Когда государство присваивает свое гражданство судну, оно приобретает в отношении этого судна ряд прав и обязанностей по отношению к другим государствам.

Женевская конвенция об открытом море и ЮНКЛОС 1982 года признают право каждого государства, прибрежного или нет, управлять судами под своим флагом, однако они требуют, чтобы суда плавали только под флагом одного государства. Каждое государство имеет исключительное право определять условия, при которых оно готово предоставить свое гражданство судну; например, любое лицо, владеющее британской компанией, имеющей основное коммерческое предприятие в Великобритании, может зарегистрировать судно в Великобритании, в то время как для того, чтобы получить право плавать под флагом Японии, судно должно быть построено в Японии, принадлежать японскому владельцу и эксплуатироваться им. Как в вышеупомянутой Конвенции, так и в ЮНКЛОС 1982 года требуется подлинная связь между государством флага и судном.

В соответствии со статьей 91 ЮНКЛОС (государственная принадлежность судов) говорится, что каждое государство должно устанавливать условия для:

  • Предоставления государственной принадлежности судам
  • Регистрации судов на своей территории
  • Получения права плавать под флагом этого государства

Статья 92 ЮНКЛОС (Статус судов) предусматривает, что:

  • Суда должны плавать под флагом только одного государства и, за исключением особенных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или в ЮНКЛОС, будут подчиняться исключительной юрисдикции этого государства в открытом море.

 

  • Судно не может изменить свой флаг во время плаванья или находясь в порту захода, за исключением случаев реальной передачи права собственности или смены реестра.
  • Судно, которое плавает под флагами двух или более государств и использующее их по своему усмотрению, не может претендовать на какое-либо гражданство в отношении какого-либо другого государства и может быть приравнено к судну без государственной принадлежности.

Статья 94 ЮНКЛОС (Обязанности государства флага) предусматривает, что:

  • Каждое государство должно осуществлять свою юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопросах над судами, плавающими под его флагом.
  • Государство должно вести реестр судов, содержащий названия и сведения о судах, плавающих под его флагом, за исключением тех, которые исключены из принятых международных правил по причине их малых размеров.
  • Государство должно принять юрисдикцию в соответствии со своим внутренним законодательством в отношении каждого судна, плавающего под его флагом, и его капитана, офицеров и экипажа в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся судна.
  • Каждое государство должно принимать такие меры в отношении судов, плавающих под его флагом, которые необходимы для обеспечения безопасности на море в отношении:

а) Конструкции и мореходности судов

б) Комплектации судов, профессиональной подготовки и условий труда

в) Использования сигналов, поддержания связи и предотвращения столкновений

Такие меры должны включать проведение до регистрации и через соответствующие промежутки времени обследований квалифицированными судовыми геодезистами, кроме того судно должно иметь на борту соответствующие карты, морские публикации, навигационное оборудование и приборы для безопасной навигации судна.

Гражданство судна является решающим фактором при принятии решения о том, какое государство обладает юрисдикцией в отношении судна (то есть право предписывать и обеспечивать соблюдение законов, регулирующих его эксплуатацию), особенно в отношении открытого моря. Акт о предоставлении гражданства судну известен как “размещение”. Процесс, в соответствии с которым судну присваивается гражданство государства, известен как “имматрикуляция”. Наиболее распространенным процессом для имматрикуляции является официальная регистрация судна в размещающем государстве.

 

 

Эти права включают право на защиту, под которым подразумевается право государства предпринимать действия от имени судна против других государств в международном суде со ссылкой на нарушение международного права этим другим государством. Также включено право на представительство в международных конференциях и организациях. Права и обязанности размещающего государства варьируются и зависят от конвенций и договоров, участником которых является государство. Государства не приобретают одинаковые права и не берут на себя одинаковые обязанности в случае имматрикуляции судна.