В 2013 году на территории Соловецкого морского музея было спущено на воду судно «Святой Петр». Оно является точной копией того судна, на котором российский император Петр Великий прибыл в это место из Архангельска.
Корабль «Святой Петр», построенный в двадцать первом веке, по размеру уступает оригиналу, но зато на нем есть некоторые современные технологии, включая мотор. Главная особенность судна — способ постройки. Дело в том, что оно построено по старинным технологиям руками любителей деревянного строительства кораблей.
Александр Лапенко, который руководил постройкой судна и был главным инженером, рассказал о постройке судна. Он рассказал, что большинство людей представляет современные суда следующим образом: это белоснежная и отблескивающая на солнце яхта, в которой установлены различные технологические системы. Однако внешний вид судна «Святой Петр» является прямо противоположным классическому варианту яхт, но в технологическом плане ничем не отстает от лучших представителей мира яхтинга.
В судне есть все, необходимые для комфортных путешествий: оно оборудовано картплоттером, эхолотом, навигатором и так далее. Даже управление парусами полуавтоматические. Конечно, разработчики судна могли создать и полностью автоматическую систему управления парусами, но отказались от этого по простой причине — это испортит историческое правдоподобие корабля. Скоростные характеристики судна, разумеется, несколько уступают современным представителем мира яхтинга: максимальная скорость судна — около восьми узлов в час. Однако цель создание судна попросту другая — современные яхты создаются для гонок, а эта — для восстановления исторического наследия. Главное — эстетика.
Идею о постройке данного судна выказал российский историк Сергей Морозов, которого сейчас нет в живых. Он успел создать собственную общественную организацию, которая и расположилась в этой местности. Товарищество северного мореходства специализируется на изучении и популяризации исторических и культурных ценностей, связанных с Русским Севером. Большое внимание уделяется именно вещами, связанными с морской жизнью людей, живших на этой территории.
Члены организации неоднократно плавали по Белому морю. Во время своих путешествий они находили вещи, которые пополняли морской музей товарищества. Вначале команда обладала лишь одним судном для совершения экспедиций, которое решили назвать в честь погибшего основателя организации, а по прошествии десяти лет началась постройка второго корабля. На протяжении десяти лет верфь, на которой и происходила постройка уменьшенной копии личного судна Петра Первого, привлекала к себе внимание любопытных посетителей.
И среди посетителей были не только ищущие развлечений местные жители: сюда приезжали со всех уголков Российской Федерации.
Многие люди помогали с постройкой данной лодки, хотя большая их часть ничего не знала о постройке судов. Однако они желали исполнить мечту погибшего историка. Кроме того, Соловки — крайне притягательное место с отличными людьми. Все строители этого судна не были профессионалами своего дела и создавали подобный проект впервые. За годы постройки они набрались бесценного опыта и наконец, осуществили мечту, которая с первого взгляда считалась невозможной: построили свое судно.
Соловецкий морской музей расположился в древней постройке, где раньше хранились гребные суда. Члены организации занялись восстановлением этой постройки, которую изрядно потрепало время, и превратили его в место, аналогичных которому нет, наверное, во всей России.
Экскурсоводами на территории этого музея работают студенты, проходящие обучение на историческом факультете Московского Государственного Музея. Они прошли специальные курсы и получили исчерпывающую информацию о представленных экспонатах. Кроме того, отбор в экскурсоводы был крайне серьезным, и получить работу здесь можно был только со знаниями. Свой рассказ экскурсоводы начинают со слов о том, что создание российского флота императором Петром Великим — миф. Однако это можно назвать мифом лишь частично: дело в том, что российский правитель основал военный флот государства. А флот, связанный с торговлей, промыслом или просто перемещением жителей по различным местам страны существовал на протяжении нескольких столетий.
В экспозиции, которая расположилась на небольшом балконе, показаны вещи, полностью доказывающие эти слова: различные древние карты, используемые торговцами во время длинных переходов, снаряжение и так далее. А под этим балконом проходила постройка будущего экспоната музея: создавая изрядный шум, здесь трудились строители копии императорского судна «Святой Петр».
Постройка длилась крайне длительное время, а в то время, когда процесс подходил к концу, организаторы начались задумываться над местом спуска судна на воду. Дело в том, что на берегу, где проходила постройка судна, было очень мелко. Сначала была высказана крайне необычная, но в то же время очень дорогостоящая идея: переместить судно с использованием грузового вертолета. По причине отсутствия финансов не использовали и перемещение судна с помощью крана.
Есть и другая, достаточно необычная и в то же время подходящая идея: подождать наступления зимы, выкатить судно на лед и подождать начала весны. Лед растает, и судно окажется на воде. Это — традиционный метод, используемый на протяжении столетий. Однако у него есть существенный недостаток — время ожидания. Опробовать судно можно будет только спустя год, и, кроме того, была бы нарушена одна из немногих традиций организации: все важные события нужно делать в день покровителя товарищества. Им является святой Иринарх Соловецкий, и празднование приходится на тридцатое июля. В итоге было решено использовать слип — наклонную береговую площадку для спуска судов на воду.
29 июля на остров стали прибывать посетители, которые захотели понаблюдать за тем, как «Святой Петр» спустится на воду. Все застыли в радостном предвкушении, судно начали спускать, но, как выяснилось, все было далеко не так просто, как планировалось: корабль, вес которого составляет двадцать тонн, продавил слип.
Организаторы пытались сдвинуть судно, однако ничего не получалось. Местный священник, иеромонах Герман, отслужил молебен об удачном исходе дела.
Ближе к полночи на берегу собралось огромное количество посетителей. Их привлекла решающая попытка сдвинуть корабль с места: к бортам судна были привязаны понтоны, которые во время прилива поднимут корабль над слипом, однако это технологическое решение не сработало. Кто-то из посетителей высказал достаточно необычную мысль: а что, если всем находящимся здесь людям переместится на понтоны, чтобы создать противовес? Это сработало, и корабль спустился на воду.