Зачем ему это нужно было? Участия сэра Томаса Липтона в Кубке «Америки», вдохнул в него новую жизнь. До этого Кубок «еле дышал», доживая последние денечки. Он потратил много миллионов, чтобы заполучить заветный трофей. Хотя многие понимали, что американцы ни за что не отдадут Кубок, а тем более англичанину. Не просто так заветный трофей прикручен огромным болтом к постаменту в нью-йоркском зале яхтенного клуба. Ходили слухи о том, что голова проигравшего заветный приз будет покоиться на этом постаменте. К чему все это?
Больше тридцати лет любители яхтинга задавались различными вопросами по поводу Кубка. Ответов на них было великое множество и это настораживало. Поговаривали, каждый ответ содержит подвох. Самым простым ответом было то, что делась все на публику. Рискованно было говорить о том, что Липтоном двигало только желание попасть в Royal Yacht Squadron, любым доступным способом. Весьма удивительно было слышать, что сэр Томас искренне желал вернуть заветный трофей на его Родину из чистого патриотизма. В этом своем стремлении он вполне мог рассчитывать на поддержку королевского двора. Причины такого фанатизма со стороны господина Липтона были разные в разные годы.
Чтобы распутать этот клубок необходимо обратиться к истории Кубка и жизнеописанию титулованного яхтсмена.
История Кубка
Оглушительная победа судна под названием «Америка» сто семьдесят лет назад больно ударила по самолюбию англичан, ведь идея этой регаты принадлежала им. А тут какие-то американцы, которые набрались наглости назвать себя яхтсменами, да еще и победить. Британцам пришлось отдать Кубок, который представлял собой кувшин из чистого серебра, 68 сантиметров в высоту с замысловатой ручкой и элегантным горлышком. С тех пор обладателями серебряного трофея стали несколько членов консорциума, основавшего Америку. Спустя шесть лет Кубок передали яхтенному клубу в Нью-Йорке. С тех пор он стал трофеем в соревнованиях как бы бросая вызов спортсменам: «найдется ли смельчак, способный отобрать его?» В документе, который сопровождал приз в клуб было сказано: «любой яхтенный клуб, желающий побороться за трофей имеет право подать заявку, а нью-йоркский клуб обязан ее принять, но предварительно согласовав правила проведения регаты».
Спустя время, в 1868 году о своем желании побороться за Кубок «Америки» заявили британцы. Их желание вернуть заветный Кубок на Родину было столь велико, что казалось их лица горели до сих пор от американских пощечин. Джеймс Эшбери, который являлся главой яхтенного клуба в Гарвиче заявил об участии на судне под названием «Камбрия». Всего в том году, в регате приняло участие 18 лодок. Итог был таков, что англичане оказались на десятом месте. Спустя год, Джеймс Эшбери опять заявил об участии, но уже на яхте «Ливония». Парусность этого судна была 1 685 квадратных метров, а парусность яхты «Америка» была в четыре раза меньше. Однако, по результатам семи гоночных этапов, американцы были признаны лидерами.
Хотя эту победу можно было оспорить, потому что судьи-американцы подсуживали своим соотечественникам.
Когда Джеймс вернулся в Британию, то он выдвинул обвинение против американцев. Эшби обвинял «хозяев» Кубка в неспортивной борьбе, американцы обвинили его в нечестности. Очередная борьба за Кубок состоялась с канадскими яхтсменами, которые не были сильными соперниками. А вот англичане заявили о своем желании отыграться почти двадцать лет спустя. Тогда, в 1885 году в нью-йоркской акватории сошлись в соревновании британская «Галатея», под руководством Уильяма Гленна, а с американской стороны участвовало судно под названием «Мэйфлауэр», одержавшее победу в итоге. В следующем году хозяева Кубка одержали победу над шотландской яхтой «Тисл». Вскоре, пришедший к руководству клуба, экономист Джон Морган изменил правила регаты, проводимой за Кубок «Америки». Они были составлены так, что изначально ставили претендента на заветный трофей в невыгодное положение.
После введения таких правил, европейцы перестали подавать заявки на участие, что можно было расценить как отказ от участия в этом сомнительном соревновании. Спустя годы, на закате XIX-го века, в борьбу за Кубок вступил британский лорд Данревен, который был известен своим упрямым характером и крутым нравом, любитель споров. Спустя еще год, в 1893 году, за известный приз боролись английская «Валькирия II» и американская «Виджилент». Американцы сохранили свое лидерство благодаря тому, что на яхте противникам сорвало спинакер в сильнейший шторм.
Борьба продолжается…
Прошло два года, прежде чем «Валькирия III» выступила против американской яхты «Дефендер». Проиграв, лорд Данревен заявил, что американские яхтсмены втайне, перед началом соревнования загрузили в трюм балласт, который выгрузили в ночное время после того, как им указали на нарушение. Это заявление англичанина никто всерьез не воспринял. В следующей регате «Валькирия III» была дисквалифицирована за то, что она случайно задела «Дефендера» гиком. Но, английский лорд не сдался, он составил письмо, который направил в адрес организаторов соревнования. Он был не согласен с решением судей, утверждая, что ему мешали другие суда во время регаты. Ему не ответили.
По приезде на Родину, Данревен отправил в нью-йоркский яхтенный клуб письмо о том, что он отказывается от почетного членства. В это же самое время, американцы, на общем собрании, лишили его этого звания, мотивируя свое решение тем, что за хорошее отношение к нему, лорд ответил клеветой и недоверием. Британцы очень разозлились на такой выпад американцев. Их мошеннические действия заставили относиться англичан к ним как к людям без чести и совести. Все яхтенные клубы Англии приняли решение никогда больше не сражаться за этот злополучный трофей. Узнав об этом, американцы попросту растерялись, они не знали что делать, ведь это был бойкот.
Такое положение вещей было не выгодно американцам, так как мнение британцев очень ценилось не только среди европейских яхтсменов, но и среди канадских.
Казалось, что о соревновании можно забыть навсегда. Ну и что теперь, разве плохо, что он всегда будет в нью-йоркском яхтенном клубе? Теперь он как безмолвный укор яхтсменам, которые в попытке завоевать его забыли о человеческих качествах: честности, благородстве, искренности. Одумавшись, руководство клуба приняло срочные меры: отправило в страну туманного Альбиона своего представителя с двумя целями: убедить британцев в том, что больше не повторится то, что произошло с Данревеном и Эшбери и представитель обязан был найти в Англии нового спортсмена, готового сразиться за поощрительный приз. Переговорщик должен был приложить все усилия к тому, чтобы найти такого яхтсмена, уговорить его, обещать, что американская сторона пойдет на любые условия, даже оплатит все расходы по строительству судна и содержания экипажа.
Это предложение было шикарным, казалось от такого англичане не смогут отказаться. С представителем американской стороны вежливо разговаривали, но отношение свое к американцам британские яхтсмены не изменили, поэтому представителю клуба не удалось найти желающего побороться за Кубок. Неожиданно для всех, он обозначился – человек готовый вступить в борьбу за «кувшин». Сэр Томас Липтон был далек от этого спорта, но из принципа он согласился поучаствовать в регате. Хозяин компании по производству чая, который полюбился как англичанам, так и американцам, заявил о своем участии в соревновании.
Яхтсмен или бизнесмен?
Господин Липтон встретился с посланником американского клуба, заявив, что кроме него никто не будет участвовать. У него не имелось судна для участия, но Липтон заявил, что это дело наживное. Он не состоял ни в каком яхтенном клубе, но и это не проблема. Главное, чтобы американцы дали согласие на то, чтобы участвовал именно он. Если они не будут возражать, то соревнование состоится в ближайшее время. Посланник понимал насколько неоднозначна эта ситуация и попросил у Липтона один день для того, чтобы посоветоваться со своим руководством. Члены американского яхт-клуба согласились на предложение Томаса Липтона. Если бы на месте Липтона был другой джентльмен, он мог бы оскорбиться тем, что ему пришлось ждать ответа целый день, но сэр Томас, который получил свой титул не так давно, не придал этому значения.
В Америку была отправлена телеграмма, после которой члены клуба оказались в тупиковой ситуации. Вроде бы представители известных фамилий не были аристократического происхождения, но это не мешало им считать себя таковыми и причислять к наследникам знатных родов. Американцам очень льстило бороться с наследниками настоящих аристократов каким являлся лорд Данревен. Липтона же они считали самозванцем.
Выхода у американской стороны не было, ведь этот бизнесмен единственный, кто согласился на их условия.
Тем более, что он создал настоящую чайную империю, начав с нуля и отказывать такому человеку было нельзя. Действительно, сэр Томас работал в магазине отца – выполнял мелкие поручения. Юношеские годы он провел по другую сторону Атлантики. Его послужной список был обширен. Именно у американцев Липтон научился коммерческому делу, овладев этим мастерством в полной мере для того, чтобы построить собственный бизнес.
По возвращению на Родину, Томас открыл небольшой магазинчик бакалейных товаров. Работал он один. Самостоятельно доставлял товары покупателям, будучи директором своего предприятия. Товар он закупал у фермеров, чтобы не переплачивать посредникам и привлечь клиентов низкими ценами. Так, Липтон открыл еще один магазинчик, а потом еще и еще и вскоре их стало больше двадцати. Для привлечения клиентов, он шел на различные уловки. Например, он попросил одного из художников нарисовать интересные рисунки-карикатуры, которые красовались в витринах его магазинов, привлекая и веселя покупателей. Однажды, на Рождество, в его магазине образовалась огромнейшая очередь. Многие хотели попробовать сыр, который Липтон выписал из Америки. Ничем особым сыр не отличался, кроме того, что это была гигантская головка.
В один сезон на острове Цейлон неизвестная болезнь охватила все кофейные кусты и они погибли. Томас Липтон не спасовал и выкупил буквально за гроши земельные участки под чайные плантации. Он хотел, чтобы покупатели пили настоящий чай, его девиз был: «только что с полей – в кружку». В те времена ходила легенда, что судно с Липтоновским чаем, который он лично сопровождал, попало в шторм. Во имя спасения судна и команды, капитан отдал приказ побросать все мешки в воду. Хозяин товара остановил его, попросив принести краску и кисть. На каждом мешке он написал призыв о том, что пить следует только чай Липтона. После шторма, мешки прибило к берегу, с тех пор даже африканцы знали, что нужно пить чай Липтона.
По всей Англии были развешаны плакаты с рекламой его чая, даже на поездах. В порту был праздник, когда разгружали корабли с чаем, пришедшие с Цейлона. Позаботился чайный король и о развенчании мифа о том, что в чайную смесь подмешивают помет. Наилучшие уважаемые специалисты, которые составляли смесь «Липтон» головой ручались, что этот чай чист, он без помета. Липтон пошел дальше: вместо того, чтобы продавать свой чай на развес, как это делали все чаеторговцы, он придумал упаковку для своего продукта. Плотно запечатанные коробки с обложек которых любителям напитка подмигивала очаровательная индианка. Позже, на коробках с чаем стали печать портрет самого «чайного короля».
Его чай был самым любимым в Британии, он не оставил равнодушным даже королевскую семью.
Достоин титула
В итоге, королева посчитала, что Липтон не только великодушный благотворитель, он способствует тому, что в Британии складывается истинно английский уклад жизни. В связи с этим, она приняла решение о присвоении ему почетного титула. Так, Томас Липтон стал сэром и был посвящен в рыцари. Скорее всего, принц Уэльский приложил к этому руку, ведь у него были теплые приятельские отношения с Липтоном. Хотя истинная аристократия не хотела признавать и принимать новоиспеченного сэра. Не хотели его и принимать в члены яхтенного клуба Royal Yacht Squadron, который располагался на острове Уайт. Следуя примеру этого элитного клуба, другие также не желали видеть сэра Липтона среди членов своих клубов, где участниками были исключительно потомки знатных династий.
Члены нью-йоркского яхтенного клуба прекрасно поняли, что своим участием в регате за Кубок, Томас хочет улучшить свое положение на Родине. Кроме того, это станет прекрасной рекламой для его чая на американском рынке. Как правило, американцы не жаловали иностранных бизнесменов, но преимуществ от участия Липтона в соревновании было больше, поэтому, на его заявление об участии они ответили согласием. Как только создатель чайной империи узнал о решении американцев, он не медля ни минуты начал осуществлять свой план по завоеванию заветного трофея. С аристократическими знаменитыми и влиятельными яхтенными клубами ему договориться не удалось. Тогда сэр Липтон обратился к Королевскому клубу Ольстера. Все преимущество этого небольшого и небогатого клуба состояло в приставке «Королевский». Сколько он за это заплатил неизвестно, исторических данных об этом не имеется.
Был грандиозный скандал. Все британские яхтсмены выказывали свое недовольство по отношению к новоиспеченному аристократу, который осмелился пренебречь бойкотом, который они объявили американцам. Главу Королевского клуба заставляли лишить Томаса членства. Но сэр Липтон не придавал значения слухам и сплетням, которые витали вокруг его персоны, он готовился к знаковому соревнованию. Совсем не придавать значения общественному мнению у него не получилось. Наверное, поэтому свое судно он назвал «Шэмрок», что в переводе с ирландского языка означает трилистник. Яхту покрасили в традиционный ирландский цвет – зеленый. Кроме того, Липтон прекрасно знал, что большая часть членов нью-йоркского клуба были родом из Ирландии. Паруса его судна были желтого цвета, как дань памяти исторической Родине – Шотландии. Великое множество британских флагов на яхте стали символом любви к нынешней Родине, где у него был успешный бизнес.
Когда были закончены все приготовления к регате, яхта «Шэмрок» пересекла океан и пристала к американским берегам. Сэр Липтон же предпочел явиться на соревнование посредством паровой машины. Чтобы не нарушать правила, но и не оказаться в невыгодном положении, Томас заставил американцев пообещать, что шансы обеих сторон, сражающихся за Кубок будут равны. До начала соревнований суда, которым предстояло гоняться должны были быть обмерены независимыми людьми. На суда должны быть нанесен маркер, который определял бы достоверное положение ватерлии. «Чайный король» потребовал очистить акваторию, где будут проводиться соревнования от кораблей и яхт, которые не будут принимать участие в регате. Для этого, американцы вывели на воду двенадцать контролирующих судов: катера и миноносцы, а также буксиры с корреспондентами на борту.
Целью флотилии была зачистка пространства от посторонних.
Старт регаты
Осенью 1899 года началось знаменательное соревнование, которое не получилось закончить по причине слабого ветра. И так было не один раз: гонка начиналась, но выявить лидера не удавалось, были и туманные дни, когда регаты вовсе отменяли. Две недели продолжались попытки провести соревнование. Наконец-то удалось и победителем стала «Колумбия», яхта под флагом Америки. Во время соревнований яхта Липтона сломалась и не могла завершить соревнование, понимая, что это провал сэр устроил грандиозный банкет. Он благодарил организаторов за это соревнование, сказав, что он еще вернется, чтобы побороться за знаменитый трофей. Растроганные американцы признали, что он лучший яхтсмен во всем мире. Они будут рады приветствовать его вновь на американской земле.
Спустя несколько лет ситуация повторилась: «Шэмрок II» всухую проиграл «Колумбии». Опять сэр Томас закатил щедрый банкет. Как и прежде он обещал вернуться. И сдержал свое слово. «Шэмрок III» был построен знаменитым судостроителем Уильямам Файфом. Строительство яхты-защитника американский синдикат поручил Натаниэлю Херресхофу. Все говорили, что в этот раз Томас точно добудет заветный Кубок, но американская яхта «Рилайнс» легко обошла «Шэмрок III». Подумали, что английский сэр отступит от своей задумки, но это было не так, он был весел, готов к новым сражениям. А рандеву с американским президентом придало ему энергии и сил. Вместе с Рузвельтом он посетил собственные магазине в Америке, что придавало еще большей уверенности в своих силах и возможностях. Липтон не был лишен чувства юмора, общаясь со всеми на равных, как с друзьями, даже с разнорабочими на собственных фабриках.
После увеселительного вояжа сэра Томаса по стране, тысячи американских граждан искренни стали желать победы английскому сэру. Он и сам говорил, что удача повернется к нему лицом. Соревнование стали называть сражением кошельков, поскольку это было затратным делом. Но, несмотря на свое богатство, англичанин не мог слишком часто участвовать в регате. Бизнес шел в гору, ему не требовалась реклама и сэр Липтон мог себе позволить развлекаться борьбой за Кубок, но не слишком часто. Так, в 1913 году, он, в очередной раз заявил о своем участии и добился того, чтобы правила проведения соревнований были дополнены пунктом о длине яхт.
Она уменьшилась на 15 футов и это было очень выгодно, ведь ь траты на судостроительство уменьшились практически в два раза.
Четвертый «Шэмрок», построенный Чарльзом Николсоном уже направился к американским берегам, как разразилась Мировая война. Судно стояло на якоре в нью-йоркском порту до 1920 года. Рядом с ней стояла и вторая яхта, которая должна была участвовать в борьбе за пресловутый Кубок. Тогда никто доподлинно не мог сказать, что же будет дальше, когда состоится великая битва. В том же году, суда-соперники вышли в акваторию, победу одержал «Шэмрок IV». Впервые за пятьдесят лет. Во второй гонке, также лидировал Липтон. Но, для полной победы необходимо было победить в пяти регатах. К сожалению, ему не удалось победить, так как он проиграл в последних двух гонках. Сэр Липтон не сдался и после этого поражения. Новый вызов был брошен спустя восемь лет.
Новое в Правилах
Когда спустя годы, сэр Томас подал заявку, он заранее договорился, что суда будут построены по новым стандартам, принятым международным сообществом. «Шэмрок», уже пятый по счету проектировал тот же самый Николсон. Строился он на его собственном предприятии Camper&Nicholson. Судно получилось изящным, специально предназначенным для долгих походов в океанской акватории. Яхта, которую представила американская сторона была не так комфортабельна. На ней не имелось спальных мест и множества кубриков. Она больше походила на боевой корабль, за рулем которого был Гарольд Вандербилт. Он был наследников богатейшего в мире бизнесмена. Одинаковы у яхт-соперниц были только паруса, сделанные по новейшей аэродинамической технологии, что было выгоднее.
И опять англичанин проиграл, уже в пятый раз. «Чайный король» сдался, американские яхтсмены присвоили ему титул «наилучшего проигравшего» – ему было достаточно. Кроме того, поклонники его упорства насобирали шестнадцать тысяч долларов, в качестве утешительного приза. Сэру Липтону тогда было уже 80 лет. После такого Royal Yacht Squadron принял его в свои ряды. Ведь, он так сильно этого хотел на протяжении тех долгих лет, пока пытался завоевать заветный трофей.
Все, о чем он мечтал и чего хотел добиться в жизни – добился.
Одно обстоятельство угнетало сэра, что он так ни разу не победил в американской гонке. Но справедливость все же есть на земле: в 1968 году в соревновании за Кубок одержал победу англичанин на судне под названием «Сэр Томас Липтон». Английский гимн все-таки зазвучал на американской земле в честь победы Джоффри Уильямса. Знаменательно то, что англичанин победил на яхте с именем знаменитого борца за сокровенный Кубок. Наверное, сэр Липтон незримо помогал ему в этом, чтобы сбылась наконец английская мечта.
Краткая биография
Томас Джонстоун Липтон появился на свет в шотландском городке в майский день 1850 года. Его родили были ирландцами. У отца был собственный магазинчик бакалейных товаров, где и трудился в детстве Томас. Магазин располагался в подвальном помещении. Матушка, по имени Френсис вела домашнее хозяйства, обеспечивая своей семье комфорт и уют. Всего у Липтонов было пятеро детей, но двое из них умерли еще в младенчестве. Двое старших детей сильно болели в детстве и умерли до достижения Томасом десятилетнего возраста. Чтобы помогать своему папе в его магазинчике, мальчик оставил учебу в школе. В дневное время он выполнял обязанности курьера, разнося продукты покупателям. По вечерам, Томас трудился в местной типографии и в ателье, помогая кроить рубашки.
Когда Томасу исполнилось четырнадцать, он поступил юнгой на судно, которое курсировало между Шотландией и Ирландией. Через год он на пароходе уплыл к американским берегам. Там, Томас трудился на плантациях табака и риса. Потом была работа уборщика и клерка в нью-йоркском крупном магазине. Спустя пять лет юноша вернулся в родной городок с тем, чтобы начать собственное дело. Томас открыл магазин по продаже бакалейных товаров. Его капитал тогда составлял сто восемьдесят фунтов. Благодаря живому уму и фантазии, которые он применял в привлечении клиентов позволили ему быстро набрать обороты и увеличить свой капитал. Уже через шесть лет его империя насчитывала двадцать магазинов в своем отечестве. Спустя годы, он завоевал английский и американский рынок, число его магазинов возросло до трехсот.
После, Томас увлекся производством чая, купив по дешевке цейлонские плантации. Зафрактованные им суда привозят в Англию чай в мешках, где его фасуют в аккуратные яркие коробочки на чайной фабрике Липтона. Чай высочайшего качества быстро завоевывает любовь и популярность не только у англичан и шотландцев, но и на американском континенте. В то же время, Липтон не забывает о благотворительной деятельности, жертвуя детским приютам. Это его качество и щедрые пожертвования приводят к тому, что члены королевской семьи посвящают его в рыцари и он получает титул «сэр». После того, как его фирма по производству чая превращается в трест, акции резко возрастают в цене. Это принесло сэру Липтону более двух миллионов английских фунтов.
Он увлекался не только яхтингом, пять раз предпринимая попытки завоевать пресловутый американский Кубок, но и футболом. Несколько раз, Томас организовывал соревнования по этому виду спорта на международном уровне в итальянском городе. Скончался сэр осенью 1931 года в английской столице. Личная его жизнь была яркой и насыщенной. Среди его возлюбленных были знатные дамы и артистки, но наследников «Король» чайной империи не оставил. После его смерти, состояние Липтона было отдано в благотворительные организации.
А вот бренд, в отличие от своего создателя, жив по сей день. Чай «Липтон» знают и любят во всем мире.