В последний день августа 2020 г. экспедиция на парусниках «Сибирь», «Жемчужина» прибыли в Салехард. Наиболее сложные испытания морского путешествия остались позади. Стартовала регата из Архангельска, далее путь пролегал в Нарьян-Мар, затем Харасавэй и остров Белый нужно было преодолеть. Экипажам пришлось постараться пройти через Сеяху и Новый Порт. Конечной остановкой стал Салехард.
Путешествие длилось 24 дня. За этот маршрут по воде пройдено более 3 000 км. Экипажам пришлось пересекать Белое море. Дальше маршрут пролегал через Баренцево, Печорское моря. Карское море тоже подлежало покорению. Экспедицию посвятили памяти советских конвоев, павшим в Баренцевом и Печорском морях в военный период.
Начало назначили на август неслучайно: в эти дни в войну организована Беломорская Военная флотилия. Цель – привлечение внимания общественности к истории военных действий в Арктических водах. Белое, Карское и Баренцево моря стали местом гибели воинов.
Члены команд намеревались в рамках экспедиции спустить на воду памятные венки в честь погибших защитников северных глубин.
Как описывает медиаволонтер Роберт Талипов эту экспедицию?
Будни вояжа
Начало положено 22 августа. Лодки прибыли в Новый Порт, расположенный на юге Ямала. У лодки «Сибирь» отсутствовал основной якорь, хотя ей пришлось бороться со штормами. Несмотря на трудности, она обогнала вторую яхту и сразу вышла в с. Новый Порт. «Жемчужине» пришлось сделать остановку в Сеяхе, это небольшой поселок в 300 км от вышеозвученного сельского поселения. Работы предстояло выполнить немало.
- Рулевому механизму на «Жемчужине» понадобились ремонтные вмешательства.
- Возникла необходимость загрузки дополнительного топлива на обе яхты.
В полдень к яхтам пришли представители местной власти, среди них Сергей Сеин. Практически все они оделись в национальные костюмы. Кроме того, администрация пригласила шамана с традиционным бубном. По местному обычаю, хозяева обязаны встречать гостей строганиной, была и морошка с голубикой. Конечно, экипажам дали отведать вкусного ароматного хлеба. Яхтсмены с удовольствием сопроводили почетных гостей на палубы лодок. Гости удивились небольшим размерам судов, ведь приходиться пересекать моря Севера с их непростым характером и океаны.
Новый Порт
Дальнейший путь яхтсменов лежал в главную достопримечательность «Мерзлотник» в населенном пункте Новый Порт. Крупнейший на планете холодильник, созданный руками человека, находится в Вечной Мерзлоте. Известно, что это объект культурного наследия регионального значения. Его уникальность заключается в особенной методике строительства. Тяжелую технику строители не привлекали. Кирками, лопатами его копали сотни переселенцев. Строительство заняло 3 года и происходило по проекту ссыльного инженера Густава Юльевича Бекмана. Штольни протянулись на 1,5 км. Больше чем 200 пещер вмещают до 2,5 тыс. тонн рыбы. Такие уловы были возможны за одну путину, когда рыбаки отправлялись на Обскую губу. Сегодня это хранилище предназначено для 300 т. рыбных запасов. Рыбный промысел упал, приведя к вымиранию населенного пункта.
Только после 2010 г., когда стартовала разработка на Ямале нефтегазового месторождения в Новом Порту, в поселок начала возвращаться жизнь. Население села составляет 1,5 тыс. человек. Почти все они ненцы. К ним добавляются вахтовики в аналогичном числе. Дополняют список портовые рабочие, нефтяники, строители.
За последние 5 лет удалось довести инфраструктуру села до нормального уровня. Для людей открыли ДК, больницу, детсад, школу. Появился крытый ледовый каток, выстроенный с расчетом на прирост населения. Строительство дорог не прекращается, как и благоустройство поселка. У памятника Бекману удалось организовать парк с «деревцами» из светодиодов. Яхтсмены тепло прощались с жителями маленького села.
Впереди их ждали испытания на Обской капризной губе. Лодкам нужно было преодолеть речные берега на маршруте в Салехард.
23 августа яхты готовились к выходу на неспокойный участок – их ждал Надымский бар. Члены команды знали, что в этом участке Обская губа расширяется благодаря заливчику, образованному в устье Надыма. В ширину это пространство достигало до 50 км. Приличный участок нагоняет волну усиленно. Добавляет сложностей мелководье, делающее участок крутым, высоким, труднопреодолимым. У Надымского бара судам нужно проходить по четко указанному фарватеру, обозначенному бакенами. На картах его обозначили «Надымской Обью». Устье Оби требует интенсивности прохождения судна. Лодки успешно преодолели эту территорию, войдя в судоходные волны протоки Нареченской Оби. В этом месте шкиперы ощутили, что здесь заканчивается море. Тундра постепенно отступает в этих местах: берега обросли кустарниковыми деревьями, вокруг мачт кружат воробьи, а не только привычные чайки.
На пути в Салехард
Болотные заросли стали домом для лебедей. Берега природа отдала белохвостым орланам. По реке возят трубы и щебенку на баржах. Появились рыбацкие чумы, домики вдоль береговой линии. Население живет тут рыболовством. Удивительное явление привело в недоумение членов команд. Это селфи-пиратство. Моторные лодки аборигенов, завидя яхты, устремились к ним ради эффектных кадров. Они курсировали вокруг яхты, делая селфи.
Были даже бесцеремонные местные жители, которые стукались лодками о борта роскошных яхт. Яхтсмены тоже интересовались жизнью рыбаков, расспрашивая о рыбалке, улове. Аборигенам было интересно, куда держат путь команды. Рыбу тут ловят много, в основном это черная рыба. Сотовая связь появилась только у п. Салемал. Возобновил работу и Интернет. Смартфоны моментально стали пиликать, принимая обновления и SMS от близких.
Вечером команда решила заночевать на якоре.
Движение по темноте невозможно в местах, где предусмотрено интенсивное судоходство. Шкиперам оставалось подыскать уютное гнездышко для ночлега. После заката маленький мысок открыл природные объятья. За ним находилось углубление, врезающееся в береговую поверхность. Карта показывала достаточную глубину для швартовки. Суда заякорились и до глубокой темноты члены команды «Жемчужины» вышли на берег, укрытый камнями. Под сенью карликовых берез, елей морские «десантники» обнаружили знатный «улов» маслят, подберезовиков. Их было видно даже в темноте при свете фонарика. Ведро наполнилось за несколько минут.
Утро 24 августа выдалось пасмурным, хотя туман лег на землю уже через пару часов. Постепенно солнечный день набрал обороты, подарив тепло. На левом берегу Оби царствовала береза с ее осенними платьями. До Салехарда осталось 10 часов. На правом берегу виднелся поселок Аксарка, издали он манил голубыми куполами, золотом крестов, врезающихся в небо. Порт поселка украшал причаленный дебаркадер. Кипели такелажные работы на баржах. Вкусный завтрак с грибами и картошкой принес положительные эмоции в настроение команды. Парни занялись подготовкой к заходу в воды Салехарда. Флаги партнеров были подняты под краспицы. К тому же, на леера, бортовые части установили баннеры.
Вот уже на горизонте стали виднеться портовые краны-исполины города Лабытнанги. Это крупнейший транспортный узел региона. К нему идет железная дорога. Находится Лабытнанги напротив Салехарда, на левобережье Оби. Для удобства организована паромная переправа. Большая скульптура мамонта установлена на переправе Салехарда. Подходя к порту, экипажи «Жемчужины» и «Сибири» увидели встречающий парусник под управлением Германа Дмитренко. Оставшуюся часть дня яхтсмены посвятили общению с прессой и пограничной службой.
Салехард
День 28 августа выдался неплохим. Начало дня было посвящено встрече с властями ЯНАО и журналистами. Традиционно встречающие представители подарили командам флаги ЯНАО и Салехарда. Шкипер экспедиции Глеб Плетнев вручил представителям муниципалитета капсулу с землей, привезенную с мест захоронения поморских моряков, закончивших жизни на полях ВОВ. Презент бережно передан в Аллею Славы города. Позже яхтсмены посетили Обдорский острог, достопримечательность Ямала. Его заложили казаки, служившие у Березовского воеводы Н. Траханиотова в XVI в. Это послужило началом развития будущего мегаполиса. К концу XVI в. место стало крупнейшим сибирским форпостом стратегического значения. В XVII в. острог приобрел другое название «Обдорская застава».
Через этот пункт шли торговые караваны в Заполярье, в Мангазею, первый русский заполярный городок. Это четырехугольное крепостное сооружение, выстроенное в окружении острого тына. В нем предусмотрены были две смотровые и две проезжие башни. Сейчас произошла реконструкция комплекса. В «Воеводской избе» гостей поили сибирским чаем. За чашечкой напитка прошла неспешная беседа с представителями ветеранов города. Ветераны задавали вопросы о сложностях морского похода на североморских волнах. Их интересовали семьи, ожидающие дома членов команд, вопросы быта на лодках.
Руководитель Глеб Плетнев затем пообщался с учениками одной из школ города. Как раз в этот момент у школьников было намечено занятие в «Обдорском остроге».
Глеб Плетнев вместе с медиаволонтером, оператором и сотрудником ГБУ «ЯмалТур» Г. Дмитренко 29 августа осмотрели береговую поверхность. Хотя по волнам рек и морей курсирует огромное количество маломерок, в этом месте нет функциональных возможностей для сервиса по этим судам. Развитие парусно-гребного спорта пока нереально. Салехард – водные «ворота» в Арктические просторы. Природные данные у населенного пункта хороши для формирования яхтинга. Здесь можно было бы даже организовать центр яхтенного сибирского спорта.
Развитие малого бизнеса шло бы полным ходом при создании яхт-клуба, сервисного центра для ремонта лодок, специального причала, зимних стоянок для яхт, отправляющихся в путешествие по Арктике. Во многом такое положение дел мотивировало бы развитие экономики округа. В финале дня члены экипажей посетили чумы в небольшом стойбище. Это специальное туристическое место, где рассказывают о быте коренного населения. Хозяева чума живут в нем круглогодично, встречают гостей, кормят классической строганиной. Перед отправкой обратно команды снова пошли по грибы в округе стойбища.
Первую половину дня 30 августа яхтсмены посвятили поездке за 30 км от города в древний поселок Горнокнязевск. Уникальность района заключается в удивительном горно-этнографическом комплексе с хозяйственными постройками и жилыми юртами аборигенов. «Княжьи Юрты» – главный экспонат ансамбля. Это реконструкция избушек остякских князей Тайшиных, живших в XIX в. Яхтсменам рассказали о лодках местных рыбаков.
Выводы в конце пути
По словам медиаволонтера Р. Талипова, северный яхтенный туризм является экстремальным. Российская Арктика встречает совсем не теми условиями, что господствуют в южных водах страны. Отличается это турне и от путешествий по югу Северного Ледовитого океана. Усложняет задачи яхтинга отсутствие глубоких бухт из-за мелководья. В итоге нужно готовиться к преодолению до 300 и больше километров в жутких условиях постоянной непогоды. Важна в деле качественная подготовка флота, продумывание навигационной техники, метеостанций. Понадобится логистическая поддержка таких «круизов». Опять же решающая роль зависит от квалификации экипажа, оборудования суперяхт.
Важный момент! Наличие технических средств, таких как система АИС, эхолокация, спутниковая связь, система контроля, помогающая правильно пересекать границы РФ, имеет важное значение.
От Архангельска до Омска придется идти около 2 месяцев. Об этом не стоит забывать. Путь займет практически все арктическое лето, когда вода освобождена ото льда. Салехард является серединой пути. Потому стоянка в этом месте пришлась бы кстати. Тогда за сезон моряки совершали бы парусные экспедиции, устраивали регаты по Арктике. Город «купался» бы в славе центра парусной туриндустрии в Заполярье и Сибири. Яхт-клуб необходим, словно воздух. Ведь такой формат послужил бы причиной для привлечения туристов, инвестиций в регион, прибыли. Экспедиция завершилась, паруса сложили 30 сентября.
Яхтенный поход организовала ассоциация «Кластер судостроения и морской техники Архангельской области». Участвовал в организации Центр освоения Арктики РФ при участии поддержки «Газпромбанка». В качестве партнера проекта выступила РГО.