King Shark – не самая большая яхта Rossinavi; это звание принадлежит High Power III (ранее Numptia), которая в целом такой же длины, но немного большего объёма. И это не первая дизель-электрическая яхта верфи. Ранее был создан Endeavour II в 2017 году. Однако, когда King Shark будет запущен в конце этого года, он будет считаться одним из самых технически продвинутых проектов пользовательского конструктора на сегодняшний день.
King Shark создан для постоянного клиента, который хочет путешествовать по миру от обычных круизных маршрутов Средиземного и Карибского морей до гораздо более суровых условий Балтийского моря и арктических регионов. Желая большой дальности плавания и автономности исследовательской яхты, клиент также хотел использовать современные двигательные установки. Будучи бывшим владельцем 49-метрового Polaris, он сразу обратился к той же команде разработчиков и дизайнеров, что и ранее: Энрико Гобби из Team for Design для экстерьера и интерьера, Джузеппе Аррабито для военно-морской архитектуры и Rossinavi для строительства.
Новая яхта King Shark высотой 70 метров и 1560 GT является шагом вперёд по сравнению с предыдущей алюминиевой Polaris – и не только по длине и объёму. Для плавания в ледяных водах Арктики требовался усиленный стальной корпус, отвечающий требованиям категории II финско-шведских правил ледового класса для летних условий. Тендерный 10-метровый лимузин, также строящийся в Rossinavi, имеет ледовую категорию II.
«Не менее важна защита систем охлаждения забортной водой в условиях минусовых температур», – говорит представитель владельца, Альберт Макилрой из Optimus Navi.«Водозаборники морских сундуков сконструированы таким образом, что они не могут быть заблокированы льдом; на ходу более тёплая охлаждающая вода из генераторов сбрасывается в морские резервуары; а при использовании берегового питания в порту у нас есть резисторы, которые слегка нагревают воду, чтобы она не замерзла».
Но наиболее существенным отличием от предыдущей яхты владельца является дизель-электрическая (ДЭ) силовая установка, которая до сих пор является редкостью для суперяхт. В системе ДЭ дизельные двигатели служат в качестве генераторов для выработки электроэнергии для гостиничных служб, а также для обеспечения тяги через гибкие кабели к электродвигателям, приводящим в движение гребные винты. Отсутствие приводных валов означает, что редукторы не нужны.
Разработка экономичного судна
Положительные стороны ДЭ — более эффективное управление питанием, гибкие компоновочные решения, а также меньший уровень шума и вибрации, поскольку нет жёстко установленных приводных валов. Обратной стороной является более высокая начальная стоимость и больше места, необходимого для всех преобразователей частоты и коммутаторов — ценная область, которая в противном случае могла бы быть выделена для использования владельцем или гостем.
«Владелец видел направление, в котором развивается природоохранное законодательство, и с самого начала был заинтересован в альтернативах обычным рядным валам», – говорит Федерико Росси, главный операционный директор Rossinavi. «Мы считаем, что дизель-электрические яхты — это больше о позитивном восприятии и эффективном использовании энергии, чем об экономии топлива».
У King Shark есть версия дизель-электрической силовой установки нового поколения с капсулами Rolls-Royce Rossinavi, установленными на 50-метровом Endeavour II. Пять генераторных установок Caterpillar (3 единицы 1025 эл. и 2 единицы 337 эл. кВт) обеспечивают мощность около 3,8 МВт для гостиниц и транспортных средств. Винты фиксированного шага изначально предназначались для двух азимулирующих гондол Rolls-Royce Azipull AZP85, соединённых с электромоторами Marelli мощностью 1570 кВт.
Однако было принято решение перейти на гребные винты с регулируемым шагом, поскольку они более эффективны во всём диапазоне скоростей вращения и условий нагрузки. King Shark будет развивать максимальную скорость 17 узлов, крейсерскую скорость 15 узлов и дальность плавания более 6000 морских миль при 12 узлах.
В отдельном техническом помещении на нижней палубе находится электрическая система SAVe Cube с водяным охлаждением. Все преобразователи частоты, приводы и распределительные щиты интегрированы в автономный блок, чтобы сэкономить место и упростить установку, а также их легче охлаждать и требовать меньшего количества подключений. Обороты двигателя автоматически регулируются в соответствии с потребляемой мощностью наиболее экономичным способом. Ещё одно техническое помещение в «корабельном стиле» на нижней палубе объединяет оборудование, такое как котлы, системы очистки воды Hamann и системы пожаротушения Ultrafog.
«Преимущество дизель-электрического двигателя с эксплуатационной точки зрения заключается в его универсальности и избыточности», – говорит Макилрой, который привнёс в проект свой опыт эксплуатации на борту торговых судов и суперяхт. «В зависимости от потребности в мощности мы можем использовать несколько комбинаций дизельных двигателей, и если один из них выйдет из строя, это не означает конец круиза. 100-процентный крутящий момент и возможность работы на нулевой скорости азимутирующих электрических модулей также обеспечивают полное динамическое позиционирование».
Из-за сложности системы ДЭ Макилрой посоветовал держать её отдельно от других систем мониторинга яхт, чтобы облегчить экипажу обнаружение проблем. Все основные системы имеют резервное копирование, включая установку кондиционирования воздуха и насосы для SAVe Cube с водяным охлаждением, подруливающие устройства и генераторы. Несмотря на всё дополнительное оборудование, логическая планировка машинного отделения и технических помещений означает, что оборудование легко доступно для обслуживания.
Rossinavi за свой счёт внесла несколько обновлений в спецификации сборки. Сюда входило добавление резервуара для хранения масла в корме для наполнения и разгрузки контейнеров, а также водонепроницаемые двери между отсеками для хранения, чтобы обеспечить больше места для хранения и избежать затопления обеих комнат в случае аварии. Мягкие вставки в перегородках отсека для капсул означают, что электромоторы Marelli можно убрать в гараж для тендеров и в помещение SAVe Cube, если необходимо.
Скрытые дизайнерские сюрпризы
Мускулистые внешние линии похожи на Param Jamuna IV и Polaris из серии Prince Shark полуавтоматического перемещения от Team for Design, но растянувшись на 70 метров и пять палуб (плюс нижняя палуба), эффект в целом более впечатляющий. Отличительной чертой дизайна являются наклонные вперёд окна на палубе владельца и моста (на яхте будет полуинтегрированный мост Böning/Rolls-Royce). В настоящее время даже очень большие окна гибко фиксируются с помощью клея, но для окон, весящих около 500 кг и наклонённых под углом 45 градусов, было сочтено разумным также предусмотреть механические крепления.
Что касается компоновки, King Shark преподносит несколько сюрпризов. На нижней палубе есть четыре стандартных гостевых люкса и помещения для экипажа, но из-за комнаты SAVe Cube и комнат-капсул на корме есть место только для небольшого пляжного клуба с сауной и дневной зоной отдыха.
Вместо этого массажный кабинет, хаммам и огромный тренажёрный зал с раздвижными стеклянными дверями во всю высоту были перенесены на главную палубу вперёд вместе с каютами первого офицера и главного инженера. Лазарет рядом с тренажёрным залом может использоваться как каюта для нештатных сотрудников. В кормовой части главного вестибюля, где на лестничной площадке между верхней и нижней палубами будет расположена сделанная на заказ хрустальная люстра, находится главный салон с закрытым кинозалом.
В переборке кинозала стена из оникса с водным каскадом, с видом на открытую кормовую палубу — овальный диван, трансформируемый в обеденный стол на 12 человек. На палубе владельца главная каюта имеет прямой доступ к частной передней террасе с ещё одним водным каскадом. На миделе есть VIP-люкс, а в небесном лаундже есть винный шкаф с регулируемой температурой, отделённый от салона стеной из ониксовых колонн. Оникс с задней подсветкой украшает классический современный интерьер, а также мрамор Calacatta Lincoln и Marquinia nero, глянцевое чёрное дерево и светлое дерево Tay с атласной отделкой.
King Shark – это технологический подвиг
Одной из сильных сторон Rossinavi как специализированной верфи является её инженерная экспертиза, которая проистекает из того, что в прошлом она была субподрядчиком других итальянских верфей, прежде чем стать полноценным строителем самостоятельно. Федерико Росси сравнивает passarelle из алюминия и углеродного волокна с тем, что Apple могла бы разработать, если бы строила лодки. Полностью выдвижная конструкция была невозможна из-за помещений для отсеков и подкрановых перекладин в гараже.
Гениальное индивидуальное решение представляет собой частично убирающийся трап со встроенными ступеньками, которые складываются так, чтобы отражать лестницу на транце по левому борту. Концевая секция складывается в кормовую платформу, и при выдвижении крышка с тиковым покрытием поднимается на ножничном подъёмнике, чтобы заполнить нишу.
«Наша верфь работает уже очень давно, и такие крупные технические проекты, как King Shark, позволяют нам использовать весь опыт строительства и инженерные знания», – говорит Федерико Росси. «На рынке, где серийные строители предлагают 50-метровые яхты, это означает конкурентное преимущество для нас и добавленную стоимость для клиента».