровской косе, ситуация вообще очень плохая. Яхтенный клуб — не просто место, где находятся яхты. Для нормального существования подобных заведений необходимо наличие соответствующей дополнительной инфраструктуры. Нужно выделить место для зимнего хранения яхт, проведения ремонта. Большинство яхтенных клубов имеет инфраструктуру, но она осталась от Советского Союза, когда этот вид спорта активно развивался. Сейчас ситуация с ней в разы хуже.
Многие считают яхтинг очень далеким и дорогим занятием, хотя в реальности это не так. В реальности парусный спорт сравним с занятиями сноубордингом или подобными видами спорта.
В «Международной яхтенной школе Петербурга» есть немало инструкторов, которые ранее принимали участие в различных регатах. Один из них — Александр Редков. Он заявил, что при первом посещении клуба человек должен пройти пробное занятия. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы он сумел определиться со своим отношением к этому спорту и узнал о базовых вещах — назначении веревок, принципе работы парусов, выборе курса и так далее. Многие люди, обучающиеся в школе, обладают собственными катерами. Они имеют представление об управлении моторной лодкой, но паруса несколько сложнее. Люди, которые никогда не управляли судном или лодкой, должны потратить на несколько занятий больше, но в итоге получают все необходимые знания. Пройдя пять уроков абсолютно неподготовленный человек уже сможет обойти ориентир на воде и вернуться назад.
Это упражнение относится к самым простым, но и для его исполнения необходим определенный багаж знаний — положение лодки к ветру, способы поворота и так далее.
Парусный спорт периодически финансируется частными организациями, но государство практически полностью его игнорирует. Около яхт-клубов строятся отели, в которых за стоянку судна придется заплатить не меньше трех тысяч рублей ежедневно. Причем это число только для небольшого судна в семь метров длиной, стоянка более крупных яхт стоит в разы больше.
Небольшие яхт-клубы вынуждены соседствовать с подобными крупными зданиями. Проблем очень много, и парусный спорт в Петербурге становится не таким доступным, как раньше.
Правительство не так давно создало концепт развития яхтинга на территории Петербурга. Согласно плану, нужно построить крупную марину, которая предоставит места для стоянок. Это положительно повлияет на состояние как яхтинга внутри страны, так и на количество туристов. Но таких проектов очень мало. До распада Советского Союза в Петербурге было более тридцати яхт-клубов, сейчас их количество очень сильно упало.