После объявления о создании совместного предприятия между Porto Montenegro и Drydocks World Dubai мы выяснили, как Porto Montenegro и Черногория в целом могут служить отличным примером того, как развивать круглогодичное место для суперяхт.
«Я здесь уже почти 15 лет, и одно из первых дел, которое я сделал, когда приехал, — это осмотрел старую базу арсенала, которую сейчас занимает Porto Montenegro, а затем посмотрел на Adriatic Shipyards в Биеле», — начинает Тони Браун, директор марины Porto Montenegro. «Первоначальное видение Porto Montenegro предполагало наличие верфи, но не на месте. Верфь Биела была предприятием, которое ещё не оправилось от экономических санкций, введённых во время балканского конфликта в 90-х годах, и имела достаточные возможности для создания смешанного объекта с мариной и верфью, но мы решили, что важно создать сначала роскошное место для суперяхт (Porto Montenegro), а затем дополнить его верфью (Adriatic 42)».
Как объясняет Браун, планы по созданию Adriatic 42 вынашивались в течение некоторого времени, но переломным моментом стало то, что Porto Montenegro, в рамках совместного предприятия с Drydocks World Dubai, смог успешно провести тендер на строительство самого объекта. Созданное совместное предприятие представляет собой партнёрство 50:50, которое опирается на местный опыт и связи Porto Montenegro с правительством Черногории и возможности Drydocks World Dubai, когда речь идёт о судостроительной деятельности. По словам представителей Porto Montenegro, цель состоит в том, чтобы превратить Adriatic 42 в мирового лидера по ремонту и обслуживанию суперяхт.
Развитие объекта включает в себя проектирование и строительство новой инфраструктуры и модернизацию существующих объектов. Согласно условиям концессии, Adriatic Marinas инвестирует около 20 миллионов евро в течение первых трёх лет. По завершении оценки первая фаза развития будет включать в себя тестирование всей существующей инфраструктуры, анализ целостности, работу над точками крепления плавучего дока, строительство причала с подъёмником, восстановление южного причала и реконструкцию существующей надстройки. По завершении строительства Adriatic 42 будет обладать грузоподъёмностью 10000 тонн, плавучим сухим доком длиной 180 метров и путевым подъёмником грузоподъёмностью 720 тонн, а также другими необходимыми удобствами и сооружениями.
«Новый проект напрямую говорит о самой отрасли и тенденциях, которые в ней происходят. Адриатика открывается, 15 лет назад Черногория считалась непроходным местом для суперяхт, а теперь она стала обычным местом для круизов большинства суперяхт», — продолжает Браун. «С увеличением размеров яхт и совершенствованием коммуникационных технологий владельцы и гости чартеров получили возможность проводить больше времени на борту и становиться более авантюрными. Кроме того, в традиционных центрах (особенно для самых больших суперяхт) порт заказов переполнен, а мощности марин в дефиците, поэтому Черногория идеально подходит для того, чтобы извлечь из этого выгоду. Наличие верфи, способной обслуживать самые большие суперяхты на рынке, жизненно важно для реализации этой стратегии».
Само по себе строительство пристаней для суперяхт может быть успешным, если только регион, о котором идёт речь, надеется стать местом для круизов, а не круглогодичным центром. Из разработок, которые были предприняты в Черногории, ясно, что план состоит не только в том, чтобы превратить регион в законную альтернативу для круизов, но и в том, чтобы превратить его в центр передового опыта в области суперяхтинга. Для того чтобы суперяхтинг стал действительно глобальным рынком, развитие сети премиального обслуживания является жизненно важным, и Черногория играет ключевую роль в этом развитии, особенно в свете тенденций развития флота, которые Браун уже отметил.
«Для нас это была отличная возможность строительства пристани и вспомогательной инфраструктуры, что в определённой степени сработало. Однако нельзя полагаться только на это. Наш маркетинг на протяжении многих лет был успешным, и уже существовали некоторые вспомогательные отрасли и поставщики услуг», — объясняет Браун. «Важно отметить, что по мере роста популярности Черногории в экосистему вовлекается всё большее количество устоявшихся предприятий и поставщиков услуг из Европы, и это будет очень важно для Adriatic 42. Построить инфраструктуру — это самое простое, но создать атмосферу и активность вокруг места гораздо сложнее».
По словам Брауна, Черногория имеет небольшое преимущество в плане создания сообщества суперяхт, поскольку Черногория сама по себе культурно богата и интересна. Однако он также подчёркивает, насколько важно создание увлекательной многогранной программы мероприятий, ориентированной на все заинтересованные стороны — от владельцев (как суперяхт, так и недвижимости) и гостей, до экипажа и общего туристического рынка.
«У нас есть стратегия проведения мероприятий, которая нацелена на различные сегменты рынка. Некоторые мы сохраняем, а некоторые нет, но они варьируются от международных фестивалей моды, рок-концертов, крикета, вина, поло, зимних спортивных мероприятий и всего, что между ними», — говорит Браун. «Эта стратегия подкрепляется созданием необходимых условий для обслуживания всех сегментов, таких как бесплатный клуб для членов экипажа».
Всего за 15 лет Черногория прошла долгий путь в плане того, что она может предложить рынку суперяхт, и хотя сейчас это уже признанное место для яхтинга, она всё ещё находится в начале пути. После завершения строительства Adriatic 42 владельцы самых больших суперяхт получат альтернативный сервисный центр в непосредственной близости от одной из самых известных в мире марин. Несомненно, расположение и культура Черногории способствуют развитию проекта, но Porto Montenegro, а затем и Adriatic 42 представляют собой весьма интересный пример создания нового места на рынке суперяхт.