На днях марина Porto Montenegro (Черногория, Тиват) получила весьма престижную награду – 5 Gold Anchor Platinum, что делает её одной из лучших портов мира.
Награду вручили такие именитые организации, как Marina Industries Association и Yacht Harbour Association. И сделано это не просто так…
В 2006 году канадский бизнесмен с еврейскими корнями Петер Мунк задумал крупное предприятие. Ранее разбогатевший на недвижимости, добыче золота и строительстве недорогих курортов бизнесмен решил перейти в высшую лигу и построить роскошное убежище для миллионеров в Средиземноморье, а конкретно в Черногории. Проект поддержали такие знаковые фигуры, как братья Ротшильды, Шандор Арно и Бертран Демьян. Тут как тут (3 июня 2006 года) подвернулась независимость Черногории и проект, названный Порто Монтенегро, начал реализовываться со стремительностью горной лавины.
Довольно скромное название “Марина” (от испанского “стоянка яхт”) в видении Мунка и его партнёров представляет собой суперроскошный городок для владельцев дорогих судов и обслуживающего персонала. Конечно же, в Порто Монтенегро есть причалы для яхт всех типов и практически любой длины. Одновременно Порто Монтенегро может принять более 450 различных судов. Однако владельцев яхт привлекает не только и столько удобство Которского залива как места для причаливания. Авторитет инвесторов, вложивших в проект около полутора миллиарда долларов, позволил очистить от железного наследия Второй мировой войны дно залива, а правительство Черногории предоставило Порто Монтенегро значительные налоговые и таможенные льготы. Кроме того, страна пока не входит в Европейский Союз, что позволяет местным властям сделать тарифы ещё более привлекательными.
К примеру, зашедшие в Порто Монтенегро яхты приобретают топливо без НДС. На практике это означает, что расходы по этой статье сокращаются на 45%. Не менее щадящими являются налоги на прирост капитала и на общий доход. Новые яхты, изготовленные в других странах, регистрируются в этом регионе Черногории без НДС. Построить яхту можно и на местной верфи. Предельно либерален режим входа в марину – на практике достаточно оплатить от 420 до 1 500 евро за доступ, после чего пограничные органы попросту теряют интерес к владельцам и пассажирам яхт.
Не отстаёт от государственных органов и администрация Порто Монтенегро. Арендаторы мест у причалов получают пристань на годы вперёд. При желании они могут передать своё место в субаренду и сохранить 85% арендной платы. В любое время года их яхту ждёт свободное место у причала. Цена аренды фиксирована и не зависит от колебаний курсов валют.
С учётом этих факторов, а также того, что в радиусе 100 км от Порто Монтенегро находятся три международных аэропорта, а к курорту ведёт живописная автодорога, черногорская марина является если не самым лучшим, то одним из лучших яхтенных причалов в мире. Это подтверждают и оценки крупнейших профильных международных организаций, согласно которым черногорская жемчужина признана лучшей из яхтенных гаваней в мире.
В итоге усилиями иностранных инвесторов Черногория получила зону отдыха, в которую входят не только яхтенные причалы и сопутствующая инфраструктура, но и превосходные отели, роскошные магазины и шикарные клубы.