В феврале текущего года современная яхта «Джулия», приписанная в одном из французских портов, попала в большую беду.

Пройдя сквозь Панамский судоходный канал, судно направилось к побережью Европы, стартовав от побережья Центральной Америки. На борту мегаяхты было всего лишь четыре человека: мама, папа, а также дети девяти и одинадцати лет. Успешно пройдя акваторию Карибов, она держала курс между Кубой и островом Гаити. После маршрута, проходящего через Багамы, суперяхта удачно свернула на северо-восток.  В планах туристов не входило посещение Бермудов. Они планировали плыть к Гибралтарскому проливу напрямую, чтобы там выйти в акваторию Средиземноморья, а после, в Марселе завершить свою кругосветку.

Все шло гладко, однако до тех пор, пока не разразился гром в прямом смысле этого слова. Небо затянуло темными, грозовыми тучами через которые виднелись молнии. Одна из таких молний попала в мачту морского судна «Джулия», возможно из-за того, что корпус выполнен из стали. Но все обошлось благополучно, поскольку громоотвод, установленный на судне, сработал максимально эффективно, единственное что случилось, так это поломка навигационного оборудования. Помимо установок, также вышла из строя вся проводка.

Невзирая на данную неприятность, ситуация не выглядела катастрофической, поскольку яхта имеет паруса, мотор или, в конечном итоге, попросить помощи у проходящих судов. Но со временем выяснилось, что двигатель не подвергается заводу, а испорченные аккумуляторы исключают возможность связи с сушей. Помимо этого, аварийный буек также перестал работать. Все время, пока судно пребывало на дрейфе, погода была ясной и в море стоял полный штиль, как на следующий день, так и спустя неделю или две. Несмотря на неприятности, паники на суперяхте не было: провизии вполне хватало, но сломанный холодильник привнес некоторые корректировки в меню, воды тоже было предостаточно, даже с лихвой. Оставалось только набраться терпимости и дождаться помощи, развлекаясь купанием в акватории Саргассового моря.

Так, яхта с экипажем оказалась в эпицентре саргассовых морских вод, которое считается загадочным местом, а в прошлые столетия – смертельно опасным.

Особенности акватории

В период Великих геооткрытий, когда парусные яхты из Португалии, Испании, а также других стран, осуществляли вояж от Старого Света в Новый, довольно-таки часто попадали в зону штиля, которая раскидывается 23-35 с. ш. и 30-68 з. д. Агрессивные солнечные лучи и безветренная погода, установившаяся на протяжении нескольких недель стало причиной того, что люди способны были потерять рассудок или умереть, спровоцированных жаждой и голодом. На самом деле, такое случалось ранее, но так чтобы какое-либо судно обезлюдело полностью по вышеуказанной первопричине – нет каких-то документальных подтверждений. Известно другое: ставши заложниками саргассовой акватории, мореходы первым делом от чего избавлялись так это от коней, которые перевозились в колонии США. Ввиду этого, такие широты и получили название «конские». Так или иначе появлялись порывы ветра, которые поднимали паруса, вследствие чего лодки продолжали свой вояж.

Дрейфовое состояние мегаяхты «Джулии» длилось целых 18 дней. Иногда порой казалось, как будто судно застыло на одном месте, но в действительности его очень медленно вращало по часовой стрелке в большой пучине, которое получило название Саргассова карусель из-за его параметров. Но вскоре появился ветер, и все перешло вновь в движение. Люди, находящиеся на суперяхте радовались, а сам корабль отправился к побережью Бермудских островов. В ту сторону судно добралось без каких-то приключений и экипажу уже не терпелось поведать о том, как они провели время в самом сердце саргассовых морских вод. Рассказ команды был ярчайшим только в самом начале, когда появилась гроза, молния и гром, а дальше…одно и то же. Сильная жара, сублиматы, плавание в море, водоросли – скукота! Тем не менее, он заставляет вернуться к прежним примерам, которые не принадлежат достославным временам, а принадлежат к относительно недавнему времени.

Так, в далеком 1894 г. морское судно «Норвуд» держало курс из Америки в Европу. На ее пути возник сильнейший ураган, который снесло судно на юг, в Саргассовый морской простор. Экипаж лодки покинул ее в первые дни шторма, во время которого судно дало течь, пересевши в шлюпки, при этом позабыв на борту помощника кока с фамилией Томпсон. Оставшись один на один на севшем, но дрейфующем на водной глади морском судне, Томпсон не опустил руки, а принялся за реставрацию шлюпки, оснастил ее парусом и стакселем, что позволило выкарабкаться из ловушки. Как потом поведал маринер, за время своего странствия по морским просторам, внешне схожим с «болотом», он смог увидеть окутанный водорослями древний галеон, а около него восемнадцатипушечный бриг, но немного дальше – поржавевший теплоход. Этим можно было бы ограничится, однако следующий рассказ, посвященный встрече с морским змеем, слегка подорвали доверие ко всему вышесказанному.

Чем известна акватория?

Так, в 1912 г. трехмачтовая парусная яхта «Герат» (Италия) также была снесена штормовым ветром в воды Саргассового моря. Данное дрейфующее состояние по кругу длилось семь месяцев. За этот период мореплаватели смогли лицезреть огромные «островки» из водорослей. На них виднелись стволы деревьев и различные обломки от морских судов, ушедших ко дну. В случае, когда все запасы продовольствия и воды практически закончились, то их судно вывело в чистые воды.

В 1898 г., знаменитый мореход Дж. Слокам завершил кругосветный вояж. Данное путешествие стало первым кругосветным странствием, совершенное под парусами в одиночку. Его также «занесло» в саргассовую акваторию, где пробыл неделю. Затем, спустя 10 лет, он в 1909 г. отправился на своей именитой лодке с острова Мартас-Виньяр в Южн. Америку и пропал. С тем пор капитана «Спрея» больше нигде не видели.

К слову, в 1955 г. в водах Саргассового моря была обнаружена суперяхта «Коннемара-4», на которой не было ни одного человека. Что с ними произошло до сих пор остается загадкой.

И в конце концов… В 2012 г. команда российской мегаяхты «Скорпиус» под командованием опытного капитана С. Низовцева попытался установить международный рекорд. Он со своей командой прошел на протяжении двенадцати месяцев 2 кругосветки без остановки. В определенной точке саргассовой акватории в их лодку попала молния. На тот момент навигационные устройства подверглись поломке, кроме приспособления отечественного производства ГЛОНАСС. Помимо этого, на удивление, мотор остался исправным. Благодаря этому команда смогла установить международный рекорд.

Итак, что собой представляет Саргассовое море?

Первым делом следует упомянуть о наименовании. Когда суда Х. Колумба добирались сквозь эту акваторию, мореходы акцентировали свое внимание на ягодки, присутствовавшие на водорослях. Они схожи по внешнему виду на дикий виноград саргазо. С того времени мореплаватели стали именовать водоросли странноватого вида, а со временем и само море, которое получило наименование Саргассово, что в переводе означает море виноградных лоз. По словам моряков, еще давным-давно данную часть морских вод называли Дамским морем, поскольку в этой зоне смогла удержать штурвал даже хрупкая дама.

Следует отметить то, что ягодки на водорослях не являются какими-либо плодами. У саргассов ягоды полностью отсутствуют. Их размножение происходит при помощи спор. В действительности, это наподобие поплавков, заполненных воздухом. Благодаря этому растения легко способны удерживаться на водной поверхности. Растут альгофлоры вдоль Западной Индии и Америки. В этих местах они не водоплавающие, а произрастают в грунте. Возникший внезапно ураган вырывает саргассы и переносит в открытое море. Запасы плавающих водорослей составляют около десяти миллионов тонн.

Определенная часть географов предполагают, что данная область Мирового океана назвать морем категорически нельзя. Это обусловлено тем, что у него берега полностью отсутствуют. Вместе с тем, другая половина географов утверждают, что наличие побережья не является обязательным показателем, которыми наделяют моря. Основным здесь является особенное гидрометеоусловие, а конкретно они четко выделяют данную акваторию среди их окружающей среды.

Саргассово море разлилось над глубокой водной составляющей Атлантики – Северо-Американской впадиной, где предельная глубина достигает 6 995 м. Границами морских вод, которые обладают формой огромного эллипса, являются океанические подводные течения: Северо-Атлантическое в северной части, Северное Пассатное – в южной стороне, Гольфстрим – с западной стороны, Канарское – в восточной части.

Понятное дело, что «жидкообразные берега» колеблющиеся, ввиду этого площадь морских вод довольно часто видоизменяется до 4 миллионов кв. км. Взявшие данный участок акватории в кольцо течения сгоняют в него свой водный поток, но в то же время существенно затрудняет его выход наружу. Именно по этой причине уровень Саргассового моря на 2 м выше океанических вод, которые его окружают. Однако это не единый его результат. Еще одной особенностью акватории повышенный уровень соли в воде ввиду отсутствия смешивания слоев и температуры. Так, минимальная температура в холодное время года составляет +18С, а в летнее время – +28С.

Для справки: на глубине в четыреста метров температурные показатели воды составляют +17С, тогда, когда на других участках океана аналогичной глубины – всего лишь +5С.

Помимо этого, море находится в области увеличенного атмосферного давления, ввиду этого тут достаточно редко бывают сильные порывы ветра и осадки. Здесь имеются сильнейшие испарения. Также тут очень слабое внутреннее течение, которое является первопричиной бедности кислорода в морском бассейне. Поэтому здесь практически не водится зоопланктон. Кроме того, это влияет и на прозрачность воды, которая достигает 60 м, что больше, нежели у красного моря, которое считается образцом чистоты вод. Несмотря на то, что морская живность не выделяется колоссальным количеством, но та что присутствует в данном бассейне – абсолютно уникальна!

Таким образом, саргассы выступали плавающим домиком для небольших раков, креветок, крабов, а также морских коньков… Практически все морские жители обладают определенной формой тела и конкретной цветовой гаммой, которая помогает им прекрасно маскироваться в водорослях. Так, саргассовый клоун имеет желто-бурый окрас, а тело очень похоже на саргассовую ветку. Плавники такого планктона очень напоминают человеческие руки, благодаря которым он захватывает водоросли.

Не менее интересным животным, который водится здесь является краб-путешественник. Он получил широкую популярность после того, как разочаровал мореходов Колумба тем, что он сидя на ветке ошибочно дал понять, что суша рядом. Годами ранее, в акватории водилось много черепах, которые по поверьям нередко спасали моряков, попавших в беду. Из более крупных планктонов в этих водах присутствуют корифены, которые в качестве пищи используют летучих рыб и акулы. Поскольку желающих искупаться в Саргассовом море крайне мало, то встреча человека с акулой, которая может привести к трагедии, очень низкая. Не менее интересными являются угри, которые нерестятся в данном морском бассейне, который находится вдалеке от родных рек, где выводят потомство и умирают.

Истиной можно назвать тот довод, что Саргассово море является полным феноменом. Но нужно ли ему причислять то, чего в действительности не существует, как это любят делать профессионалы, специализирующиеся в сфере «сверхъестественных» знаний? Такие ученые деятели данный морской бассейн считают виновником всех бед и несчастий, которые нередко встречаются в Бермудском треугольнике. Главный океанолог Р. Сильвестр с полной уверенностью утверждает, что медленная саргассовая «карусель» создает довольно-таки мелкие, но очень сильные водовороты, способные затянуть на дно суда небольших размеров. В свой черед, минициклоны, которые появились в результате водоворотов, способны засасывать даже авиалайнеры. Подобные гипотезы, безусловно, интересны в качестве «игры разума», но актуальней всего прислушиваться к мнению других ученых, которые акцентировали внимание на глобальной экологической проблемы в виде пластикового мусора.

Беспроигрышная сюжетная линия

Легенды, которые ходят вокруг Саргассового моря, нашли беспроигрышную сюжетную линию в приключенческой литературе. И не спроста. «Декорации» были как никогда более, чем подходящими: разбитые корабли, истлевающие парусники, сокровища, кости и черепа.

Писатели много раз пытались подступиться к данному сюжету, однако никто не спорит с тем, что лучше всего описать сюжетную линию посчастливилось А. Беляеву, известными такими произведениями: «Человек-амфибия», «Продавец воздуха», а также «Остров погибших кораблей».

В 1987 г. по мотивам книги был снят кинофильм с одноименным названием, но он оказался крайне неудачным, невзирая на то, что в нем снимался известнейший артист К. Райкин.

В 1994 г. был снят фильм «Дожди в океане», который также получился неудачным.

Несмотря на все это, книга до сих пор живет. И абсолютно заслуженно!