Потеря киля – серьезная проблема, волнующая любого яхтсмена. Перед гонками или обычным путешествием приходиться подумать над ответами более тщательно. Что полезно узнать?
В истории яхтинга немало примеров, когда лодка тонула или терялся киль. Вспомнить хотя бы 2005 г., когда затонуло судно «Бавария Матч» и многие другие. Для того, чтобы удостовериться в неправильном подходе к килю, достаточно взглянуть на внушительный список затонувших лодок, составленный блогером Interesting Sailboats 7xporno porzo Паоло Пернао. Печальная статистика…Недавний случай в 2018г. Davidson 50 в очередной раз подтверждает: необходимо серьезно обратить внимание на киль!
При этом вопрос стал настолько актуальным, что поиском ответов занимаются не только рядовые яхтсмены. Решает эти вопросы и крупная организация парусного спорта World Sailing. Руководство ищет законодательные пути решения многих ситуаций, связанных с затоплением лодок из-за киля.
Статистика! Начиная со второй половины 80-х, больше 75 яхт лишились киля, унеся в море жизни 28 людей.
Причем это цифры официальной группы статистов. Как на самом деле обстоят дела, остается догадываться. Точные показатели несчастных случаев на воде знакомы лишь Небесной канцелярии.
Причины катастроф
Частично лодки и экипажи пострадали из-за столкновений и утери килевой части. Аварии происходили как при встрече с мелью, так и при столкновении с подводными лодками, рифами. Отчасти происходили такие вещи из-за неудачного дизайна судов, некачественно выполненной сборки. Пример последнего фактора – лодка «Бавария Match 42» и версия «Oyster 825».
Отдельные случаи в истории яхтенного спорта касаются агрессивной манеры эксплуатации судна. Игнорирование своевременного ремонта, обслуживания после посадки на мель также негативно сказывается на состоянии конструкции, приводя к печальным последствиям. В этом плане демонстрирует такое отношение суперяхта Cheeki Rafiki.
Остальные суда теряли киль по невыясненным обстоятельствам. Красноречиво говорит об этом история с Comet 45. Но эту лодку в отличие от многих «сородичей» со дна поднять удалось. Верфь не проводила расследование по этому делу. Но лодка находилась в собственности британцев и использовалась в чартерных рейсах. По этой причине Британское бюро расследований подключилось, начав собственное расследование.
Киль так и будет отделяться от корпусной части в перспективе, если яхтсмены вплотную не возьмутся за головную боль для ее устранения. Ключевым фактором, провоцирующий образование проблемы и ее нарастание, являются обыкновенные болты. С их помощью крепится киль к корпусу. Не удивительно, что его легко потерять.
На таком способе фиксируется практически вся конструкция, потому пришло время кардинального пересмотра технических подходов в строительстве морского транспорта. Многие владельцы яхт ошибочно полагают – киль в особом внимании не нуждается. Наоборот! Практика показывает необходимость пересмотра отношения. Пока заблуждение будет фигурировать в яхтинге, катастроф на воде не избежать, как и дорогого ремонта моделей.
Профилактика проблемы
Пора подумать о превентивных мерах в техобслуживании. Четко установленный регламент в отношении сервисного обслуживания поможет решить вопрос, хотя бы частично уменьшая аварийность и гибель людей.
На сегодняшний день даже в государствах с установленным подобным регламентом, проблематика килей не рассматривается, а зря. Сервисмены не особо делятся секретами по уходу за килем, не разработана система точных указаний в отношении этой важной части оборудования. Как выявить износ киля – по сей день решается проблема лишь тогда, когда она уже нарисовалась. Киль, хорошо выглядящий, без явных дефектов, не вызывает сомнений в рабочем состоянии у владельца . Судовладелец уверен в его длительном сроке службы. Мнимая, опасная уверенность, ведущая к сложности на маршруте, неоправданному риску…
Само по себе отношение яхтсменов к килевому оборудованию неверное в корне. В этом заключается «соль» проблемы. Согласно законодательной базе Европейского Союза, существует гарантия водного рекреационного судна в дизайнерском плане. Но проверки ТО в этом регламенте, к сожалению, не обозначены.
О тонкостях расследования аварийных ситуаций также не говорится.
В целом работа по исследованию причин формирования аварийной ситуации на воде отведена Европейскому агентству по морской безопасности. Называется организация EMSA. Предприятие берет на себя ответственность за расследование катастроф. Однако сотрудникам этой службы отведена роль в расследованиях только в отношении прогулочных судов, катеров частного характера. Большая часть стран не занимается выяснениями обстоятельств крушения частных яхт. Поскольку некому за эти мероприятия отвечать, напрашивается невольный и очевидный вывод: сбор достоверных сведений о системно-аппаратных ошибках ремонта, строительно-архитектурных недочетах проводить некому. Хотя такая информация порядком помогла бы пересмотреть технические тонкости производственного процесса лодок.
Директива об эксплуатации и уходе прогулочных судов нуждается в коррекции. Возникает необходимость в создании специализированного ведомства, такого как EMSA, для выявления причин крушении на воде и в формате частных водных транспортных средств.
Поскольку отсутствует продуманная регуляция проблематики килевых потерь в европейских странах, за дело берется World Sailing. Всемирная организация парусного спорта намерена заняться учреждением обязательной инспекции состояния килевого оборудования. Цель – увеличить объем контрольных мер в строительной сфере, конкретно в цехах по изготовлению парусников.
Добиться этого нужно не на бумаге, а действовать строго по правилам и показать реальные результаты.
Однако юридическая составляющая международной организации пока действительна лишь касательно яхт, участвующих в регатах, опираясь на правила яхтенного спорта. Охват круизных судов не вошел в перечень подопечных организации. Вместе с тем, World Sailing дала отличный старт, мотивируя обратить внимание на столь важный вопрос на правительственном уровне.