Финиширующие два последних тура кругосветной регаты – 7-й от Ньюпорта до Лиссабона и 8-й от Лиссабона до Лориена – принесли очень неожиданные результаты.

Формально не очень сложный этап «вольвовскими» воспринимается яхт-гонщиками по-особенному. Именно на этом моменте в свое время пришлось покинуть одну из суперяхт, поскольку в узловой части поворотного киля пошла течь, а дальнейшая экспертиза привела к запрету эксплуатации на мегаяхтах VOR этой конструкции данного узла. Так, КБ Б. Фарра отличилась таким нестандартным решением, что послужило возникновению проблем касательно последующих контрактов на гоночные суперяхты.

Также спортсмены припоминают и то, что на обратном пути сквозь воды Атлантики, трагически погиб их коллега Х. Горровец: он ночью вышел ненадолго, чтобы выкинуть мусорное ведро, однако его подхватила небольшая волна, которая обладала мощнейшей силой. Спустя некоторое время было найдено тело яхт-гонщика, которое так и не удалось вернуть к жизни. Невзирая на то, что с тех пор подобных случаев не было, тем не менее данный инцидент был вбит в память спортсменов очень крепко.

Ввиду этого неудивительно, что завершающийся трансатлантический этап Вольво Рэйс спортсмены стараются проводить более осторожно, нежели другие.

Невзирая на простоту, которая может показаться на первый взгляд, данный тур является достаточно сложным в плане тактики. Однако в планы яхтсменов привносит свои коррективы Гольфстрим, который несет их суперяхты на восток. Там их поджидает Азорский антициклон с его колоссальными штилевыми участками. При этом, «сверху» свободу маневренности на самой короткой дистанции по ортодромии ставят ограничения запретной границы ледового участка. Ко всему этому добавляется еще и дикая усталость – к концу дистанции усталости подвергаются все – и люди, и суда. Вот по этой причине все капитаны на данном этапе встают перед дилеммой: идти по длительному, но скоростному маршруту или отдать предпочтение короткой дистанции, но более медленной.

Выбор пути

Как известно, 17 мая во время старта яхт-гонки от Ньюпорта, подобный вопрос волновал всех команд-участников. Ответы у всех были самые разнообразные, к примеру, команда Донгфенг сообщила, что они не имеют какого-либо готового решения и будут стараться оттянуть момент его утверждения до последнего.

Как бы там ни было, но именно Донгфенг взяла лидирующую позицию сразу после начала старта. Для экипажа данной лодки было очень многое поставлено на карту: шанс на победу в регате не был полностью утрачен, поэтому за выигрыш надо было побороться, особенно стараясь опередить Абу Даби, которая возглавляла турнирную таблицу.

Вместе с тем выиграть хотят все участники, поэтому ситуация развивалась следующим образом: 19 мая текущего года на «гольфстримовский конвейер» были поставлены 4 лодки, которые находились в нескольких милях друг от друга.

Неоднократно было подчеркнуто, что изменение класса вольвовских мегаяхт на монотип привела к крайне неприятному результату: располагая одинаковыми по скоростным характеристикам лодками, капитаны опасались идти на риск и искать «свой» ветер. Теперь яхты очень тесно держаться друг друга, лидеры не в состоянии оторваться на достаточно большое расстояние, а аутсайдеры не рискуют выполнить решительный маневр и идти к финальной точке самостоятельно. В такой ситуации просматривается следующая картина: как только лидер примет какое-то решение касательно тактики, то ему последуют и другие команды.

20 мая регату возглавила команда лодки Тим Брунел, где капитан принял решение идти маршрутом на север. Его примеру последовали и другие экипажи морских суден.

Так началась настоящая трехдневная борьба, где лодки шли борт о борт.

К 23 мая текущего года все 6 суперяхт, уже к этому моменту возглавляемые Донгфенг, достигли восточного участка «запретки». Отныне перед яхтсменами появилась новая задача: как обойти Азорский антициклон по-быстрому северному маршруту либо «медленному» южному. И тут неожиданно повел «женский» экипаж SCA: женщины пошли на пятьдесят миль севернее от центральной части антициклона.

Это крайне радикальное решение, которое требует достаточного уровня знаний и опыта. Вместе с тем, удача тоже не будет лишней. Данное пожелание было услышано Всевышним: суперяхта SCA получила свежий ветер и за 24 часа лодка минимизировала свое отставание от лидера Донгфенг со 100 до 15 миль, при этом опередив Абу Даби.

Но вот дальше… Дальше у лидера появились очень серьезные неприятности. Команда Донгфенг первой прошла антициклонную область, после чего сделала поворот, подставив паруса попутному ветру. Преимущество данного экипажа возрастало ежечасно, но внезапно судно попало в безветренную зону и остановилась. Экипаж бессильно наблюдал за тем, как их шансы на победу очень быстро тают. Их соперники прошли с хорошим попутным ветром в нескольких метрах от лодки Донгфенг.

Прибытие в Лиссабон

Так, рано утром 27 мая первой в Лиссабон прибыла мегаяхта Тим Брунел, не только существенно улучшившая свою позицию, но и одержавшая шанс выиграть яхт-гонку в целом. Для Буве Бекиинга такая победа была особо ценна, поскольку именно его судно затонуло во время второго транатлантического этапа в 2006 г.

Спустя 22 минуты, вслед за Брунел, финишировала испанская команда, но вот за третье место развернулась настоящая война между Донгфенг и Алвимедика. 

Как сообщил Ш. Кодрелье, он не сомневался, что его команда окажется на пьедестале, однако экипаж попал в штилевую зону и Алвимедика догнала их. И тут команда Кодрелье опять оказалась не на высоте по причине неоказания соперникам достойного сопротивления. После этих слов, капитан французского экипажа стремительно покинул пресс-конференцию, отказавшись сделать несколько фотоснимков. И его можно понять. На финишном лавировании Донгфенг проиграла Алвимедика всего лишь 55 секунд, тем самым уступив третье место соперникам.

Пятое место заняла команда Абу Даби, сохранив при этом общую лидирующую позицию. На этой стадии, кроме тактических ошибок, суперяхта столкнулась с роковым невезением – по причине болезни из строя вышли два члена экипажа. Учитывая, в каком напряженном ритме выполняют свою работу команды мегаяхт класса VO 65, неудивительно, что яхтсмены, которые остались на палубе, не сумели работать за двоих. Последними в Лиссабон прибыли девушки. Их стремительного рывка в сторону северной части не хватило в полном объеме, чтобы отыграть первый проигрыш мужской команде.

Тем не менее, девушки взяли реванш в последнем восьмом туре, на коротком отрезке дистанции до французского городка Лориена.

На этой стадии к яхт-гонщикам присоединился экипаж парусной лодки Вестас, который починил свое судно в результате поломки на втором этапе. Естественно, для них уже было все кончено, но участия в регате потребовали и организаторы, и спонсоры. На протяжении нескольких месяцев экипаж судна вместе с персоналом судоверфи Персико проводил ремонт своей яхты.

Женщины наносят ответный удар

Таким образом, то ли отобразилась небольшая длина этой зоны, то ли участники выложились на полную и выдохлись в акватории Атлантики, но такой небольшой тур перевернул всю сложившуюся иерархию в яхтинге с ног на голову. Стоит сразу отметить то, что победу одержали все-таки женщины. Ранее приходившие последними они собрались с силами и сделали последний рывок к победе и выиграли. Несмотря на то, что этап был коротким, но довольно-таки непростым. Удачное начало старта женской команды привела к тому, что обыкновенная смена метеоусловий сделала свое дело.

На маршруте вдоль португальского побережья ветерок благоприятствовал женскому экипажу. Он оторвал лодку от остальной флотилии и стремительно направил в сторону Бискайского залива, к мысу Фенистерре, который еще именуют как «мыс смерти». И он все-таки оправдал свое наименование – суперяхты встречали ветровые порывы, скорость которых достигала 40 узлов и крайне тяжелым волнением. В некоторых местах волны достилали высоты в семь метров. В подобных условиях морской болезнью начали страдать даже морские волки. Так, на лодке Тим Вестас из строя была выведена почти половина экипажа. А в это время, женская команда активно шла вперед при ветре в 10 узлов, тем самым наращивая отрыв.

Однако одной морской болезнью на Тим Вестасне ограничилась. У данного судна открылась течь, которую достаточно продолжительное время не смогли обнаружить. А на судне Донгфенг вновь вышел из строя опреснитель, но к счастью яхтсменам до береговой линии оставалось всего лишь 20 часов хода, а не дней, как это было в водах Южной Атлантики. В общей сложности, этап, о котором многие думали, что его можно будет пройти с легкостью и без труда, в действительности оказался самым изнуряющим, так как океаническая акватория не хотела расставаться со спортсменами «просто так».

В данной ситуации были счастливы лишь две команды: женская Team SCA по причине того, что она продолжала лидировать и Абу Даби, которая гарантированно выигрывала регату между двумя суровыми соперниками.

В конечном итоге, первыми пришел женский экипаж, у которого, казалось бы, нет никаких шансов одержать победу в этой яхт-гонке, за ними пришла команда Тим Вестас и последнее призовое место заняли яхтсмены Донгфенге. Это полная смена лидеров!

Абу Даби в Лориене была лишь третьей, тем самым обеспечив себе досрочную победу в Вольво Оушен Рэйс независимо от результатов последнего этапа. Как сообщил капитан данного судна на пресс-конференции, яхт-гонка еще не окончена, впереди их ждет еще один тур, и он со своей командой приложат все усилия, чтобы его выиграть.

Что же касается седьмого этапа, то тут несколько команд получили штрафные очки за строгое несоблюдение правил в области разделения судоходного трафика неподалеку от американского побережья. Так, Мапфр и Донгфенг получили по одному штрафному баллу, а SCA – два балла.