Российское правительство задумалось о возможностях яхтинга на родине, решив закрепить отношения с яхтсменами особым способом. Принята концепция, способствующая прогрессу парусного туризма, действующая до 2030 г.
Центральным уголком эволюции яхтенного бизнеса и отдыха становится Краснодарский край, где состоялось обсуждение больной темы, и участники форума утвердили документ. Россия значительно отстает в этом деле от зарубежных коллег. Причем исследования показывают, что разница довольно ощутимая, составляет 50 лет. Преступно игнорировать парусный спорт, поскольку он способствует продвижению туризма в целом. Кубань для этого является примечательным местом благодаря теплому климату, морю. Капиталовложения требуются большие. Инвестировать замысел придется, привлекая 800 млрд. руб. Разумеется, без господдержки только на инвесторские вливания рассчитывать не приходится.
Суть новаторских идей
Распространение яхтенного спорта прописано в концепции. Правительственные структуры определили миссии, распределили приоритеты, опираясь на географию, экономические и инфраструктурные нюансы. Разрабатывая документ, учитывали практику мировой турсферы, включив парусную навигацию.
Согласно разработанной концепции, южный регион станет территорией с обширной сетью оборудованных портов. Причем марины выступят не только стояночными платформами для швартовки парусных кораблей, но и могут использоваться в качестве круглогодичных туркомплексов. Намечено строительство отелей, спа-комплексов, спортзалов, торговых точек, заведений общепита, лавочек с сувенирами, музеев. Разработаны меры по возведению бизнес-центра, благоустройству прогулочных территорий. Подробная схема, расширяющая прибрежную логистику, поможет желающим людям трудоустроиться в портах.
В ходе реализации программы, как заверили аналитики, удастся вывести пассажирское судоходство на приличный уровень, готовый конкурировать с зарубежным.
Парусный спорт является наиболее значимым в отношении получения неплохой прибыли для улучшения жизни страны. В успешно развивающихся странах, где водный туризм представлен на более высокой ступени деятельности, четверть доходов он поставляет в госказну. Область парусного туризма великолепно развивается, поддерживается властями полным ходом. В России же при обилии удобных водоемов, природных мест отдыха этот сектор изрядно страдает. Наблюдается дефицит кадров, нехватка доков, хотя спрос на яхтинг постоянно растет.
Разработка столь важной концепции является способом эффективно поставить «заплаты» на проблемные места. Направление, на которое возлагают надежды, готово развиваться, независимо от географии размещения портовых зон. Планируется на основе концепции разработать дорожную карту, предусматривающую конкретные структуры, шаги. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, государственная поддержка – глоток воды в пустыне проблем шкиперов.
Проект поможет внедрить программы для среднего и малого бизнеса, участвующего в продвижении парусного спорта.
Летом 2021 г. проект развития яхтинга в России утвержден на Азовском и Черноморском берегу. Ключевым элементом программы принято строительство марин, предложенное ГК «Альянс Марин Девелопмент». Компания придумала алгоритм расположения суперяхт. Согласно схеме 10 000 бортов найдут уютный, комфортный приют в 23 портах Черноморского побережья. На Черном море разместится 19 гаваней, Азовское море станет пристанищем для 24 марин. Благо, что уже построена действующая «Сочи Гранд Марина», рассчитанная на 300 швартовок, великолепно функционирует Имеретинский порт на 70 швартовочных площадок. «Запасными аэродромами» выступят в скором времени «Русское море» в Туапсинском районе, порт Геленджик, где могут швартоваться 250 лодок. Пока два последних объекта строятся.
На форуме, где обсуждались законодательные меры, упомянули турецкие берега. Прошлогодний судовой оборот у Черноморского побережья Турецкой Республики составлял 2 млрд. $ за сезон. Через 3 года прибыль от хождения парусников по волнам достигнет 10 млрд. $. Пресс-служба отметила, что российские яхтсмены вынуждены оставлять парусники в испанских, турецких маринах, затрачивая огромные деньги на обслуживание агрегатов. Назвали приблизительную сумму – 200 млн. евро, которые уходят на подобные мероприятия.
У Краснодарского края очевидны определенные преимущества, выгодные для продвижения яхтенного дела. В полной мере пока географические достоинства родной страны не используются. Яхтсмены швартуются в 9 объектах инфраструктурной сети. Два вышеуказанных порта (Имеретенский и «Сочи Гранд Марина») можно отнести к по-европейски оборудованным терминалам. Хотя русский туризм обладает далеко неслабым потенциалом. В связи с этим законодатели решили привлечь к черноморскому побережью яхтсменов-собственников, в настоящий момент предпочитающих держать суда за границей.
Туристическое пространство и курортный отдых в полной мере не приносят высокой прибыли без использования моря. За образец можно взять Лазурный берег Франции или североамериканский континент, продвигающий яхтинг десятилетиями. Отсюда и инфраструктуру можно считать у них развитой. Сфера привлекает больше туристов, автоматически приподнимая экономику на ступень выше. Стальные яхты-«ласточки», красивые белые паруса служат оригинальным декором курортных городов, привлекая все больше отдыхающих.
Вчера и сегодня
На развитии парусного туризма негативно сказался развал Советского Союза. После распада союзных республик регион Приазовья и Черноморья остался с изношенной инфраструктурой ремонтных доков. Банкротство ремонтных компаний, уход быстроходного водного транспорта за рубеж довели эту сферу до полного упадка, закрытия портов, разорения. В советские времена речным, морским пассажиропотоком можно было похвастать на страницах журналов и газет. Жители городов Приморья покупали билеты на «Кометы». Однако сегодня их можно встретить только в Адриатике, Эгейском море и на Средиземноморье. Эксплуатируются они турками, греками. В РФ этих лодок не осталось.
Портовой базой, в которой обслуживались «Кометы», служил курорт Сочи. Мастерские в нем находились в приличном состоянии, постоянно обслуживались высокоскоростные суда, ремонтировались версии на подводных крыльях. Теперь же на месте мастерской выстроили супермаркет. Недавно русские производители попытались заявить о «Кометах» вновь. Даже пустили новенькие корпуса от Ялты до Севастополя и обратно. Попробовали даже запустить лодки, курсирующие между Сочи и Новороссийском.
Однако современные катера уже более дорогие, требуют внимательного сервисного подхода, включения новых технологий, дорогих запчастей.
Неоднократные попытки запустить в Краснодарском крае морское сообщение часто заканчивалось фиаско. Можно в пример поставить компанию, открывшую весной 2021-го постоянные рейсы от Сочи до Новороссийска со стоянкой в Геленджике. Бренд «Водоход Экспресс» организовал курсирование «Комет» и лодки под названием «Грифон», осуществлявших рейсы дважды в день. На борту второго варианта могло поместиться 120 человек, на первом – на два пассажира больше. Время в пути составляло всего 60 мин. Однако взрослый билет стоил от начального до конечного пункта 4 000 руб. До пересадочного Геленджика – 600 руб. Оттуда до Сочи 3 600 руб. Сумма опять же высока для обычных людей. Но и оператор транспортных пассажирских перевозок заплатил за лодку 350 млн. руб. Ему приходилось оправдывать инвестиции. Сезон завершился в октябре, и о перспективах не сообщается.
Вышеуказанный опыт наталкивает на неизбежность призыва государства к помощи в продвижении яхтенного дела. Связано это вмешательство с необходимостью тратить слишком большие деньги на покупку транспортных средств. Регионы без поддержки правительства не справятся. Хотя следует понимать, что низкой цены на морские путешествия тоже не удастся установить. Люди часто хотят проехать на лодке по цене проезда на автобусе. Однако это невозможно изначально. Требуются большие вложения в развитие береговых объектов для организации пассажирских перевозок и установки приемлемых цен. Без внутрирегиональной субсидии о южном яхтинге вообще можно было бы забыть.
Почему без государства не обойтись?
Одной из ключевых трудностей, препятствующих продвижению парусного туризма, является отставание в техническом плане по сравнению с другими странами. На мировом пространстве, кроме Советского Союза, яхтинг в былые эпохи развивался активно. Советские же граждане о яхтах могли только слышать или читать в литературе. Фактически парусник ассоциировался с космическим кораблем. Обладатели яхт воспринимались как аристократы, заграничные буржуа. Стоянок для их лодок власти не предусматривали строить. За границей картина была иной, чем и объясняется отставание России в плане яхтинга на полвека по сравнению с капстранами. Теперь остается наверстывать упущенное с помощью государственных поддержек финансового характера. Понадобится спектр инновационных техник, расширение методов судостроения, эксплуатации.
Не менее остро обстоят дела с береговой экипировкой. Нехватка пирсов, защитных молов, гаваней влияет на развитие водного отдыха. Инвесторы рады были бы помочь, но купленный акватранспорт попросту ставить негде, за ними требуется уход, наблюдение со стороны технических работников.
Другой не менее острой трудностью эксперты считают высокую цену по ведению инфраструктурных портовых объектов для суперяхт. Парусные услуги представляют собой субъект автономного типа, цена на его строительство определяется множеством критериев. Индивидуальный характер проектов строится на основе измерения глубины, характера волн, числа стоянок, масштабов застройки. Однако не все порты принято считать на побережье глобальными. Крупным комплексам понадобится 200 млрд. руб. вложений. Но их будет единицы. Большинство гаваней предусматривает расход от 5 до 10 млрд. руб.
В результате шаги по реконструкции инфраструктурной ветки Черноморского побережья и Приазовья могут затребовать 800 млрд. руб.
Модернизация яхтенного туризма пойдет планомерно и успешно, привлекая туристов из разных уголков планеты, если инвесторы в сотрудничестве с властями поддержат эту сферу. Об успехе можно говорить, если государство определит территорию под строительство портов, поможет провести инженерные коммуникации, выстроит сооружения гидротехнического характера. Инвестор же займется возведением причалов, береговой линии, марины, апартаменты, офисные помещения, сервисные мастерские и заведения общепита.
«Тормозным фактором» выступает старое законодательство, неправильно организованный госконтроль. Некоторые нормативные акты Министерства сельского хозяйства по сей день регулируют функциональность парусного спорта. Турция, Европа и другие развитые страны полностью отдают отчет в том, что этот вектор является опорой для развития экономической отрасли страны и контролируются правительственными отделами.
А. Бойко («Буревестник групп») связал проблемы со сложностями явзаимодействия с пограничной службой, таможенными органами. В этом плане отечественная законодательная база также хромает. При этом танкеры, контейнеровозы, заходящие в русские порты под флагом оффшорных зон, не оплачивают таможенного сбора, налога. Почему-то этот момент никого не смущает. Хотя яхты, заходящие в акватории Российской Федерации не должны заниматься коммерцией без уплаты налогов. В результате яхтенный туризм, экономика страны в целом не получают хорошего толчка для прогресса.
«Маломерный флот», «яхтенный спорт» – понятия, полностью отсутствующие в законодательной сфере. Причем сюда входят не только весельные лодки, ведь к нему относятся яхты до 50 м в длину, вместимостью пассажиров до 20 персон. Отсюда очевидна важность строительства флота, разработки чартерного кодекса, законов, рассматривающих яхтенный туризм как прекрасный способ отдыха, и решающих вопросы эксплуатации. Нет даже единых прав, действующих в отношении управления парусниками. По сей день волнует тема, касающаяся признания прав иностранных шкиперов на территории РФ.
Яхтсменами эти проблемы часто озвучиваются, однако «воз и ныне там».
Скептикам вопреки!
Развитие яхтенной сферы положительным образом отразится на экономико-социальном сегменте деятельности общества. Южный регион страны наделен природными богатствами, хорошми климатическими условиями, которые помогут государству и инвесторам верно определить прогрессивный курс развития. Несмотря на скептические отношения некоторых, парусный спорт может составить достойную конкуренцию заморским водным видам отдыха.
Морские путешествия, прогулки под парусами нуждаются в поиске новых участков для причаливания. Россия для этого является «лакомым кусочком», поскольку страна обладает культурно-историческим потенциалом, отличается в гастрономических традициях. В связи с этим эксперты считают, что развивать парусное дело нужно как элемент экономики, социальной отрасли. Обустроенные гавани, комфортные лодки, уместная законодательная база привлекут туристов со всех уголков страны, зарубежья.
Правильно сформированные портовые площадки подарят возможность гражданам собственной страны успешно заниматься любимым делом. Многие скептики сомневались, когда эксперты планы по строительству сочинских марин громко заявили о проектировании. Скептики откровенно говорили, что проектировщики сошли с ума. Однако вопреки этим мнениям, марину построили. Сейчас она практически полностью заполнена. Геленджик скоро будет встречать участников регат, оставляющих до 250 фрегатов в гавани! Россия благодаря яхтингу выйдет на достойную международную ступеньку с использованием наработок технического потенциала, несколько его дополнив.
По мнению руководителя «Wind To Go» А. Савченкова, активное использование морской навигации решит огромное количество транспортных проблем на подходе к берегу в пик сезона. В настоящий момент на паруснике, идущим по Азовскому или Черному морю, крайне нелегко причалить к берегу, требуются мастерские навыки шкипера. Прогрессивное судоходство по морю мотивирует отдыхающих чаще обращаться к этому виду акватранспорта.
На парусных катерах люди быстрее доберутся до нужного пункта назначения, с комфортом отдохнут от будней, с легкостью швартуя кораблики на удобных площадках.