В сравнении с более крупным соседом — Хорватией — Черногория выглядит как совсем небольшое государство. Несмотря на это, оно получило огромную популярность среди любителей яхтинга. Именно в Черногории расположился один из красивейших берегов Средиземного моря, хотя прибрежных территорий в ней не очень много. Эта страна также может похвастаться очень высокой стоимостью недвижимости. Для любителей отдыха на яхте эта страна подходит просто идеально.
Дубровник
Хорватия занимает практически все прибрежные зоны около Черногории, оставляя последний совсем маленький клочок земли. Совсем неподалеку от границы с Черногорией расположился небольшой городок Дубровник, который находится возле моря. Он имеет древнюю историю, и может похвастаться очень красивой исторической частью города. В нем смешалось сразу несколько архитектурных стилей, ведь на протяжении многих веков город был торговым центром и балансировал между Италией и Османской Империей. План города, как и некоторые здания, дошел до нашего времени неизменным с четырнадцатого столетия.
Данное место прекрасно подходит для тех людей, которые любят неспешный семейный отдых. Черногория является прекрасной страной, предназначенной для семейного отдыха. В этом небольшом государстве все проходит медленно.
В Дубровнике расположилось сразу несколько организаций, предоставляющих услуги чартера яхт для отдыха. Суда можно заказывать заранее, но в некоторых случаях может оказаться, что забронированное судно находится на ремонте. В таких случаях компания приносит извинения и предоставляет аналогичную лодку, если такая имеется во флоте организации.
Перед путешествием к Черногории и Хорватии необходимо изучить целый ряд важных вопросов. Например, если туристы планируют переходить из Хорватии на территорию Черногории, то стоит знать, что первая входит в состав Европейского союза, а вот вторая — нет. Также необходимо изучить особенности работы таможенных служб и налогообложения.
Например, за судно размером в 44 фута придется заплатить дополнительный налог, который в среднем составляет 130 евро.
Город также отличается старинными каменными укреплениями, которые, однако, несколько раз перестраивались. С яхты крепостные стены выглядят еще красивее. Стоит отметить, что к этому городу ходит круизный лайнер. Если вам не повезет и вы, находясь на судне, будете проходить около него, то стоит знать, что около таких крупных судов создаются достаточно большие волны. Дубровник — один из самых красивых городов в странах бывшей Югославии, и он пользуется популярностью среди туристов. Это можно отнести к достоинствам, ведь благодаря постоянному туристическому трафику здесь достаточно развита инфраструктура.
Цавтат
На юго-востоке от Дубровника расположился еще один небольшой портовый городок Цавтат (население — всего две тысячи человек). Там достаточно развита яхтенная инфраструктура, но, чтобы стать на городской пирс, необходимо заплатить определенную сумму за стоянку. Однако неподалеку от города действует бесплатный муринг. Данный город должны посещать все любители яхтинга, прибывшие в Дубровник, ведь именно здесь проходит процедура оформления выхода из вод Хорватии. Постоянные проблемы с оформлением стоит отнести к недостаткам. На рынке попросту отсутствуют предложения, в которых предварительно собирается весь пакет необходимых для отдыха на воде документов. Также приходится проводить оформление на таможне и около границ государств.
Стоит отметить, что неподалеку от Цавтата расположилось место для посадки самолетов. Перед посадкой они опускаются очень близко к воде, и, если вы стоите на муринге, то они будут пролетать прямо над вашим судном. Они могут очень раздражать, ведь авиалайнеров пролетает немало.
Далее необходимо посетить таможню для оформления своего судна и выхода из границ государства. Нужно переговорить с начальником гавани. Многие из сотрудников портов пытаются заработать, обманывая иностранцев. Они, например, могут попросить деньги за стоянку на муринге, которая официально считается бесплатной.
Подобное происходит в этой местности достаточно часто, и необходимо соблюдать осторожность, проверяя всю информацию.
Оформление для выхода за водные границы государства проходит достаточно быстро. Необходимо передать все необходимые документы сотрудникам таможни. Обязательно нужно представить документы, связанные с судном, паспорта и так далее. На оформление в большинстве случаев уходит не больше десяти минут, если, конечно, с документами все в порядке. Дело в том, что таможню любители яхтинга посещают не очень часто, и очереди практически отсутствуют.
Далее идет около двадцати морских миль, которые нужно проходить неподалеку от берега Хорватии. Для путешественников, идущих по этой местности, действует целый ряд ограничений. Например, нельзя спускаться в воду для купания, а также запрещено вставать на якорь около берега. Помимо этого, необходимо иметь рацию и настроить ее на шестнадцатый канал. Если вы перестанете отвечать на вопросы сотрудников пограничной службы, то они могут прибыть на судно лично для проверки. Контроль в этой местности очень строгий, ведь очень часто в Хорватию со стороны моря идут нелегальные мигранты. Для того, чтобы пограничники не приняли вас за перевозчика нелегальных мигрантов, нужно исполнять все указания и периодически отвечать по рации. В случае, если путешественника заподозрят в этом нарушении, пограничники будут вынуждены полностью осмотреть лодку, что занимает достаточно много времени.
В этой местности заканчивается территория Хорватии с длинной прибрежной зоны и начинается Черногория. Попасть в воды этого небольшого государства можно, пройдя через пролив Бока-Которска. За ним следуют Тиватский залив, из которого открывается прямой путь к Которскому заливу.
Со стороны прибрежная зона выглядит очень красиво. Здесь красивейшая природа Средиземноморья гармонирует с удивительной местной архитектурой. Здания расположились по территории всего берега. Со стороны данная местность напоминает озера Швейцарии, а именно Женевское озеро.
Зеленика
В Черногории есть порт, расположившийся практически на границе двух государств. Он называется Зеленика, и там расположился таможенный пирс, который издалека заметен благодаря наличию кранцев. В таможенной службе необходимо оформить все необходимые документы для того, чтобы путешествовать по Черногории. Сначала необходимо решить все дела, связанные с финансовой стороной оформления. Как выяснилось, 130-долларовая пошлина за обладание 44-футовым судном — не миф. Для того, чтобы пребывать на территории Черногории, управляя этим судном, необходимо ежедневно выкладывать эту сумму.
Обязательно читайте условия договора на таможне. Например, реальная стоимость может составлять 120 евро, а сотрудники могут запросить 130. В ответ на вопрос об этой странной несостыковке сотрудники говорят, что используются устаревшие документы, и реальная цена — действительно 130 долларов. Наверное, пошлины в этом государстве очень непостоянные.
Побережье Черногории практически везде выглядит очень красиво. Именно благодаря сочетанию красоты местности и благоприятного климата Черногория стала местом для иностранных вложений. Несмотря на это, существует очень большой минус: практически вся территория около берега находится в частном владении, и простые путешественники не могут ее посещать.
В стране фактически отсутствуют общедоступные пляжи.
Дожди в этой местности могут проходить достаточно часто, и не останавливаться на протяжении нескольких дней. Необходимо тщательно изучать прогноз погоды на ближайшее время для того, чтобы не оказаться в желаемом месте в то время, когда идет дождь.
Пераст
Дальше путешественник, идущий из Хорватии по прибрежным зонам Черногории, должен посетить город Пераст. Он отличается очень древней историей: во времена Римской Империи, судя по археологическим находкам, здесь находился небольшой населенный пункт. Ближе к этой местности воды становятся гораздо спокойнее, а вот горы — намного выше. Самое узкое место пролива располагается около завода по сжиганию мусора. Также там расположились причалы, где становятся подводные лодки. Попасть в Пераст можно даже в ночное время суток — церковь, расположившаяся в городе, подсвечивается, благодаря чему пункт пути виден издалека. А вот с подсветкой причалов в городе существуют явные проблемы.
Это место не пользуется особой популярностью среди туристов, и временами порт полностью пустует. На берегу расположилось множество заведений, где готовят пиццу. Такая популярность блюда итальянской национальной кухни в Черногории связана с тем, что города этой местности были тесно связаны с венецианцами и некоторое время город входил в состав Венецианской Республики.
Пейзажи в этой местности временами напоминают не солнечное Средиземноморье, а хмурую и величественную Скандинавию: тучи нависают совсем низко, долго идет дождь. Такое окружение навевает грустные мысли, однако такие моменты происходят в Черногории не очень часто, так что общее впечатление от путешествия они не испортят, ведь большая часть дней в этой местности — солнечная. Этот регион славится огромным количеством красивейших старинных домиков и садов, в которых, благодаря теплому средиземноморскому климату, вполне выращивают апельсины и киви.
Котор
Следующий город — старинный Котор, стоявший на самой границе между Венецианской Республикой и Османской Империей. В этой местности дома выглядят более красиво, чем в предыдущих областях. Раньше, когда эта местность процветала, весь порт был заполнен многочисленными торговыми судами. Моряки, живущие в этом городе, славились своим умением и их очень высоко ценили торговцы, постоянно нанимая к себе на корабли. Из-за такого притока средств со стороны жители были намного богаче, чем в соседних областях, что не могло не сказаться на архитектуре. Котор всегда был богатейшим городом этой местности, и сейчас носит гордое звание главного туристического центра Черногории.
Одна из главных достопримечательностей этого города, которая может заинтересовать любителей яхтинга — морской музей. Кроме того, здесь можно посетить старинную крепость, которая возвышается над городом. Попасть туда можно по старой и достаточно крутой лестнице. Она растянулась на достаточно большое расстояние, и неподготовленные путешественники могут достаточно сильно устать во время преодоления этого пути. Несмотря на это, все потраченные силы оправдываются красивейшим видом на город и море, который открывается из этой крепости. Вся атмосфера там умиротворяет.
Нередко путешествие может расстроить погодное бедствие. Например, турист может попасть в эту область в самый сезон дождей. В это время яхтсменам постоянно досаждают штормы и дожди. Несмотря на это, даже в такое неблагоприятное для путешествий время можно посещать достопримечательности. Например, существует остров Мертвых, в котором растет известная кипарисовая роща и расположилось Бенедиктское аббатство. К несчастью, на этом острове отсутствуют места, приспособленные для стоянки судов, и на него можно смотреть только с судна. Неподалеку от него расположился остров Богородицы. На нем расположился маленький пирс, неспособный вместить большое количество яхт. Туда можно становиться бесплатно, однако покидать свое судно без разрешения священнослужителя запрещается.
В целом ветер на пути спокойный, за исключением редких порывов. Однако этого избежать попросту нельзя из-за особенностей местности. Неприятный ветер, по большей части, идет из ущелий.
Херцег-Нови
Следующая часть пути — город Херцег-Нови. В сравнении с предыдущими местами этот город весьма молод — ему чуть меньше семисот лет. Стоимость стоянки в данной гавани достаточно высокая, если учитывать низкое качество услуг — пятьдесят евро.
В этом городе расположился прекрасный рынок, где можно купить самые разные вещи: начиная со свежих продуктов и заканчивая шерстяными носками.
С продвижением по маршруту ветер становится все ровнее, а количество облаков уменьшается. Прекрасное место для стоянки на пути — небольшая, но прекрасная для стоянки бухта, расположившаяся неподалеку от небольшого рыбацкого поселения Бигов. Это место прекрасно подойдет для того, чтобы отдохнуть от нахождения на судне и, например, искупаться. В Черногории есть огромное количество красивых мест, и просто так пройти мимо них не получится.
Неподалеку от данной деревни расположилась вилла, которую можно арендовать. Но ее стоимость достаточно высока — три с половиной тысячи евро за ночь. Стоимость стоянки у пирса — семьдесят пять евро, но вполне можно стать, используя якорь.
Будва
Следующий пункт маршрута — Будва. Данное место пользуется огромной популярностью среди жителей Белграда и России. Россиян здесь настолько много, что для них тут существует радиостанция и издается газета. Город отличается красотой, хотя историческая часть и была разрушена около сорока лет назад. Здесь можно посетить огромное количество ресторанов или пляж.
Следующая часть маршрута — марина Порто-Монтегеро, которая раньше была военной гаванью. На данный момент это место считается одним из самых масштабных проектов на территории Черногории. Дело в том, что иностранные инвесторы решили построить здесь огромную марину, предназначенную для стоянки суперяхт. На данный момент марина находится в процессе строительства. Планируется создать около 650 стоянок для яхт, среди которых — около 130 для суперяхт.
Место завершения путешествия находится в Хорватии — городе Цавтат. Его необходимо посетить для того, чтобы получить право на возвращение в Хорватию.
Стоимость приобретения 44-футового судна в аренду — от 2 180 до 3 990 евро.
В связи с высотой гор местность возле берега относится к маловетреной. Когда начинается шторм или сильный ветер, путешественник может спрятаться в одну из многочисленных бухт. Стоит отметить, что около Черногории проходит наибольшее количество дождей во всем Средиземном море, и необходимо обязательно учитывать прогноз погоды.
Это место прекрасно подойдет для любителей спокойного отдыха и яхтенных путешествий по теплым местам.