Если бы у меня была копейка за каждый раз, когда я писал о том, что «суперяхты растут в размерах и сложности», у меня была бы целая лодка копеек, и я был бы на пути к покупке собственной большой, сложной суперяхты. Однако я редко задумывался о том, как эта растущая сложность может повлиять на работу верфей в будущем. На самом деле, мне потребовалось новое знакомство, чтобы открыть глаза на то, насколько фундаментально появление новых технологий может изменить процесс строительства яхт.
Хотя существуют различные системы и процессы, я сосредоточусь на силовых установках, субподрядчиках по внутренней отделке и производителях специализированных систем, чтобы пояснить свою точку зрения. При этом я хотел бы отметить, что выводы являются моими собственными (с некоторым основанием на предыдущих исследовательских проектах), и поэтому я открыт для контраргументов и решений со стороны верфей и других заинтересованных сторон.
Пропульсия, вероятно, является одним из самых ярких примеров того, почему процессы на верфях могут быть вынуждены измениться в будущем. Мы находимся на интересном этапе развития рынка, где существует ряд технологий, которые борются за будущее превосходство.
Будущее – это электричество, водород, метанол, атомная энергия, аммиак, ветер, биотопливо, солнце, различные комбинации всех этих вариантов или какое-то другое решение нового поколения, которое не попало в этот неисчерпывающий список? Независимо от этого, как ни крути, будущее – штука сложная. Оно имеет множество вариантов и, следовательно, ещё большее разнообразие проблем. Есть много знаний, которые необходимо развивать у себя, особенно учитывая, что индустрия суперяхт традиционно стремится показать, что она производит именно то, что желает владелец.
Кажется почти непостижимым, что у каждой отдельной верфи будут внутренние ресурсы, чтобы охватить каждую отдельную устойчивую двигательную систему или комбинацию систем, особенно учитывая, что широко распространено беспокойство по поводу сокращения технически квалифицированных работников на верфях во всём мире. Каждая из доступных технологий имеет свои сложности и, несомненно, потребует собственных экспертов, если верфи хотят завершить работы, используя только собственные ресурсы. Будут ли верфи пытаться учиться у технологических компаний и развивать собственные навыки, или же верфи будут нуждаться в том, чтобы технологические компании выступали в качестве субподрядчиков для завершения работ? Таким образом, вопрос становится не «какие экологичные двигательные системы мы будем использовать?», а «как мы интегрируем эти системы эффективно, безопасно и экономически выгодно?».
Мы уже наблюдаем, как некоторые верфи всё чаще передают ответственность за управление проектом различным субподрядчикам во многих секторах. Заметные недавние проекты показали, что всё больше и больше ожидается услуг по управлению проектами как от субподрядчиков по внутренней отделке, так и от производителей и интеграторов специализированных яхтенных систем (пасареллы, балконы, трапы и т.д.). Сложность некоторых специализированных систем такова, что верфи уже всё больше полагаются на опыт и навыки управления проектами специалистов, привлечённых по субподряду.
Хотя это несколько экстремальный пример, если контроль субподрядчиков уже требуется для специализированных, хорошо проверенных, хорошо зарекомендовавших себя систем, представьте, насколько большую ответственность необходимо передать при интеграции ядерной энергетики или других технологий, которые на данный момент являются новинкой в сообществе строителей суперяхт.
Предполагать, что верфи не способны адаптироваться к поставленной задаче, было бы абсолютно несправедливо. Но если рассмотреть другие отрасли, которые развиваются с такой же бешеной скоростью, масштаб проблемы становится более очевидным. К другим аспектам относятся мореплавание, системы маневрирования, домашняя автоматика, автоматизация судов, AV/IT (голограммы и т.д.), системы для снижения воздействия на окружающую среду, данные и коммуникации, IOT, удалённый мониторинг – список можно продолжать, и можно сказать (с относительной уверенностью), что многие из них находятся вне типичных зон комфорта верфей.
Конечно, решения этих проблем есть. Благодаря приобретениям, партнёрству или другим способам, верфи смогут адаптироваться к будущим вызовам. Но вряд ли, учитывая то, насколько разнообразным будет будущее, они смогут сохранить тот уровень контроля, который был у них традиционно. Обязательно ли это плохо? Скорее всего, нет. Уже несколько лет рынок смотрит за пределы себя и рассматривает, чему он может научиться, что позаимствовать или украсть у других отраслей. Вскоре может произойти слияние рынка суперяхт с другими отраслями, что позволит индустрии сделать необходимые шаги к совершенству, которое она так долго обещала своим клиентам.
Материл основан на мнении эксперта в области морской индустрии – Рори Джексона.