Гонки на парусах и холодная, зимняя погода поначалу кажутся несовместимыми, но это не так. Десятки любителей виндсерфинга ежегодно передвигаются по замерзшим водоемам с помощью парусов.
В холодное время года большинство людей предпочитают отдыхать у себя дома, но это не касается виндсерферов. Но что делать любителям ветра в то время, когда все водоемы начинают покрываться льдом? Бросить любимое дело и ждать теплой погоды? К счастью, существует зимняя разновидность виндсерфинга.
Спустя несколько лет после распространения парусных досок спортсмены холодных стран решили использовать парусный транспорт для гонок на замерзших водоемах. Принцип действия транспортного средства не претерпел кардинальных изменений: на шарнире закрепляется парус с двойным гиком. Любитель ветра удерживает гик и с его помощью получает управление над парусом, также при поворотах он использует ноги. Спортсмен кренится в сторону ветра, при этом удерживая равновесие. Парус наклоняется в его сторону, и он вывешивается, держась за него.
Для того, чтобы облегчить управление, используется крюк на крепком поясе в форме трапеции, который цепляется за специально предназначенные для этого петли. Так шанс падения значительно уменьшается.
Конечно, принципиальных изменений в конструкции нет, но само место проведения гонок кардинально отличается от летнего. Первые спортсмены, придумавшие данную разновидность виндсерфинга, долго думали над выбором поверхности для скольжения. В среде профессионалов продолжаются исследования на эту тему. Виндсерфинг — очень молодой вид спорта, так что идеального варианта для средства передвижения еще не придумали. Разработки продолжаются, и каждый год появляется что-то новое. К тому же, каждый спортсмен считает своей обязанностью добавить что-то новое в конструкцию, и большинство парусных досок уникально.
Причина огромного количества любительских модификаций — отнюдь не желание выделится на фоне остальных, а способ приспособиться к различным условиям гонок. Дело в том, что поверхность, по которой виндсерферы передвигаются, очень разнообразна и на каждой трассе меняется. К примеру, на одном замерзшем водоеме в снегу могут попадаться крупные куски льда, в другом поверхность просто ровная, в третьем лед замерз волнами и так далее. Для каждого типа местности необходимы свои технические решения, иначе остальных гонщиков будет очень трудно победить.
Несмотря на маленький возраст, такой вид спорта как виндсерфинг обрел свои правила: доска может модифицироваться и выбираться по усмотрению владельца, но паруса должны быть стандартными.
Участники из России уже много лет занимаются данным видом спорта и регулярно получают первые места на международных соревнованиях. Однако участники из Российской Федерации, начиная с победы тюменского спортсмена Анатолия Сарафанникова в двухтысячном году, стали побеждать реже.
За последний десяток лет российские спортсмены выступали на международной арене преимущественно в широких санях, оснащенных парусом. Они производятся на территории России и благодаря удачной конструкции и мастерству отечественные гонщики регулярно одерживают победу на различных соревнованиях. К примеру: в результате чемпионата в Финляндии мировым чемпионом в этом спорте стал житель Архангельска Андрей Харьговский.
Это не единственная его победа: на чемпионате, который прошел спустя два года здесь же, он, пройдя довольно трудные испытания, еще раз доказал тот факт, что лидерство участников из Российской Федерации в данном виде спорта нельзя назвать случайностью.
Нынешние достижения отечественных спортсменов строятся на фундаменте, заложенном еще в 1976 года. Именно в это время на территории Советского Союза начал развиваться такой вид спорта, как виндсерфинг. Было открыто множество специализированных школ и уже спустя менее чем десять лет, в 1983 году, было проведено первое всесоюзное соревнование в данном виде спорта. В феврале 2014 года мировой чемпионат в данном виде спорта прошел на территории Российской Федерации. Этим решением организаторы соревнований признали факт заслуг российских спортсменов в этой области.
Снаряжение для виндсерфинга
На данный момент спортивное сообщество признало три вида парусных досок для данного вида спорта: монолыжка, двулыжные сани и доска на коньках (так называемый айсборд, ледяная доска). Конечно, помимо основных существуют и другие виды транспорта, но, однако, они либо предназначены для тренировок, либо не участвуют в соревнованиях.
Все 3 вида снарядов являются представителями одного класса «парусные сани», так что на международных соревнованиях разрешается использовать все три вида. Однако, спортсмены, не считая нескольких примеров, предпочитают использовать только один вид снаряда, изучая все тонкости управления им.
Среди российских спортсменов наибольшей популярностью пользуется так называемая монолыжка. Иностранные виндсерферы предпочитают доски на коньках, то есть айсборд.
Не так давно спортсмены из Архангельска придумали новый вид парусных досок для зимнего виндсерфинга: двулыжные широкие сани. Данный вид досок предназначен для соревнований, проводимых на жестком льду, который покрыт рыхлым снегом. Ширина опоры позволяет ставить достаточно крупные паруса, которые могут справиться с мощными порывами ветра без особых потерь в скорости передвижения. Последние призовые места на международных чемпионатах российские спортсмены занимали именно на данном снаряде.
Паруса, устанавливаемые на айсбордах и двулыжках практически не отличаются от своих летних вариантов: Практически на всех интернациональных соревнованиях в данном виде спорта используются летние паруса, учитывая ветровую обстановку. Современные парусные двулыжные сани оснащены самыми современными рейсовыми парусами, размер которых начинается от десяти квадратных метров. На другом виде парусных саней — айсбордах, устанавливаются маленькие паруса. Монолыжка, выделяющаяся на фоне остальных снарядов необычной стойкой, оснащается специальными парусами для зимних гонок, которые собственноручно сшивают спортсмены (хотя можно и переделать летний вариант).
Особенности и отличия от летнего виндсерфинга
В Российской Федерации, как, впрочем, и в других странах севера, зимой ветра становятся значительно сильнее, а частота появления штиля значительно снижается. Благодаря этой особенности климата соревнования по виндсерфингу зимой отличаются от своего летнего варианта, в первую очередь, скоростью: гонки становятся намного динамичнее.
Со стороны соревнование смотрится красиво, за ними с удобством могут наблюдать как зрители, так и журналисты.
Несмотря на то, что вся поверхность, по которой скользят парусные сани, твердая, она может существенно отличаться в зависимости от региона и водоема. Может попасться как каша из снега, так и хрустящий наст, сливной лед или глубокая целина. В данном виде виндсерфинга огромное значение играют секреты, связанные со скольжением на разных типах поверхности.
Люди, которые занимаются этим спортом длительное время, запоминают особенности каждого вида льда и снега, так что им нет смысла боятся тяжелых условий. Начинающие довольно быстро обучаются основам. Без должного опыта иногда можно не только проиграть, но даже и не начать поездку.
В одной особенности виндсерфинг схож с остальными видами зимнего спорта, где используются лыжи: нанесение смазки. В этом деле есть множество тонкостей, которые можно понять только с получаемым опытом. Для каждой погоды нужно подобрать определенное количество слоев, тип и интервал смазки. Нет единого варианта для смазок: иногда они не едут так, как нужно, и на этот случай у каждого бывалого виндсерфингиста есть собственная комбинация мазей, предназначенная для специфических погодных условий. Для айсбордов смазка имеет не такое большое значение, а играет роль качество заточки коньков.
Помимо того, что зимние соревнования проходят на огромных скоростях, виндсерфингисты должны передвигаться по достаточно жесткой и неровной поверхности. В таких условиях соблюдение техники безопасности просто обязательно, иначе можно получить серьезные травмы. Ветер во время проведения соревнований может быть очень опасным противником: из-за огромной скорости неопытные (да и бывалые тоже) спортсмены падают и заваливаются набок.
Для того, чтобы защититься от ранений, неизбежных при падении на большой скорости, необходима соответствующая экипировка: наколенники, очки для защиты от снега, шлем. Во время некоторых соревнования используются и дополнительные средства защиты практически для каждой части тела — спины, локтей и так далее. Помимо этого, нужно еще и защищаться от суровых морозов. В целом, экипировка любителя виндсерфинга мало чем отличается от горнолыжной.
Для любителей виндсерфинга, которая ранее не занимались им зимой, может оказаться непривычным отсутствие бокового сноса во время гонок на льду. Его отсутствие дает возможно идти с большой скоростью, при этом будучи направленным остро к ветру. Ситуация, когда участник соревнования на протяжении длительного времени летит практически против ветра, называется буерным эффектом. Сильнее всего он ощущается во время соревнований на льду с малым количеством снега или вовсе без него.
Из-за практически отсутствующего бокового сноса, наклонение паруса вбок проводится без каких-либо рисков заноса судна. Если ветер комфортен для виндсерфера, то он может буквально взлетать надо льдом, практически не касаясь снега или льда.
Стоит также отметить, что вместе с изобретением нового вида парусных саней, изменился и способ управление транспортом: он стал походить на летний вариант виндсерфинга. Помимо того, на этом виде транспорта у спортсменов появляется возможность стоять далеко от шарнира.
Соревнования
Во время гонок на парусных санях используются обычные для спортивных соревнований под парусами средние дистанции, так называемом курс-рейсе. Гонку проводят вверх по ветру, а после этого вниз. Время проведения соревнование — примерно полчаса, при этом спортсмены делают перерывы, так что гонка делится сразу на несколько этапов. Также существует и марафонская гонка – в таком случае дистанция увеличивается до сорока-шестидесяти километров. Такой тип соревнований длится как минимум два часа, ведь в нем участвуют только опытные виндсерфингисты, обладающие достаточной выносливостью и умением ловить ветер. Отдельно можно выделить супер-марафон, который проводится в российском городе Мончегорск. Во время данного соревнования участники соревнуются на озере Имандра, где по прямому курсу они должны будут пройти сто километров. И тут не учитывается обязательные в таких соревнованиях отклонения от основного курса, которые значительно увеличивают дистанцию. Эта гонка — самое серьезное испытание для виндсерфингистов. Впервые ее провели в 1998 году. Рекорд по скорости прохождения данной трассы — два часа и сорок пять минут. И это при том, что некоторые участники не могут пройти это расстояние за день!
Многие любители виндсерфинга меняют более спокойный летний вариант на динамичные зимние гонки. Также они делают это для того, чтобы иметь возможность заняться любимым делом и зимой. Это позволяет сэкономить существенные средства: некоторые гонщики тратят время и деньги на то, чтобы посетить теплые страны.