Сегодня многие суда делают из стали, но первые лодки создавали из кованого железа. Они были не такими прочными, как деревянные, но были удобны в производстве – материал хорошо поддавался ковке и обработке. А потом догадались добавлять углерод, и появилась легированная сталь, из какой и делают современные суда.
Свойства
Несмотря на то, что детали из металла обладают достаточно большим весом, в отличие от дерева и фибергласса, у этого материала тоже есть плюсы:
– это один из самых прочных материалов;
– выдерживает изгиб до 30 градусов;
– хорошо противостоит абразивным воздействиям;
– пожароустойчив;
– экономичен в плане производства (на втором месте после фибергласса).
Есть и недостаток – потеря стали за счет ржавчины и гальванической коррозии. Поэтому, когда производят детали для лодок, рассчитывают минимальную толщину листов и накладывают ограничения на возможно минимальный размер корпуса – не менее 22 футов.
Если же создается лодка более 40 футов в длину, то в данном случае металл будет лучшим материалом в плане прочности и экономичности.
Как работают с металлом в судостроительстве
В разные времена металлические лодки строили по-разному. Например, с середины 19 века швы соединяют методом их сплющивания и соединения заклепками – таким образом обеспечивалась водонепрницаемость. Начиная с 30-х годов 20 века появился новый метод, актуальный и сейчас – электродуговая сварка. У этого метода минимум два несомненных плюса: корпус стал легче и прочнее (за счет отсутствия клепок и наслоений), и он стал представлять собой единое целое, даже когда он собран из частей, т.к. швы обладают теми же свойствами, что и основной материал.
Сталь, как и остальные тонколистовые материалы, сгибается только в одну сторону, поэтому ее часто применяют для изготовления корпусов скуластой формы. Используют ее и для изготовления корпусов и более сложных конструкций, правда, процесс это уже более трудоемкий, так как требуется тяжелое гидравлическое оборудование.
После 40-х годов появились алюминиевые сплавы, которые стали широко применяться в судостроительстве. Он понравился мастерам за одновременную легкость и прочность, и отсутствие необходимости какого-то особенного ухода, даже если корпус не покрыт краской. Но и у алюминия нашлись недостатки – он тоже поддается коррозии, если соседствует с другими металлами, а производство стоит немалых денег и требует специальных навыков.
Как бы то ни было, металл прочно вошел в судостроительство, и мастера любят этот материал за прочность и долговечность.