Владимир Просихин, яхтсмен, однажды поделился опытом, из которого новичкам яхтинга можно почерпнуть идеи для вдохновения. В настоящее время гоночный класс RC 44 считается одним «из самых русских». В 2015 г. целых четыре команды в этой категории выступили под флагом РФ. Питерский «Броненосец» стал безусловным чемпионом мира в 2014 г. В следующем году этот титул тоже оказался в руках петербуржца Владимира Павловича Просихина. Сегодня ему исполнился 61 год. Отличная форма этого удивительного человека становится для многих примером. В чем секрет успеха?
Парусный спорт как площадка для налаживания деловых связей
Ни для кого не секрет, что яхтингом увлекаются бизнесмены, сотрудники IT-сферы. Удобным местом для знакомства и налаживания партнерских отношений является палубы парусников. По мнению Владимира, люди из этой сферы являются единомышленниками, общий интерес сближает. К слову, Просихин заметил, что его единомышленником в парусном спорте является сокурсник по ВУЗу В. Любомиров. Пути жизненные разошлись, но любовь к парусному спорту объединила товарищей.
В итоге люди понимают в этой сфере друг друга легко. К тому же, владение бизнесом, общие цели максимально сближают. Вообще «игры мускулами» в этом спорте нет, люди общаются тепло, дружелюбно.
Кроме того, высокую степень профессионализма объясняет интеллект, умение общаться интеллигентно, что немаловажно в парусном виде спорта.
Предпосылки для чемпионства
Для чемпиона Просихина парусник – не простое увлечение, это часть жизни. К слову, пришел он к нему не сразу. Поначалу мужчина увлекался романтикой альпинизма. На этом хобби предприниматель строил бизнес в сфере промальпинга. Вначале он работу выполнял сам, дальше нанял помощников, постепенно став руководителем предприятия. В дальнейшем Владимир решил создавать бизнес, предпочитая «поработать головой», не вися на веревке. Надо отметить, любовь к спорту Владимира Павловича в крови. Мужчина многое перепробовал, включая серфинг, горнолыжные серпантины.
Кстати, среди его достижений он особо отмечает поднятие на Пик Коммунизма и Пик Революции. Мужчина не боялся трудностей, ночуя высоко в горах, исследуя скальные маршруты. К паруснику он пришел в 1997 г. В тот момент парень решил попробовать себя в новом деле благодаря другу из Донецка, имевшему яхту. Это было небольшое суденышко «Конрад 45», представляющее собой деревянный кеч. Однажды друг предложил ему сходить из Мариуполя до турецкой столицы. Сложность заключалась в слишком длительной стоянке кеча на берегу. Дерево рассохлось, пропускало на борт воду. Выйдя в море, парни заметили: вода наполнила судно до середины икр. Ночной шторм вынудил Владимира сесть за помпу для откачки излишков влаги. Целых 8 часов он качал воду, пока морская болезнь не сломила мужчину. В тот день он зарекся не выходить в море, не проверив дно лодки.
В Керчь они прибыли быстро, осушили парусник для встречи следующего шторма в более легком положении. К сожалению, паруса парни потеряли. В итоге вместо стамбульских красот они увидели суровые будни в Трабзона. Несмотря на то, что до конечного пункта они не доплыли, Владимир воспринял сей факт вполне спокойно, мужественно, с подобающей для яхтсмена выдержкой. По его признанию, судьба просто «кинула его в воду», так он и научился плавать. До этого в детские годы Володя выходил пару раз по реке, посещая яхт-клуб на лодке «Оптимист». Он запомнил только постоянную влагу, промоченные штаны, вялотекущий маршрут.
Новые приключения
Несмотря на откачивание помпой воды в лодке, дикую усталость, он не перестал любить яхтинг. Вместе с другом продолжил заниматься парусным спортом. Они купили швертбот «Лэсс 750». Как признается яхтсмен-чемпион конструкция наделена красивым внешним видом, прочным корпусом, отличными техническими характеристиками. На ней Владимир Просихин пришел вторым в кубке в своей категории. Дальше на протяжении восьми лет он ходил на яхте, купленной в Финляндии, осваивал «тамошние» просторы. Крейсер представлял собой железного гиганта в 33 фута.
Финские воды
Дальше в автопарке будущего чемпиона появилась красавица «Бавария». Лодка плавала по финским шхерам без команды помощников. Владимир не боялся выходить в одиночку. Кстати, жена по-прежнему не умеет заниматься закладкой конца на лебедку. Сын в те времена еще был карапузом. По этой причине приходилось идти одному. Понятно, что вода испытывала Просихина со всех сторон, проверяя его физическую, моральную подготовку. Неоднократно он переживал шторма, рубил геннакер, по 11 часов держал в руках штурвал на переходах. Серьезную школу прошел. Однако он учился у финнов, прослывших великолепными моряками.
В Финляндии мальчишки с раннего возраста выходят в море. По словам Владимира-очевидца, за один раз выходит около 200 парусов. Хотя в нашей стране у мальчишек таких возможностей мало – максимум два «Оптимиста» на воде. Около 30 тыс. островов сопровождаются тщательно обозначенными фарватерами. Кроме того, у финнов отлажена работа службы спасателей.
Азарт растет – покупка новых яхт
Постепенно мужчина освоился в финских водах, и местные стали приглашать его для участия в состязаниях по яхтенному спорту. Гонки проходили на «Баварии», но потом он купил «Шипман» в 72 фута. Это были уже другие соревнованиями в серии «Ролекс». С увеличением азарта Владимиру показалось, что лодка слишком слаба, не удовлетворяет скорость. В итоге он приобрел яхту «Вольво».
В дальнейшем мужчина предпринял попытку прорваться в класс монотипов, чтобы участвовать в «недетской гонке».
Во время строительства «Шипмана 2» предприниматель встретил на пути экипаж «RC 44». Пообщавшись с ребятами, будущий чемпион научился нескольким вещам, алгоритмам действия за штурвалом. В ходе первой же практической гонки он пришел третьим. Дальше его маршрут лежал в «гоночный вояж» на протяжении пяти лет в своем классе. Владимир отмечает тяжелый график в RC44. Для яхтсмена гонка – отличная возможность проявить себя, испытать силу воли, познать потайные ресурсы организма.
Гонка как ощущение
Когда Владимир берется за руль, в душе у него возникают фантастические эмоции. Азарт смешивается с предвкушением нечто неизведанного, страх соседствует с непонятной радостью. Несмотря на отсутствие плотных гонок с уверенным стартом, мужчина выступает достойным конкурентам.
Секрет того, что Владимир вписался в высокий класс участников соревнований, является умение прислушиваться к советам. Однажды ему порекомендовали стартовать с бюджетного класса. При этом можно было разбивать лодку, ошибаться на старте, правила были нестрогими. В итоге ему приглянулась яхта SB 20. Просихин делится, что сейчас у него на греческом побережье выстроен домик, где пришвартован «Laser». По его мнению, судно великолепно подходит для профессиональных учений. В этом тренинге удается постичь азы откренки, дифферентовки, получить практические знания, чтобы поставить лодку на воду после переворачивания. Любой опыт необходим для отработки навыка.
Пара хитростей от заядлого «морского волка»
Не секрет, что в команде трудятся профессиональные легионеры. Обычный набор членов экипажа составляет до восьми моряков. Если команда хорошо собрана, замена хотя бы одного участника отодвигает возможность для победы. В случае, когда команда находится в тройке лидеров, при замене одного из членов экипажа команду можно смело списать в аутсайдерский сегмент. В связи с этим в команде Владимира подобраны мужчины, на которых можно положиться. В трудный момент они не подведут!
Роль каждого участника имеет огромное значение для правильного хождения на водах.
По воспоминаниям чемпиона, долгое время команде не удавалось достичь боут-хэндлинга. Частенько гиннакер подводил, падая на волны моря. Причем такое случалось несколько раз за регату. В результате приходилось терять скорость, уступать 5-6 мест соперникам. Во избежание подобных проблем с командой приходиться много упорно работать. Привлечение специалистов, прошедших не одну гонку на руку экипажу. Что важно для победы?
Инновационные решения
Помимо коллективного настроения, подготовки в моральном и профессиональном плане, не менее важно «железо». В первые три года регат лодка Владимира терпела самые разнообразные поломки. Выходил из строя ликпаз. Смола за ночь не прикипает, приходиться отставать от соперников. О попадании в пятерку лидеров остается лишь мечтать. Капитан понял, что без инвестиций мечтать, говорить, думать о победе не реально. В былые времена он «танцевал» от денег. В дальнейшем кэп осознал: это ошибка, нужно брать за ориентир ожидаемый результат.
Владимир Просихин благодарен экипажу за правильное восприятие этой мысли. Поломки следует исключить или быть к ним готовым. Почему ломалась лодка? Как приходилось инвестировать? Обучение экипажа и техническое оснащение – два главных постулата удачливых гонок. Важно помнить: у каждой детали на лодке заложен определенный ресурс. Работники сервиса советуют вовремя проводить техобслуживание, производить замены оборудования для достойного выступления в регате. Помимо менеджмента экипажа, необходимо контролировать состояние яхты. Парусник должен находиться в идеальном состоянии, чтобы ветра, шторма, ошибки команды не сломали жизненно важные механизмы. От чего зависит победа?
Факторы успеха в регате
Проблем с монотипностью лодок не возникает. Жесткость корпусов, ударопрочность выступают на конкурентом уровне. Команда «Тим Аква» однажды заменила корпус судна на новый вариант. В результате Крис Бейк, капитан, не увидел никакой разницы между прежним и нынешним вариантом. Переход на новый корпус не прибавил жесткости.
Имеют значение правильные настройки, как например, скоростные показатели. Перед стартом члены экипажа зачастую перебивают ванты, вооружившись гаечным ключом. Настройка такелажа происходит в зависимости от ветровой нагрузки. Оглядываясь на старт последней регаты сезона, нужно отметить, что тренер отдал команду сдвигать мачту вперед на 2 отделения. Для этой миссии предусмотрен гидравлический механизм. В итоге удалось улучшить показатели скорости за счет крутизны хода. Перед тем, как отдать команду, тренеру предстоит произвести точные расчеты, не ошибиться! Сложная перед ним задача. Только опыт и глубокие знания помогают справиться. Дилетантов море не терпит. Кто же главный персонаж на борту?
Тактик или рулевой – кто главный на палубе?
Решая дилемму такого формата, стоит отметить следующее. В некоторых гонках лодка приходит к финишу с победоносным кличем команды благодаря умелым действиям капитана-тактика. Пример из жизни: предпоследние сутки текущего сезона. Выигрыш гонки принадлежит Дину Баркеру, умудрившемуся справиться с правым ветром. При этом перекос судна составлял 15 градусов. Любой учебник подскажет, что старт в таком случае вероятен лишь у судейской яхты. Дин же стартовал слева под флотом. Команда стартовала, придя победителями.
Лодке пришлось сделать поворот, объехать флот. Хотя иногда тактику не удается осуществить задуманное. Треть успеха принадлежит грамотному старту. Тактику не под силу порой это сделать. Обработка информации происходит медленно, потому рулевой не всегда от тактика дожидается верного решения.
Тактику удобнее предупредить сложности, чем их решать. Он в состоянии предупредить о надвигающихся лодках, возможных столкновениях, последствиях.
Играет роль хорошая коммуникация, без чего корректное начало невозможно представить.
В последние годы Владимир Просихин участвовал в гонках с Расселом Куттсом. Тактиком также выступал Терри Хатчинсон, три регаты прошли с Дином Баркером, и одна гонка прошла под руководством Билла Хадести. Это тактики высочайшего мирового уровня. Как признается Владимир, у каждого из них собственная формула поведения на борту. Дин Баркер, отдавая команду, говорит рулевому Владимиру тактично: Я не стану возражать в случае твоего поворота». Терри же командует прямо, просто и строго: «Поворот»! Мыслей для обсуждения команды нет.
В присутствии Дина команде спокойнее, комфортнее, объединяет всех огромное желание победить. Члены команды чувствуют себя на равных с кэпом. В команде с Терри экипаж тоже комфортно себя ощущает, но в качестве пехоты у командира. В случае ошибки – жди подзатыльника. Терри и Дин относятся к категории людей, умеющих при необходимости спрыгнуть к лебедке, самостоятельно начать крутить ее. Куттс же никогда не станет этим заниматься. Тактики разные, однако рулевой выступает в роли решающего фактора, от которого зависит результат гонки.
Рулевые – слабое звено, ведь, в большей степени, это любители, хотя за плечами у них по 5-7 лет вояжей.
Лето для предпринимателя Просихина – это круговерть приключений под туго натянутыми парусами. Не важно, час или два он находиться на воде, главное – ощущения, незабываемые, непередаваемые. В Греции Владимир проводит отпуск, проводя минимум час на лодке. В связи с этим можно с уверенностью сказать о рулевых в классе RC как о профессионалах, нежели любителях.
Перспективы
На вопрос о необходимости перемен в команде Владимир отвечает отрицательно. На его взгляд экипаж не нуждается в кардинальных переменах. На лодке у него работает лучший мировой баковый по имени Джерими Ломес. Не менее сильный питман-новозеландец, тактик также силен. Хотя последний начал сотрудничество с японцами ради команды Софт-Банк, выступающей на «Кубке Америки». Бесспорно, последний факт мотивирует произвести вынужденные перемены в следующем году. В целом основной «костяк» команды, начавшей работать с рулевым пятилетку назад, сохраняется.
Слаженная работа экипажа мотивирует к победе. Ядро команды Владимиру удалось сберечь, невзирая на давление тактиков из Новой Зеландии. Понятно, что новозеландцам комфортнее иметь дело со своим настройщиком грота. Функции последнего сравнимы с работой дирижера оркестра. Тактику приходится подстраиваться под настройщика. Порой это сложно. Рулевому не раз приходилось «прикрывать грудью» триммера. В результате получается, что команда из иностранцев выступает под русским флагом. Русский только Владимир. Как он относится к этому факту?
Как признается Просихин, при намерении достичь победы любой ценой, команду бы он набрал другую. По его мнению, он бы сколотил штат из новозеландских тактиков. Несмотря на трудности, менять состав он не собирается. Владимир считает, что ходят они неплохо. Почему яхтсмен не комплектует команду российскими ценителями гонок. Секрет кроется в денежных суммах. Чемпион полагает: набрав двух моряков из российских любителей яхтенного спорта, победы можно не ждать.
Владимир признается, что патриот. Но его опыт, приобретенный за рубежом, не позволяет ему говорить о знании российских вод. В связи с этим иностранный экипаж подходит больше. Рулевой знает ребят с давних пор, сдружился с ними и не собирается заменять земляками. Для него отношения с работниками – глубоко личное, выходящее за рамки только бизнеса. К тому же, многие из спутников готовы вовсе выступать на регатах, не спрашивая о деньгах. Это люди увлеченные, единомышленники Владимира.
Владимир выкупил у них лодку. Настройщики грота, стакселя в давние времена приобрели суденышко на свои «кровные». Немного им помог спонсор, теперь же Владимир яхту выкупил, когда спонсор ушел. Готовясь к гонкам в этом классе, яхтсмен первым позвонил ребятам в момент изготовления «Шипмана». Фактически мужчина сам пришел в старенькую команду, напросился в друзья. Дружественные отношения являются основой взаимовыгодных партнерских отношений. Однажды пришлось заменять одного члена экипажа, что доставило немало переживаний всем участникам. Можно ли в Санкт-Петербурге набрать подходящий состав команды? Смогут ли они участвовать в мировых гонках подобного уровня?
Питерские участники – это реально?
Раздумывая над вопросом об участии российских яхтсменов из Питера, предстоит решить проблему степени подготовленности людей. Сколько времени понадобится на обучение профессионалов для участия в международной регате? Безусловно, набор российской команды можно осуществить. По признанию Владимира, по приказу партии он смог бы сколотить новый состав для регаты. После организации команды понадобится не меньше двух лет для выработки навыков, чтобы достойно выступить на «подиуме» парусного спорта. Хотя конкуренция в категории жесткая, членов нового состава можно было обучить азам соревновательного яхтинга.
Хотя входная планка чересчур высока. Это продиктовано оптимальными условиями для яхтинга за рубежом, доступностью лодок по сравнению с возможностями России. Приходя в RC-44, важно помнить: шансы на победу в ближайшие годы сведены к минимуму. Потребуется долго тренироваться. Кроме того, подобный опыт становится серьезным препятствием на пути к победе у молодых яхтсменов из России. Целеустремленным спортсменам в будущем удастся занять лидирующие позиции после должного количества тренировок и капли везения. Успешные результаты питерские яхтсмены уже демонстрируют. Русские финишировали первыми в Монако, оставив позади французов, британцев.
Школой по яхтингу в Санкт-Петербурге Владимир Павлович гордится.
Позже для Национального чемпионата удалось собрать полностью русскую команду. Команда стала бронзовым призером. В привычке у опытного «морского волка» не менять состав команды даже при серьезных ошибках. По его убеждению, командный дух, сформированный годами, является приоритетным в плане достижения победы.
Краткая биографическая справка о яхтсмене
Напомним, Владимир Просихин родился в 1959 г. Чемпион – уроженец Краснодарского края. Образование у него высшее: мужчина окончил физический факультет ЛГУ им. Жданова. Окончив аспирантуру, молодой человек начала работать в НИИ физики. Позже возглавил Кооператив промышленных альпинистов. В 1992 г. был в числе первооткрывателей компаний по компьютерным технологиям в Петербурге.
С 1994 г. руководит холдингом. Владимир является доктором технических наук. В браке счастлив, имеет двоих детей. Заслугой является написание более 60 научных работ. Работает в качестве заведующего Кафедры защищенных систем, является членом Академии информатизации. На мировом яхтинг-пространстве известен как гонщик в трех классах.