В 1696 г. более трех веков назад осенью думские бояре одобрили указ Петра Первого. Этот указ касался важнейшего для страны новшества – создания ВМФ государства. Сильные мира сего решили, что морские суда строить нужно. В целом это был первый проект судостроения. Петр считал, что наименование лодки влияло на судьбу.
Интересно, что до недавних пор севастопольские воды были удобным «местом» катеру, созданному для пассажироперевозок. Лодка возила пассажиров от Новочеркасска до Азова, Ямала, по пути захватывала жителей Орска, Саратова, москвичей. Хаживала и до Голландии. Пассажирский катер следовал по маршруту десантного военно-морского транспорта. Ракетный крейсер этот звался «Слава». Но потом он стал носить название «Москва», заимствовав имя от дебютного российского противолодочного крейсера. Тот же взял имя от судна от руководителя эсминцев, павшего геройской смертью у Констанцы.
Балтийские воды же встречают теперь свою «Москву», которая разрезает глыбы льда. Но служили и два линкора с аналогичным названием. Один из них храбро сражался в Семилетней войне, его «побратим» помогал армии в Северной войне. Но в начале развития русского флота, когда еще далеко впереди брезжил свет грядущих побед, корабли назывались согласно Святцам.
Интересно! Первым к решению называть именами святых корабли пришел Петр I. По мнению императора, имя корабля диктовала легкость или сложность прохождения военно-морской и торговой судьбы.
Самодержцу хотелось покровительствовать кораблям, оберегать их от трудностей хода, врагов, стихий.
Еще одно правило ввел Петр: корабль с более высоким рангом наделялся именем болеепочетным. Имя самого императора увековечено на атомном крейсере. Также он стал основателем одной хорошей традиции – передавать названия кораблей их железным потомкам. История русского флота гордится 11 «Меркуриями». Второй из этого числа победил в войне с турками, потопив вражеских гигантов. Он выступал, гордо неся надпись на борту, полученное от предшественника. Когда капитан-лейтенант Казарский совершил подвиг, название «Меркурий» давали галерам, паре фрегатов, врачебному и почтовому кораблям, не забыли и о парусно-гребной лодке. Черноморский флот в эпоху современности получил еще одно судно с этим названием. Это интересный корвет, не фиксируемый радарами.
Любопытный факт! Меркурий – название двойное. Возможно, адмиралы имели в виду планету, а не бога торговых дел Древнего Рима. Хотя «Аврора» названа в честь богини. Но Афина-Паллада оказывала помощь аргонавтам в возведении лодки, хотя название судно получило в честь зодчего мастера – Аргуса. У скандинавских народов меньше запутанных моментов в названиях. Вестник судного дня называется «Нагальфар». При этом дословно наименование переводится как «корабль из ногтей усопших». Потому северные народы завели обычай: подстригать и сжигать ногти мертвецов. В этом есть сакральный смысл – нельзя достраивать корабль. Шведский флаг гордо развевается на пароме «Беда», что выглядит, мягко говоря, странно (как в мультфильме про капитана Врунгеля).
Советские лодки называли в большей степени по именам героев эпоса. К примеру, лодки «61 проекта», используемые с противолодочным умыслом, назывались «Сметливый» или «Смелый». Также сюда относятся «Стройный», «Славный». Половина коллекции флота называли на букву «С». Также чтили имена адмиралов, как и в дореволюционный период.
Стоит отметить, что о кораблях «Адмирал Нахимов» по сей день ходят легенды, связанные с черной полосой в судьбе этих гигантов. Обычно жизнь их была короткой, как и у черноморского крейсера. Хрущев решил, что корабли нужно пустить на иголки. Потому название ходило недолго. Теплоход «Адмирал Нахимов», созданный для пассажирских перевозок, столкнулся в Цемесской бухте с балкером «Петр Васев». Эта крупнейшая катастрофа в Черном море случилась в 1986 г. «Собрат» его, атомный крейсер «Нахимов» тоже выполнял задачи не так долго, как планировалось.
У крейсера «Варяг» героическое историческое прошлое, связанное с названием. Японцы, захватив судно, приведя его в порядок, переименовали лодку по названию самого северного мыса Хокайдо. Лодку стали называть «Соя». Правда, на корпусе имя указывать не стали. Потому судно снаружи осталось «Варягом».
Только тут есть еще один момент. Японцы уважали корабль, самоотверженно сражавшийся в борьбе. Потому переименовывать официально не стали.
Символические критерии, взятые за основу для обозначения корабля, оправданы суеверными взглядами. В XIX в. «Царя» знала вся Русь. Но однажды в 1973 г. 21 октября ночью он столкнулся на Ладожском озере. К этому привела ошибка в навигации, и судно врезалось в «Царицу», унеся с собой жизни 50 пассажиров. Мастодонт русского флота утонул, а пострадавшая железная «красавица» осталась на поверхности воды.
По старому поверью, нельзя выходить в море в пятницу. По этой причине только небольшие катерки да яхты называют «Пятницей». Моряки относятся к суевериям с пониманием. Есть откровенные их приверженцы. Но есть и те, кто не боится называть 11 кораблей «Титаниками», среди которых гиганты-контейнеровозы, суперяхты, суда для рыбной ловли, баржи.
По водам и мирового океана они курсируют под флагами Германии, Польши и других государств.