Регистрация судна или яхты устанавливает национальную принадлежность судна, его размеры и тоннаж в целях идентификации. Она обеспечивает документальное подтверждение права собственности (в регистре) и позволяет судну осуществлять коммерческую деятельность (для оформления в порту обычно требуется предъявить свидетельство о регистрации для подтверждения гражданства). Регистрация предоставляет признание в качестве судна государства флага и позволяет пользоваться обычными привилегиями, предоставляемыми судам этого государства, а также даёт права на консульскую помощь в иностранных портах и ​​защиту со стороны государства.

Как упоминалось выше, основная причина регистрации по Части Первой (в качестве торгового судна или прогулочного судна) заключается в том, чтобы позволить владельцу использовать судно в качестве обеспечения для морской закладной. Большинство финансовых компаний предпочитают, чтобы их сборы регистрировались в реестре, и поэтому требуют, чтобы судно было зарегистрировано по части первой, для того чтобы эта процедура могла иметь место.

Что касается государства флага, то регистрация ограничивает и контролирует право собственности на суда под этим флагом. Она также облегчает покупку, продажу и, как уже отмечалось, закладную, поскольку доказательства правового титула предъявляются покупателю или кредитору с помощью сведений в реестре. Государство флага также получает с этого доход. Это особенно важно для “британских” оффшорных регистров для яхт, таких как Каймановы острова и Британские Виргинские острова. Существует также элемент престижа для малых государств с большим количеством зарегистрированных судов. В некоторых обстоятельствах стратегическое значение имеет также ведение регистра судоходства (например, островное государство, которое зависит от своих собственных судов для перевозки импорта или экспорта).

В удобном флаге есть очевидные преимущества для судовладельцев. Существует свобода найма иностранных граждан, низкий налог на прибыль компаний, низкие регистрационные сборы, низкие обязательные сборы за проведение обследований, возможное ограничение ответственности владельца и более смягченный валютный контроль. Могут также существовать неограничительные права собственности, позволяющие зарегистрироваться иностранному гражданину или компании. Наконец, собственник может получить выгоду от двусторонних или многосторонних соглашений этого государства о торговле, ввозе в порт или налогообложении.