Если швартоваться к бую не так сложно, если немного потренироваться, то с причалом все может оказаться сложнее. Проблема в том, что если с первого раза не получилось, вторая попытка не всегда возможна. То есть, продумывать все нужно заранее.
Как подготовиться к возвращению к причалу
Перед тем как совершать маневр, оцените обстановку и, что главное – не спешите:
– ложитесь в дрейф перед решающим ходом;
– убедитесь в направлении ветра, обратите внимание, не порывист ли он и насколько порывы сильны, не меняет ли он характер в бухте;
– изучите течение – скорость, направление относительно ветра;
– посмотрите, как двигаются другие лодки (не сносит ли их, в какую сторону их сносит, насколько и т.п.);
– для большей устойчивости и облегчения управления яхтой опустите шверт;
– достаньте швартовы, прикрепите их к уткам на носу и корме и разложите на палубе так, чтобы они ни за что не цеплялись;
– концы сложите так, чтобы было удобно бросить их в любой момент;
– установите кранцы для смягчения удара борта о причал.
Техника
Чтобы не усиливать риск удара бортом и повреждения, швартоваться лучше к подветренной стороне. С наветренной стороны подходить лучше в тихую погоду.
Идеально к причалу подходить в бейдевинде под углом 45 градусов – параллельно к стенке встаем только в последний момент. Уберите стаксель – вам нужен только грот.
Чтобы лодку не снесло, заведите швартовы на кнехты.
Если у вас небольшая лодка, к причалу лучше подходить бакштагом и начинать разворачиваться на расстоянии несколько корпусов – спускайте паруса, вывешивайте кранцы и медленно дрейфуйте вдоль причала. На крупном судне действуем немного по-другому: нужно бросить якорь на некотором расстоянии от места швартовки, чтобы было место для маневра.
Подходить стоит с заполощеннными парусами, а подойдя к причалу, закрепить сначала носовой швартов, а только потом все остальные.
Чтобы гик или полотнища не зацепились за крепления, как можно скорее спустите все паруса.
Когда вы только учитесь швартоваться к причалу, лучше делать это в то время, когда лодок в принципе мало. Например, в “несезон”, когда отдыхающих мало, либо в те часы, когда большинство лодок в море. Конечно, сегодня это сложно, но стоит попробовать найти бухту, не пользующуюся популярностью, т.е. ту, на которой всегда мало яхт. Иными словами, обеспечьте себе простор – это сбережет и ваши нервы, и чужие лодки от ударов.