Когда не хочется отдыхать в многолюдной компании, душа моряка рвется к тишине, покою и приятной прогулке под парусами, узкий пролив Лимфьорд прекрасно подойдет. Эта небольшая территория играет роль границы, отделяя север Дании, и соединяет два моря. Здесь можно отдыхать всем семейством вместе с детьми.
Харбормастера в Нибе не требуют оплаты за спуск по слипу. Даже в теплые июньские деньки гавань фактически пустует, и каждый гость здесь становится почетным и ожидаемым. С первых минут высадки на это побережье на проливе Лимфьорд обдает волной приятных впечатлений, даря предвкушение отличного плавания. Здесь также не взимают оплату за стоянку машины с трейлером, да и пользоваться Wi-Fi в гавани разрешают бесплатно.
В день приезда чувствуется релакс атмосфера
Автобаны летом буквально забиты отпускниками. Проехав на протяжении 5 часов по этим автобанам, настоящей сказкой покажется Лимфьорд, раскинувший объятья на севере пролива Каттегат. Волнения сразу отпускают. Не встретить здесь датчан-отпускников, предпочитающих копать огороды, парусников пришвартовано или движется по воде тоже мало. Акватория практически пустует. По словам местных жителей, аналогичная ситуация наблюдается в середине летнего сезона. По этой причине любителям парусных прогулок, мечтающих о спокойном плавании и отдыхе, Лимфьорд – это настоящая сказка.
Однако на следующее утро можно уже подумать о выходе из марины. Судно Мартина Себастьяна Креплина готовилось к отплытию, взяв курс в строгом направлении против ветра. На второй день ветер не собирался меняться, и сложность заключалась в узости фарватера. Ширина этого участка не достигала даже 20 м. Благо, команде все же удалось вывернуться на ветер, иначе возникли бы проблемы с мотором.
Без двигателя в Лимфьорде делать нечего.
Когда лодка выходит из гавани, все яхтсмены мечтают промчаться по фарватеру, туго натянув паруса. Небольшая лодочка Sailart 20 старательно бросалась на ветер. В проливе дно песчаное, поэтому даже сесть на мель – не особо опасная затея. Но мешает встречное течение во всех смыслах. Встречное течение в Аггерзунде на территории до моста составляло 2 узла. На других отрезках дистанции наблюдалась иная картина, о чем заботливо предупредила лоция.
В Лимфьорде «погоды» ласковостью не балуют
Солнце жарит, словно блин на синей сковородке. С запада дует, не жалея сил, ветер, волнуя водную поверхность и достигая скорости 15 узлов. Затем он увеличивает силу до 25 узлов, к вечеру и вовсе старается раздуть ноздри, показывая все 30. Столь неожиданные повороты в характере ветра, вызывающего крутые волны, редко встречаются даже в открытом море.
Фьорд отличается мелководьем и в качестве пролива существует 200 лет. Молодой проливчик отличается однозначными цифрами при замерах самых широких частей глубины. Оттого-то и волны отличаются грубым характером и короткими размерами. Благоприятно, что маленькая марина на острове Ливе покоится на восточном берегу в хорошо защищенном и вполне безопасном месте. Но и эта гавань, откуда начинается путешествие шкипера, не отличалась многолюдностью. Лишь два одиноких автопутешественника в кемпинге, да три проезжающих мимо яхты встретились ему на пути.
В разгар сезона народ все же здесь. Об этом говорят фотографии гавани на рекламных программках. Просторная площадка, предназначенная для организации автокемпинга и вместительный хостел в сердце города рады гостям. Собственники небольших крейсерских лодок в эти минуты тоже счастливы, поскольку в их полном распоряжении просторная кухня, где они могут приготовить для себя блюда.
Жители датского островка Ливе в качестве дополнительных источников дохода используют сельское хозяйство. Туристы знакомятся с этой сферой, посещая местный краеведческий музей. Кроме того, на протяжении 3 км по кольцевому прогулочному маршруту нетрудно заметить аграрные пейзажи, украшающие островную территорию.
Проезжая мимо, можно поймать в фотообъектив картины больших грифов, бегающую дичь, свободно перемещающуюся по территории.
Используя подзорную трубу, туристы с любопытством рассматривают загорающие на пляжах десятки тюленей. Этот район относится к заповедной зоне, но рельеф здесь довольно плоский, позволяя спокойно наблюдать за уникальными животными.
Направляясь в Нюкебинг, что на востоке острова Морс, туристы встречаются с флорой и фауной других заповедников. Заповедных зон в этой области немало, они расположены на острове неподалеку от устричных отмелей. Нельзя называть плавание в этих волнах однообразным. Штурман встретит здесь огромное количество ограждений и особо опасных участков, так что скучать точно не придется. Знаков на пути расставлено даже больше, чем в стандартных фарватерах. В качестве бонуса рулевого ждет возможность кинуть якорь у ресторанчика в Нюкебинге, где гурманы смогут попробовать кухню, составленную из региональных деликатесов, заказывая обед прямо на яхту.
Яркое впечатление Нюкебинга
Поначалу этот городок выглядит провинциальной глубинкой, где пейзажи гавани перекрывает небольшой промкомплекс, одновременно закрывая самую красивую часть города. Населенный пункт находится в 5 минутах от марины. Это место удобное для покупок провизии.
Северное море отличается коварным характером, проявляя его уже на следующий день путешествия. На протяжении всего нескольких миль капитану приходится подстраиваться под ветер, справляться с управлением в яркое беспощадное солнце, мириться с хмуростью пасмурного настроения погоды и полным штилем. Невозмутимое спокойствие море приобретает именно в тот момент, когда необходимо обогнуть южный конец острова Морс и приложить усилия. Тут же море организует встречное течение, добавив два узла скорости, и теперь шкиперу приходится использовать двухсильный подвесник. В дальнейшем правильным действием будет медленный подъем вдоль устричной отмели. Лодкам с не слишком маленькой осадкой сложно пришвартоваться в какой-либо из бухточек, мозаикой размещенных на этом пространстве.
Всегда есть риск залезть в тростниковую заводь, что и произошло на сей раз.
Капитан вывернул, наконец, на чистую воду свой мини-крейсер, заклинив лодку. Но довольными плаванием в этих местах остались владельцы швертботов. В этих местах образовался маленький райский Ноев ковчег в особенности для детей. Прямо из кокпита ребята капитана любили наблюдать за раками и рыбками, восхищаться выныривающими тюленями и выдрами. Детям понравилось смотреть, как на палубу вываливается ведро с раковиной устриц.
Погода снова поменяла настроение к вечеру, прихватив с южной части острова облачную вату, заставляя анемометр вертеть лопастями быстрее. К северу лодка мчится под геннакером, приближаясь к берегу Тистеда. До заката капитан поменял геннакер на стаксель, однако мини-крейсер все еще остается на скорости в 6 узлов. Быстроходным его не назовешь. На пути вдруг вырастает мост Вильзунд, мотивируя команду подыскивать ночлег в ближайшем порту.
Маленькие морские исследователи экипажа уже видят десятый сон. В то время как отец-шкипер выполняет последние швартовочные дела. По соседству разместились маленькие лодочки, и люди с них пришли колдовать над ужином в помещении клуба, не дожидаясь пригласительного билета. За день сюжеты путешествия меняются, как в кино. Мягкая палитра пляжей сменяется круто выступающими утесами. На севере уже видны пейзажи Тистеда. Но как найти выход из пролива?
На открытую воду выводит курс норд-ост
Свежий ветер обдувает лицо, и яхта набирает скорость до 7 узлов. Мало времени осталось у юных моряков побыть у картплоттера, выдавая нужный курс. Опасные отмели буквально преследуют лодку с левой и с правой стороны. Однако спасительным маяком выступает башня кирпичного завода.
Со стороны все это смотрится несколько странно. Ведь в самом начале лета, когда в бухте Любека и Тегельского озера вовсю кипит жизнь, в этом пространстве лодка одиноко плывет, словно в пустыне. Иногда возникают неприятные чувства, в особенности при попытке волны встать на дыбы. На носу уже виднеется стоянка для суперяхт, пустынный Лимфьорд. Жутко! Суда начинают вести себя, словно на каруселях, двигаясь от Ливе. Однако иного управления не дано, кроме второго рифа на гроте. Двигаться только вперед в Легстер, и ни шагу назад нельзя делать. Цель поставлена!
Последний запасной путь остался сзади. Хотя выбрав полный курс, чувство страха постепенно отпускает, теплеет в душе. Прямо поперек курса периодически возникают огромные валы. Оле пытается взять румпель и научиться пройти волны без потери скорости. Арне и Лассе, самые младшие из ребятишек, работают, склонившись над картами. Команду ждет 12 миль в открытом море, и с трудом различается восточная береговая линия где-то вдали. Нужно внимательно изучить горизонт.
Вдоль двух молов за узкоколейной мариной Легстера расположены гостевые для яхт, и там же открывается вид на белоснежную пляжную косу. Дюны достигают метровой высоты, они складываются из остатков раковин, формируя красивую мозаику. Такой пляж не для любителей босых пробежек.
Совет! Яхтсменам, выходящим по фарватеру в Аггерсунн, рекомендуется насторожиться. Нельзя ни на минуту отвлекаться, поскольку судно можно посадить на мель, где человеку по пояс.
Лучше всего пойти сначала в музей Лимфьорда, где удобнее познакомиться со всеми секретами этого фьорда. Там экскурсоводы с удовольствием расскажут, как воды образовали пролив в начале XIX века на западе Дании близ городка Тюборен. На дворе тогда стояло непростое время, когда случился нешуточный шторм, и вода Северного моря проникла через пляж в глубину острова. Стихийно возникший пролив периодически требует углубления, чтобы статус острова сохранялся. С той поры остров Венсюссель считается вторым по размерам в Дании .
Яхтсмены, желающие прогуляться по этим местечкам, должны учитывать, что разводные мосты работают по графику. Их в округе большое количество. Осторожничать нужно, продвигаясь в восточном направлении. Сильные ветра, дующие с запада, способны заставить обратиться к гидротехническому вооружению раньше, чем планировалось. Особенно это касается малокрейсерных судов, не обладающих мощным мотором. Необходимо заранее узнавать расписание, наметить остановки и распределять временные ресурсы.
Приняв решение пройти остров к востоку, яхтсмен должен учитывать, что он пройдет его с хорошим ходом. Фарватеры, обставленные буями часто, довольно узкие и смотрятся как автобаны. Зачастую их ширина образует для яхтсменов огромное препятствие, особенно в моменты лавировки. Однако попутный ветер помогает яхтам пролетать мимо с приличной скоростью. Потому до восточной части яхтсмены добираются без труда. Особенно легким участок считается территория близ Ольборга.
Но нужно учитывать, что в восточном направлении пролив сужается. Он приобретает более узкую форму в особенности между Хальсом и Ольборгом. Обратный путь не покажется слишком простым из-за узости, когда придется выполнять лавировку. Удобно заблаговременно перегнать автомобиль с трейлером по Балтийскому морю, заказав заранее эту услугу. Надо отдать должное рыбакам, яхтсменам, оставившим комфортные слипы, разбросанные буквально на каждом шагу. Они помогают вытащить лодку на побережье практически на любом участке пути.
Об этом нужно помнить: не ровен час, плавание завершится быстрее, чем предполагалось.
Непостоянный характер погоды Северного моря, многообразие поведенческих реакций самой акватории площадью 1700 квадратных километров делает поход непростым. В любой момент путешествие может прерваться, это нужно знать. Яхтсмен удачно завершит путешествие, учитывая нюансы управления судна при западном ветре. Но даже в более спокойных землях близ пролива, кажущихся защищенными, нужно быть начеку. Ветра дуют сильные, крепкие, волны часто показывают агрессивный характер.
Особенности путешествия
Как добраться
До Нибе добираются, воспользовавшись автострадой E45, выехав из Фленсбурга. В качестве отправной точки следует выбрать порт Тистед.
Секреты навигации
В Лимфьорде почти всегда одинаковое течение, движущееся с запада на восток со скоростью 2-3 узла. Сильный западный ветер усиливает скорость до 6 узлов. Во многих уголках водного пространства за гранью фарватера яхты не пройдут. Поставить на якорь лодку возле берега тоже трудно. Грунт песчаный. Не исключены маленькие зоны, запрещенные для посещения из-за добычи устриц.
Характер погоды и ветра
На открытой части пролива летом обычно дуют свежие ветра. Дожди сменяются солнечной погодой практически с одинаковой периодичностью. Наиболее комфортное время для морского путешествия от середины июня до первых дней августа, когда температура равна 20°. На большей части ветер дует с запада, в редких случаях снижая планку ниже 3 баллов.
Якорные стоянки и парты
Для яхтсменов настоящим благом является обилие стоянок. Даже при резкой смене погодных условий, штурманы всегда отыщут укромный уголок, где можно переждать погоду. Гавани в основном небольших размеров, но с хорошей инфраструктурой.
Карты и пресса в дорогу
Лучше взять с собой набор карт для судов спортивного класса №6 от издательства Delius Clasing. Стоимость такого комплекта обходится в 54,9 евро. Также удобно воспользоваться приложением Navionics, для планшетов смартфонов, с хорошим представлением карт для Дании. Такой вариант обойдется в 30 евро.